'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 104

Просмотры  19 просмотров

Беляева Т.Н.

  


ТЕМА ВОЙНЫ И МИРА В ПОЭЗИИ XVIII ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА М.В. ЛОМОНОСОВА) *

  


Аннотация:
в статье представлен анализ поэзии XVIII века и исторического контекста эпохи. Тема войны и мира рассматривается на примере творчества М.В. Ломоносова. Приводятся доказательства того, что ода Ломоносова – факт национального самосознания.   

Ключевые слова:
Ломоносов, ода, поэзия, война и мир   


Русская военная поэзия возникает в XVIII веке. Идеологически она практически полностью совпадает с государственным взглядом на исторические события. В стихотворениях не изображаются поражения русский войск, в них не может открыто критиковаться экспансионистская политика Екатерины II. Поэзия XVIII века вынуждена утверждать две взаимоисключающие идеи: восхвалять победы русского оружия и прославлять Екатерину II как миролюбивую императрицу. «Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над Турками и Татарами и на взятие Хотина 1739 года» М.В. Ломоносова стала образцовым произведением для современников в плане раскрытия батальной темы. Но это произведение, как и другие лирические тексты XVIII, в которых изображались военные события, не содержит конкретных и реалистичных деталей, действий на поле боя. Вместо пушек и мушкетов в стихотворении гремит гром, «гремящие перуны блещут», русские воины именуются «россами». Или, например, у Г.Р. Державина в оде «На взятие Измаила» враги именуются «омарами», в «Оде на истребление врагов и изгнание их из пределов любезного Отечества» П. И. Голенищева-Кутузова дракон олицетворяет врага, вражеское государство. Уход от фактического содержания к легендарно–абстрактному связан с тем, что у авторов XVIII века отсутствовал конкретный военный опыт. Ключевым же способом описания сражений была «баталистика» М.В. Ломоносова.Русское воинство в понимании М.В. Ломоносова – это лев, разящий стаи волков. В батальных эпизодах поэту важно подчеркнуть прямолинейность действия русских войск, символизирующую неизбежность их победы. Если «тьма татар» приближается к «Российской силе», коварно «кругом объехав», то российское воинство «чрез быстрый ток на огнь дерзает». Особой выразительности в батальных эпизодах М.В. Ломоносов достигает благодаря использованию метафор с целью подчеркнуть грандиозность и историческую значимость боя: «Не медь ли в чреве Этны ржет / И, с серою кипя, клокочет? / Не ад ли тяжки узы рвет /И челюсти разинуть хочет?» [2].Ломоносовская «военная» торжественная ода становится образцом для авторов екатерининской эпохи: считалось, что Русский Пиндар создал стилистический и тематический эталон героического стихотворения. «Не было практически ни одной военной оды или поэмы, начиная с 1769 года – первого года военных сражений с Оттоманской Портой, – которая бы не содержала отсылок к установленному Ломоносовым канону», – констатирует В. Проскурина [4]. В одах Ломоносова есть определенная аксиологическая система: абсолютной ценностью автором признается спокойствие, мир. Одним из самых узнаваемых мотивов в творчестве М.В. Ломоносова является мотив тишины. Кузьмин А. И. в труде «Героическая тема в русской литературе» говорит о том, что, противопоставляя в военных поэтических текстах Россию и иные государства, М.В. Ломоносов часто рассуждает о двух государственных путях: мира и добра (истинном, русском) и войны и насилия (ложном, пути противников Российской Империи). В торжественной оде 1759 года Елизавета Петровна представляется «ангелом мира», вынужденная смирять Фредерика II.Оды М.В. Ломоносова отличаются от других од екатерининской эпохи тем, что, несмотря на формальную поддержку в них внешней политики Елизаветы, поэт обладает достаточной смелостью и идеологической самостоятельностью, чтобы предлагать императрице свой, миролюбивый, исторический сценарий: «Мы ждем желаемого гласа: / «Еще победа, и конец, / Конец губительныя брани». / О боже! мира бог, восстани, / Всеобщу к нам любовь пролей, / По имени Петровой дщери /Военны запечатай двери, /Питай нас тишиной твоей» [3]. Однако же по мнению лирического героя, именно жажда истинного европейского мира заставляет русского монарха участвовать в войне: «Велика божеством природным, / Восходит выше тишиной, / Чтоб жить союзникам свободным, /Жалея, двигнулась войной» [3]. Одописцы второй половины XVIII века будут часто использовать этот прием для оправдания зарубежных военных кампаний. М.В. Ломоносов, который возвышал героизм русского воинства в имперских войнах, все же держал ориентир на мир и тишину. Источником топоса тишины в поэзии М.В. Ломоносова могли быть манифесты Екатерины II, в которых мотивы мира/тишины и войны взаимосвязаны. Например, в манифесте о принятии в состав России Крымского полуострова 1783 года желание вечного мира между Российской Империей и Оттоманской Портой становится одним из поводов для аннексии татарских территорий. Таким образом, в течение 1740–1750–х годов в военной поэзии, в частности, одах М.В. Ломоносова, разрабатывается тема войны и мира. В екатерининскую эпоху идея больших побед становится не менее важной, чем идея тишины – они участвуют в создании поэтического образа императрицы. Решающую роль в формировании этого образа сыграла внутренняя противоречивость Екатерины II: с одной стороны, она желала слыть просвещенным европейским монархом, предпочитающим войне дипломатию, с другой – хотела увеличить пределы России, уподобившись тем самым Петру. Мы можем сделать в вывод, что ода Ломоносова – факт национального самосознания, постижения мира через осмысление основной темы: могущества России и своей причастности к ней, к ее народу, ее культуре.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Беляева Т.Н. ТЕМА ВОЙНЫ И МИРА В ПОЭЗИИ XVIII ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА М.В. ЛОМОНОСОВА) // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 648 - 651. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12343 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12343



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.