'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 100

Просмотры  20 просмотров

Денисенко Е.С.

  


ПРИЧИНЫ УХУДШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРИТЕТА РЕЖИМА ЧАУШЕСКУ *

  


Аннотация:
в статье автором рассматриваются наиболее важные причины ухудшения на международной арене имиджа коммунистического режима Румынии при правлении страной Николае Чаушеску. После публичного осуждения в 1968 году румынского лидера вторжения Красной Армии в Чехословакию, имидж страны на международной арене был довольно положительный, однако, уже к 1980-м годам антисоветская риторика Николае Чаушеску привела к тому, что страна оказалась «изгоем» среди Западных и Восточных соседей. В 1989 году румынский диктатор оказался единственным в европейских странах антисоветским сталинистским лидером. При проведении научного исследования для написания данной статьи автором была выдвинуть гипотеза, что на падение международного имиджа Румынии и имиджа Николае Чаушеску на международной арене повлияли 3 значимых события: Хельсинкский заключительный акт 1975 года, бегство генерала Иона Михая Пачепы (заместителя руководителя Отдела внешней информации румынской разведки) в США и избрание Михаила Горбачева генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза.В процессе написания работы автор провел сравнительный анализ положения Чаушеску в 1968 году и его положением в 1980-х годах, в результате чего пришел к выводу, что одним из ключевых событий для румынского диктатора было избрание в СССР Горбачева М. С. Окончание холодной войны и революция в Центральной и Восточной Европе сделали существование сталинистского режима невозможным.Актуальность данной статьи обусловлена обострением геополитических конфликтов на международной арене, антироссийскими настроями и возобновлением холодной войны между Западом и Россией.Новизна данной работы заключается в том, что ухудшение имиджа страны и правящей власти в контексте недружественного отношения к другим странам до настоящего времени остается малоизученной.В процессе написания данной работы автором ставится цель изучить причину ухудшения имиджа страны и правящей власти, а также последствия схожих исторических событий. При написании данной работы были использованы: хронологический, эмпирический, аналитический и историко-теоретический методы исследования. Использование хронологического метода исследования позволило выстроить логическую цепочку событий и сделать выводу о том, какое событие к каким последствиям привело. Эмпирический метод позволил выстроить логическую цепочку как самого исследования, так и выводов, полученных в результате данного исследования. Аналитический метод исследования позволил проанализировать события, исторические события и документы, а также сделать вывод по исследуемым источникам и событиям. Историко-теоретический метод исследования позволил изучить событие с точки зрения истории и основ политологии.Методологическую бузу составили работы отечественных и зарубежных исследователей, такие как: Заболотный В.М., Пономарев М.В., Кредер А.А. Мирошникова В, Мирошникова Д., Огромную помощь в написании работы оказали статьи Сейдахметовой Б., Бекетова Г., Языкова А.А., Борзенко А., Морозов Н., Чичкин А., Потапов В., Волков В., Буторина О.В., Зубов Н., Самошкин В., Ферреро-Валднер Б., Пастухов Е. .   

