'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 155

Просмотры  53 просмотров

Кондратьева А.А., Карпова Н.В.

  


ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье представлен обзор методики реализации комплекса занятий рекреативно-оздоровительной направленности для старшеклассников, отнесенных к специальной медицинской группе, а также результаты оценки ее эффективности.   

Ключевые слова:
здоровье, физическая подготовленность, специальная медицинская группа, рекреативно-оздоровительные занятия, методы контроля, комплексные пробы   


Обучение физической культуре является важным компонентом учебного процесса в школе, так как оно направлено на развитие физического и психического здоровья школьников и формирование физической культуры личности. Кроме того, занятия физической культурой способствуют формированию социальных норм и ценностей, а также научению работы в команде и совместного решения задач [12, с. 7].Однако несмотря на то, что в плане информации о здоровом образе жизни, вреде вредных привычек широко освещается на телевидении, радио, Интернете, рост заболеваний продолжается. Согласно данным статистики в настоящее время среди детей и подростков отмечается, неуклонный рост болезней сердечно-сосудистой системы, которые несмотря на снижение соответствующего показателя за шестилетний период на 13% выступают ведущей причиной инвалидизации и смертности населения [11].Кроме того, устойчиво сохраняется тенденция ухудшения здоровья учащихся к окончанию школы. Так, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие [5]:– значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%,– стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина школьников 7- 9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни,– увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет – 3 диагноза, 16-17 лет – 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний, что обуславливает выделение последних в специальные медицинские группы (СМГ) [3, с. 91]. Школьники в СМГ имеют ограничения по физической активности, нарушения опорно-двигательного аппарата, они могут столкнуться с ограниченным движением, болезненным состоянием и другими физическими ограничениями, которые делают выполнение упражнений сложным и после которых могут возникать болевые ощущения и усталость, в силу чего они часто сталкиваются с низкой самооценкой и проблемами в социализации. Решение данной проблемы требует совместных усилий педагогов, медицинских работников и родителей, чтобы дети со специальными потребностями могли получить полноценное образование и развитие в области физической культуры. В этой связи, проблема оздоровления старших школьников, находящихся в СМГ, во внеурочных занятиях требует разработки специальных методических подходов и внедрению новых методов и средств их оздоровления. Одним из таких методов является организация и проведение рекреативно-оздоровительных занятий в рамках внеурочной деятельности по физической культуре.Рекреативно-оздоровительные занятия – это вид занятий по физической культуре, направленных на восстановление сил и энергии в процессе двигательной активности [14, с. 11]. В общеобразовательных учреждениях рекреативно-оздоровительные занятия могут включать следующие виды физической активности: вводная гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки, походы, спортивные мероприятия, оздоровительно-реабилитационные мероприятия, рекреативно-оздоровительные мероприятия, а также применение современных ИКТ по основам гигиены. Особенности применения рекреативно-оздоровительных занятий со школьниками специальной медицинской группы заключаются в необходимости подбора упражнений в соответствии с возможностями здоровья обучающихся, дозированной нагрузки, соответствия интересам школьников, а также оздоровительного эффекта двигательной активности.Цель исследования – разработка и обоснование эффективности методикиреализации комплекса занятий рекреативно-оздоровительной направленности для старшеклассников, отнесенных к специальной медицинской группе.Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Лосино-Петровский Московской области, расположенного по адресу: 141151, Московская область, город Лосино-Петровский, ул. Строителей, д.2.В исследовании приняли участие обучающиеся 10-11 классов в количестве 54 человек, из них 20 человек отнесены к специальной медицинской группе. Следовательно, было сформировано 2 группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) по 10 человек в каждой.К контрольной группе были отнесены старшеклассники, отнесенные к специальной медицинской группе, продолжающие заниматься по общеобразовательной программе внеурочной деятельности. Занятия данной группы включали упражнения с базовым спортивным инвентарем (скакалка, мячи, обруч), гимнастику и спортивные игры (волейбол).Экспериментальную группу составили старшеклассники, отнесенные к специальной медицинской группе, проходившие занятия рекреативно-оздоровительной направленности. Обучающиеся данной группы посещали разработанные занятия оздоровительной направленности в рамках дополнительных занятий по внеурочной деятельности по физической культуре. Старшеклассникам экспериментальной группы было предложено принять участие в занятиях оздоровительной направленности с применением элементов восточных танцев с движениями рук, а старшеклассники контрольной группы продолжали обучение по общеобразовательной программе внеурочной деятельности по физической культуре. Занятия рекреативно-оздоровительной направленности проходили один раз в неделю. Итого 18 занятий – 18 академических часов. Программа курса занятий разбита на три периода: 1) подготовительный период (4 занятия),2) основной период (10 занятий),3) заключительный период (4 занятия).Структура занятий с школьниками специальной медицинской группы состояла из трех частей: вводная часть (дыхательные упражнения, разминка), подготовительная часть (общеразвивающие упражнения, элементы индийских танцев) и заключительная часть (дыхательные и расслабляющие упражнения). Каждое занятие включало варианты упражнений, исходя из симптоматики и ограничений заболевания обучающегося. Для оценки эффективности предлагаемого комплекса занятий рекреативно-оздоровительной направленности применялись как социометрические методы (анкетирование по субъективной самооценке здоровья по методике В.П. Войтенко), так и физиометрические методы контроля, включая изучение интегральных показателей (ЧСС, проба Руфье, АД и реакция АД на физическую нагрузку, пробы Штанге, пробы Генча, оценка адаптационного потенциала по Баевскому, измерение стресс-индекса SI (ИН) по Н.А. Тишутину). Для проведения обработки результатов педагогического исследования был использован метод математической статистики, где рассчитывались: среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, t-критерий Стьюдента (t).После применения комплекса занятий рекреативно-оздоровительной направленности проводилось повторное тестирование по отобранным ранее методам диагностики. В ходе статистического анализа выявлены достоверные различия показателей экспериментальной и контрольной групп (табл.1):Таблица 1. Групповые статистики. /Представим шкалы, по которым выявлены значимые различия и их групповые статистики при помощи данных таблицы 2.Таблица 2. Сравнение средних показателей экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе. /Метод математематико-статистической обработки данных – t-критерий Стьюдента позволил выявить значимые различия на уровне р ? 0,05 по следующим шкалам: самооценка здоровья, индекс Руфье, пробы Штанге, адаптационный потенциал и функциональное состояние организма до и после физической нагрузки.Анализ результатов исследования показал достоверную эффективность разработанной программы занятий рекреативно-оздоровительной направленности, основанной на восточных танцах с элементами движений хасты рук. Данная программа способствовала укреплению здоровья, а также повышению уровня физической подготовленности старшеклассников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Лосино-Петровский Московской области, отнесенных к специальной медицинской группе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кондратьева А.А., Карпова Н.В. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 903 - 911. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12394 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12394



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.