'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 101

Просмотры  98 просмотров

Кожевникова Э.В.

  


ПОНЯТИЕ «ЭМОТИВНОСТЬ» И ПОДХОДЫ К ЕГО РАССМОТРЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается междисциплинарное понятие «эмотивность» и соотношение понятий «эмоция», «эмотивность», «эмоциональное», «эмотивное». Эмотивность представляется как психологическое, языковое и речевое явления, с этой точки зрения эмотивность становится предметом изучения не только психологии, литературоведения и лингвистики, но и смежных наук и направлений – психолингвистики, когнитивистики, теории дискурса и др. Также в статье описываются различные подходы к изучению эмотивности в современной лингвистике.   

Ключевые слова:
эмотивность, эмоция, эмотиология, эмотивность текста, эмотивная лексика   


Эмотивность, являясь междисциплинарным понятием, исследуется во многих науках, в число которых входит психология, психиатрия, физиология, философия, лингвистика и др. Невозможно утверждать, что эмотивность можно рассмотреть в полной мере с какой-то одной стороны – каждая из дисциплин изучает свою строго регламентированную область этой категории. Интерес же к данной теме обусловлен спецификой предмета исследования самой эмотивности – организация и функционирование эмоциональной жизни человека. Отметим, что чем больше работ появляется по этой теме, тем больше нерешаемых вопросов открывается перед исследователями.Сложность исследования определяется невозможностью оценить механизмы формирования и проявления эмоций. В философии принято считать эмоции характеристикой отражения внешней действительности, отражения оценки внешнего и внутреннего миров [10]. Однако эмоции являются сложным соединением химико-физиологических, нейрофизиологических и психологических процессов. Так, на уровне физиологии и нейрофизиологии исследуется место локализации эмоций, нейронная активность отдельных участков головного мозга [3], физиологические реакции – тонус мышц, величина зрачков, сердечный ритм и др. Философская проблема бытия эмотивности не решена даже на уровне гипотезы [9]. Психологи рассматривают эмотивность как проявление эмоциональности, а эмоции – как проявление различных типов переживаний [4]. В основе эмоций, по мнению психологов, лежат разные типы переживаний, что предопределяет многообразие самих эмоций. Однако количество самих эмоций определить невозможно, так как в зависимости от выбора критерия классификации их количество значительно варьируются. Мы, вслед за К. Э. Изардом, будем считать предметом исследования эмотиологии отдельные базовые эмоции [4]. Эмотивность также занимает одно из центральный мест исследования в литературоведении, т.к. именно она участвует в формировании художественных образов персонажей, усиливает общую эмоциональность произведения, лежит в основе формирования отношения к героям и др. Под эмоциями в художественном тексте Н. А. Красавский понимает воплощение реальности, которая формируется авторским сознанием в совокупности с объективной реальностью (действительностью) и воображением [7]. Без эмотивности невозможно полноценное описание чувств и мыслей персонажей, места и времени происходящих действий, а также нельзя будет выявить оценочные интенции автора. Для рассмотрения эмотивности в тексте вводится понятие эмотивного кода. Н. С. Болотнова эмотивным кодом считает «систему сигналов эмотивности текста, отражающих общий пафос произведения, его прагматический заряд и эмоциональное отношение автора к описываемым реалиям художественного мира» [2, с. 134-138]. В течение долгого времени проблема отражения эмоциональной составляющей не являлась предметом исследования у лингвистов. Несомненно, на это влияло мнение Э. Сепира, который утверждал, что эмоции не являются составляющими семантики слова и, следовательно, не присущи самому слову. П. Е. Клобуков отмечал, что «…чтобы узнать, каким образом эмоция как явление объективной действительности отражается в языке, мы должны в первую очередь исследовать основу существования и строения эмоции как внеязыкового феномена» [5, с. 110].Опираясь на данные разных наук, лингвистика, объединяя вопросы изучения эмоций и механизмов их проявления, формирует новую область знания – эмотиологию (термин В.И. Шаховского). В.