Ключевые слова:
Чаушеску, Горбачев, сталинизм   


Решили ли Джордж Буш и Михаил Горбачев, самые могущественные люди планеты в начале декабря 1989 года, по случаю встречи на Мальте на корабле “Максим Горький”, избавиться от Николае Чаушеску? В тот момент Чаушеску все еще оставался последним и единственным сталинистом Европы.По сей день в научно-исследовательских кругах не утихают дискуссии, касающиеся разных взглядов на данную проблему. Основой для проведения исследования послужили работы отечественных и зарубежных историков и политологов: М. Хазин, С. Щеглов, В. Л. Мусалова, А. С. Стыкалин, Н. Денсюану, К. Хитчинс, и Н. Джувару.Следует отметить, что большинство проведенных исследований и написанных работ посвящено одной из подтем: режим Чаушеску, кризис Чаушеску или правление Чаушеску. При этом вопрос причины падения режима Чаушеску и ухудшение имиджа лидера румынского государства и самой Румынии на международной арене мало изучен. Исследователи, которые затрагивают данную тему не пришли к однозначному выводу и причинах ухудшения имиджа страны и ее лидера.Одной из ключевых темой споров и научных исследований является влияние избрание М. С. Горбачева на режим Чаушеску и ухудшения имиджа Румынии на международной арене. Прояснить ситуацию влияния М. С. Горбачева на имидж Чаушеску для истории поможет рассекречивание ряда архивных документов. Однако, возможно, что архивные документы касающихся данных вопросов не содержат необходимой информации. Нельзя говорить и об объективности толкования того или иного исторического события т.к. данное толкование будет являться лишь чьим-то субъективным, не имеющих научных подтверждений мнений [1].При написании работы был проведен краткий анализ внешней политики Николае Чаушеску. Во внимание были приняты основные причины, которые, по нашему мнению, определили ухудшение международного авторитета и, наконец, полную изоляцию режима. В результате написания работы нами была предпринята попытка обосновать, как и в какой мере три международных события и их последствия необратимо изменили имидж румынского диктатора за рубежом. Речь идет о Хельсинкском заключительном акте 1975 года, о бегстве генерала Иона Михая Пачепы в США и об избрании Михаила Горбачева генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза. Мы попытались объяснить, почему каждое из этих событий представляло собой настоящий политический удар для диктатора Бухареста. В августе 1968 года румынский лидер находился на пике своей популярности как в Румынии, так и на Западе, из-за его критического отношения к Кремлю западные державы почему-то воспринимали румынского лидера как своего рода нового Иосипа Броз Тито, однако во второй половине 1980-х годов Николае Чаушеску постепенно становился нежелательным лидером как для Соединенных Штатов, так и для Кремля. Тот запас популярности и симпатии, приобретенный Генеральным секретарем Коммунистической партии после 1968 года (когда он не только отказался от участия Румынии во вторжении в Чехословакию [2], но и публично осудил агрессию) начал постепенно ослабевать, политика антисоветизма, проводимая последовательно, начала устаревать. Стоит отметить, что Николае Чаушеску займет совершенно иную позицию в 1989 году, когда он настаивал на силовом вмешательстве Организации Варшавского договора в Польшу и Венгрию, где внутриполитические события угрожали судьбе социализма.Парадокс политики Чаушеску, справедливо отмеченный политологом Владимиром Тисманяну [3, 223-260], заключается в том, что несмотря на то, что румынский лидер был антисоветским лидером до конца в своей внешней политике, внутренне он оказался ярым сталинистом, по сути, антисоветским сталинистом. Мы могли бы сказать, что в глазах своего собственного народа Николае Чаушеску эволюционировал и превратился из любимого отца нации в самого ненавистного человека в Румынии. Неосталинизм Николае Чаушеску стал очевиден особенно в 1980-х годах, хотя первые признаки мы могли заметить даже после 1971 года, когда он посетил Китай и Северную Корею. После этого он совершил своего рода “культурную революцию” по китайскому образцу, в течение 1980-х были приняты непопулярные законы и меры «лишений» - диктатор намеревался выплатить весь внешний долг румынского государства. Таким образом он хотел утвердить независимость Румынии в международных делах, но затраты и жертвы румынского населения были слишком велики: нехватка продовольствия, товаров первой необходимости, перебои в подаче электроэнергии и множество других непопулярных мер. Эти меры были приняты Николае Чаушеску, что и сделало его диктатором и тираном в глазах своего собственного народа. И если в 1968 году народ любил и ценил Чаушеску как великого лидера, то в 1980-х годах только некоторые высокопоставленные чиновники партии (так называемая номенклатура) и часть Секуритате (тайной политической полиции) действительно поддержали его, именно они входили в число немногочисленной категории граждан, располагающими богатством и привилегиями.В некоторых источниках [4, 180-266], говорилось о практике террора в профилактических целях или о не террористическом неосталинизме. Действительно, интенсивность физического террора уменьшилась по сравнению с эпохой Георге Георгиу-Дежа, но настало время психического террора, когда оппонентов отправляли на принудительное психиатрическое лечение, основной целью которого было сломить волю и превратить в итоге оппонента в овощ. По нашему мнению, 3 значительных международных события привели к постепенному упадку режима Чаушеску и, в конечном счете, к международной изоляции и, косвенно, к его краху [5]. Мы не подчеркиваем здесь внутренние реалии, такие как серьезное ухудшение условий жизни румын с конца 70-х годов (ухудшение, вызванное упорством, с которым диктатор держался до смерти, чтобы выплатить внешний долг), программа систематизации, вездесущность и всемогущество политической полиции, контроль над частной жизнью [6].Первое событие: Хельсинкский заключительный акт [7] (Безопасность и сотрудничество в Европе. Документы 1972-1989, 1991) в 1975 году с его рекомендациями, касающимися прав человека. В принципе, международное сообщество могло бы контролировать соблюдение прав человека в коммунистических странах Европы и оказывать давление на режим Чаушеску, но власти Бухареста использовали принцип невмешательства во внутренние дела государства, чтобы обойти это положение. Этот принцип позволял им грубо нарушать основные права и свободы. Хельсинский Заключительный акт был призван конкретизировать и развить основополагающие идеи ООН применительно к международным реалиям того времени. В основу Хельсинского акта, как и Устава ООН, легли принципы, равноценные по своей значимости и подразумевавшие комплексное исполнение всеми сторонами без исключения.Принцип суверенитета был использован румынским лидером в его известных речах, произнесенных как в августе 1968 года, так и в декабре 1989 года. Румыния Николае Чаушеску была тоталитарным коммунистическим государством - в недемократическом режиме он был единственным реальным лицом, принимающий решения во внешней политике, более того, лидеру Бухареста был известен некоторыми параноидальными наклонностями, так что вся политика государства (сюда входила и внешняя политика) была только в его зоне ответственности, Министерство иностранных дел играло лишь формальную, декоративную роль. В 1968 году Николае Чаушеску совершил важный поступок, заложивший позитивный фундамент в образе Румынии в области международных отношений – Осудил вторжение в Чехословакию. Он воспользовался внешним событием, чтобы укрепить свое внутреннее положение и популярность за рубежом. С 1968 года румынский лидер остается верным автономной политике по отношению к Москве, однако в 1978 году произошло второе крупное событие. Генерал Ион Михай Пачепа (заместитель руководителя Отдела внешней информации румынской разведки) выехал из Румынии в Соединенные Штаты Америки. Этот акт предательства в пользу американских империалистов в большой мере повлиял на Николае Чаушеску и сильно встревожил румынскую секуритате. Книга Пачепы «Красные горизонты» появилась позже на столе президента Рональда Рейгана, президент прочитал его и произнес известнейшее заявление: «Это будет моя Библия (мое руководство) в отношениях с коммунистическими диктаторами» [8].Власти Бухареста были настроены оптимистично после победы республиканца Рейгана на президентских выборах в ноябре 1980 года, поскольку они были убеждены, что республиканцы любили Румынию с тех пор, как Ричард Никсон и Джеральд Форд посетили Чаушеску [8].В начале 1980-х годов международные реалии были все еще в некоторой степени благоприятны Чаушеску, этому есть следующее объяснение: двусторонние отношения между Соединенными Штатами и СССР начали резко ухудшаться после советского военного вмешательства в Афганистан в декабре 1979 года, когда началась Вторая холодная война и Румыния не поддерживала это вмешательство, по этой причине вице-президент Соединенных Штатов в то время весьма позитивно относился к Чаушеску, восхваляя его за независимое отношению к Москве. Лидер коммунистов Бухареста пытался сохранить свой имидж непокорного лидера по отношению к Кремлю и, таким образом, улучшить отношения с Вашингтоном и получить экономическую помощь.Однако, после 1985 года международный контекст больше не складывался в пользу румынского лидера [5, 215-220]. Третьим и, пожалуй, самым важным событием стало избрание реформатора Михаила Сергеевича Горбачева Генеральным секретарем Центрального комитета КПСС. Назначение будущего реформатора на эту должность привело к постепенному улучшению отношений между Кремлем и Вашингтоном. Две мировые сверхдержавы перешли от конфронтации к сотрудничеству, от страха и угроз к диалогу и переговорам. Для Соединенных Штатов и всего Запада позиция независимости или расширение автономии по отношению к Советскому Союзу стала устаревшей, но Чаушеску продолжал придерживаться этой политики, противопоставлял себя Горбачеву и старался продемонстрировать свое несогласие с его внутренними реформами. Отношения румынского лидера с Горбачевым были напряженными почти пять лет (с 1985 по декабрь 1989 года) [9]. Кремлевский лидер хотел реформировать коммунизм, будучи уверенным в том, что реформы могут спасти коммунистическую систему, осуждал сталинизм, но всегда апеллировал к марксизму-ленинизму. Румынский диктатор понимал, что коммунизм невозможно реформировать и попытка реформировать коммунизм означает крах системы, реформа несовместима с тоталитарным, монолитным режимом. Таким образом, отношения между реформистом и консервативным коммунистом не могли улучшиться, и вполне закономерно ухудшались. Николае Чаушеску можно обвинить в некоем роде в политическом «аутизме» поскольку он остался верным политической линии, которая принесла ему похвалу во всем мире более 15 лет назад, но после 1985 года, а тем более в 1989 году, реальность была совершенно иной. Социалистическая Республика Румыния была изолирована на международном уровне, единственными государствами, с которыми бухарестский режим все еще поддерживал хорошие отношения, были Северная Корея, Куба, Китайская Народная Республика и страны третьего мира.