И. Шаховский понимает эмотивность как «…функционально-семантическую категорию, служащую для внешней трансляции носителями языка (языковыми личностями) своего эмоционального состояния и отношения к миру и обладающую парадигматичностью на лексико-семантическом уровне» [12].Эмотивность является сложным феноменом, объединяющим психологические, речевые и языковые факторы, поэтому исследования эмотивности ведутся с учетом этих факторов.В настоящее время ученые пользуются разграничением понятий «эмоция» и «эмотивность», предложенным В. И. Шаховским. Эмоция является категорией психологии, а в лингвистике она трансформируется в эмотивность, т. е. в «имманентное свойство языка выражать психологические (эмоциональные) состояния и переживания человека» [12]. Е.Ю. Мягкова в своей работе «Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования» придерживается мнения В.И. Шаховского и относит понятие «эмоциональный» к психологическим наукам, а понятие «эмотивный» к языковым [8].Лингвистический подход к изучению эмотивности можно разделить на следующие направления: семасиологическое, психолингвистическое, дискурсивно-функциональное и когнитивное.Семасиологическое направление исследует проблемы классификации эмоций в языке, коннотацию лексической семантики и метафорические способы выражения эмоций в языке. Л.Г. Бабенко утверждает, что эмоции имеют двоякий способ обнаружения в языке: во-первых, проявляются как «эмоциональная окраска, возникающая в результате прорыва в речь говорящего его эмоционального состояния в виде эмоциональных оценок», т.е. выражение эмоций в языке, и, во-вторых, отражаются «языковыми знаками как объективно существующая реальность», т.е. лексика эмоций - «слова, предметнологическое значение которых составляют понятия об эмоциях (слова типа «боязнь»)» [1]. В.И. Шаховский устанавливает, что «эмоции говорящего коллектива вербально представлены в различных группах лексики: 1) лексика, называющая, обозначающая эмоции, 2) лексика, описывающая эмоции, 3) лексика, выражающая эмоции» [11].Психолингвистическое направление рассматривает вопросы эмотивности, опираясь на формирование и функционирование индивидуального лексикона. Эмотивная лексика «...для реального носителя языка составляет лишь малую часть всего многообразия слов, которые он /она использует для выражения и понимания чувств и эмоций» [8, с. 43]. Результатами таких исследований можно считать вариативность выражения эмоций в различных сообществах. Дискурсивно-функциональное направление представляет собой комплекс методов интерпретации разнообразного рода текстов или высказываний в качестве результата речевой деятельности людей, которая осуществляется в конкретных общественно-политических обстоятельствах и культурно-исторических условиях. Ю.С. Степанов рассматривает дискурс как «особое использование языка для выражения особой ментальности, особой идеологии, особое использование влечет активизацию некоторых черт языка, особую грамматику и особые правила лексики» [10, с. 38-39].Когнитивное направление анализирует вопросы организации эмоциональных концептов, ядром которых является слово-название эмоции. Современная наука доказала связь когнитивных и эмоциональных процессов. Таким образом, филологи, придерживающиеся когнитивного направления, рассматривают эмотивный компонент как часть системного значения слова: эмотивное значение слова ассоциируется с определенными эмоциональными представлениями, сопровождающими любое понятие [12].Итак, ученые, исследуя область проявления эмоций, пришли к следующему разделению понятий: «эмоциональность», «эмоции» исследуются в психологии, а «эмотивность» является предметом изучения в литературоведении и лингвистике. Такой подход выводит термин эмотивности в число сложных феноменов, нуждающихся в глубоком изучении, явлений, соединяющих данные разных наук. Междисциплинарность этого термина подтверждают и существующие в современной науке различные подходы к изучению категории эмотивности, поэтому можно с уверенностью отнести проблему эмотивности к одной из сложных, но интересных и актуальных в современной науке.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кожевникова Э.В. ПОНЯТИЕ «ЭМОТИВНОСТЬ» И ПОДХОДЫ К ЕГО РАССМОТРЕНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 626 - 632. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12340 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12340



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.