В 1989 году ветер перемен дул все сильнее и сильнее в государствах Центральной Европы. В Социалистической Республике Румыния "Золотой век" и одиозный лидер доживали свои последние месяцы. "Реформации" [10] как политолог и социолог Тимоти Гартон Эш назвал их в своей книге Волшебный фонарь успешно были реализованы в Польше, Венгрия и Чехословакия, 9 ноября 1989 года рухнула Берлинская стена, символ разделения Европы и мира. Таким образом, как указывал историк Думитру Преда, все должно было осуществляться в соответствии с принципом домино [11].Однако Николае Чаушеску видел будущее иначе, летом 1989 г. в интервью американскому журналисту он объявил себя поклонником Иосифа Виссарионовича Сталина [12], он приветствовал кровавые репрессии коммунистических властей Пекина против демонстрантов на площади Тяньаньмэнь. Он цинично прокомментировал: "Долг студентов - учиться, а долг правительства - следить за порядком" [12]. Поэтому отчаянные попытки зацепиться за власть Чаушеску в последние дни его жизни вполне объяснимо, даже если мы рассмотрим только это утверждение.Переходя к выводу, можно сказать, что мнения разделились, Алекс Михай Стоэнеску упомянул о сделке между Бушем и Горбачевым на Мальте [13], [14]. Советский лидер дал полную свободу действий для вмешательства США в Панаму, для свержения коррумпированного режима генерала Мануэля Норьеги. Вместе с этим, у Советского Союза были бы развязаны руки в отношении Румынии. Некоторые историки и исследователи считают, что начальник Департамента государственной безопасности Юлиан Влад проинформировал секретаря Коммунистической партии о решении лидеров сверхдержавы избавиться от него, более того, в пользу признания заслуг А.М. Стенеску он ссылается на тот факт, что официальная газета партии “Искра” опубликовала - после начала румынской революции в Тимишоаре - информацию о реалиях Панамы. В статьях осуждалось вмешательство великих держав в дела малых государств, нарушение суверенитета и независимости. Вскоре после встречи Горбачева и Буша на Мальте, Чаушеску посетил Москву, и в разговоре с советским лидером президент Румынии предложил отложить обсуждение и решение некоторых проблем до января 1990 года. Ответ Генерального секретаря СССР остается весьма загадочным: "Давайте доживем до 9 января..." [14].История окончания холодной войны опровергла идею о том, что на Мальте Буш и Горбачев решили бы судьбу Румынии [14]. Бешлосс и Телботт утверждали, что сверхдержавы не интересовались малыми странами, более того, Белый дом и Кремль, публично заявили бы, что они не обсуждали Румынию в период со 2 по 3 декабря 1989 года [12]. Однако не лишено значения то, что до казни Николае и Елены Чаушеску 25 декабря 1989 года Соединенные Штаты Америки попытались предоставить им политическое убежище. Значимые личности американской политической жизни, такие как Джордж Шульц, государственный секретарь при администрации Рональда Рейгана, и Генри Киссинджер, бывший советник Ричарда Никсона по национальной безопасности, настаивали на предоставлении им политического убежища. Летом 1989 года Чаушеску по настоянию Джорджа Буша согласился отказаться от смертной казни в отношении дипломата Мирчи Рачану, которого осудили в шпионаже в пользу Соединенных Штатов [12]. Желание некоторых американских кругов в декабре 1989 года спасти румынского диктатора также можно рассматривать как награду за его жест снисхождения, сделанный несколько месяцев назад, однако некоммунистический режим в Бухаресте категорически отверг американское предложение.Три причины, упомянутые в этой статье, определили международное ухудшение образа режима Николае Чаушеску, а также ослабили его позиции. На наш взгляд, избрание Михаила Горбачева главой Советской Коммунистической партии, вероятно, является основной причиной, однако не будем переоценивать этот аспект. Нам необходимо учитывать международный контекст конца 1980-х годов, улучшение двусторонних отношений между Москвой и Вашингтоном и, как следствие, прекращение идеологического конфликта и ветер перемен в преддверии окончания холодной войны. Региональные условия в Центральной и Восточной Европе также очень важны, и мы должны принимать их во внимание. Кремль решил заменить доктрину ограниченного суверенитета Брежнева так называемой доктриной Синатры, таким образом, странам из советской сферы влияния была предоставлена возможность выбирать свои собственные пути и строить свои собственные судьбы. Горбачевская перестройка и гласность воспринимались ими как революции, поэтому революции в Польше, Венгрии и Чехословакии ослабила бы, а затем привели бы к краху коммунизма. Румынскому коммунистическому режиму было почти невозможно сохранить позитивный международный имидж и выжить -остров тоталитарного коммунизма не смог бы выжить в окружении государств с демократическими режимами, принцип домино стал бы реальностью. С третьей стороны, внешняя политика Николае Чаушеску была лишенной логики, он превратился в ярого сталиниста во внутренних делах, для укрепления режима и в то же время румынский диктатор остался верен своей антисоветской позиции, продолжал следовать этой линии во внешней политике даже тогда, когда стало очевидно, что она устарела и стала для него катастрофической.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Денисенко Е.С. ПРИЧИНЫ УХУДШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО АВТОРИТЕТА РЕЖИМА ЧАУШЕСКУ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 614 - 625. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12339 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12339



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.