'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 99

Просмотры  22 просмотров

Баламирзоева Б.Д.

  


НАЧАЛО «НОВОГО УЧЕНИЯ» ЛЕЗГИНСКОГО АЛИМА МАГОМЕДА ЯРАГСКОГО *

  


Аннотация:
статья посвящена взглядам представителя северо-кавказской интеллигенции первой половины XIX в., оставившего значительный след в истории государства и права Дагестана - Магомеда Ярагского. В статье рассматриваются этапы формирования «нового учения» Ярагского, а также проведён анализ данного учения.   

Ключевые слова:
мюрид, мюридизм, тарикат, газават, новое учение, Магомед Ярагский   


Ярагский прошел полный курс наук в Кюринском округе и в других культурных центрах Дагестана, а затем стал преподавателем и просветителем в своем родном селе. Его медресе было широко известно не только во всем Дагестане, но и за его пределами. На достигнутых знаниях Яраги не остановился. Он отправился в Кюрдамир к шейху Исмаил- эфенди, который научил ярагинца тарикату. Шейх говорил, что мусульманская вера колеблется, что «мусульмане предались греху, - пьянство и разврат сделались им знакомы, что, наконец, мусульмане не ведают шариата и, будучи подвластны неверным, не могут возвыситься до постижения великой науки тариката». [1] Стоит отметить, что Гаджи – Исмаил искал того, кто будет наставлять мусульман в Дагестане на путь истинный. Таким человеком стал Магомед из Яраги, которого шейх провозгласил старшим мюршидом, то есть главой нового толкования ислама на его родной земле.Тарикат в переводе с арабского означает «путь». В мусульманской религии тарикат в этом смысле представляет собой одно из многочисленных направлений. По утверждениям арабских историков, тарикат является главным течением ислама, поскольку его основателем принято считать самого пророка Мухаммеда Накшбандийского, изложившего тарикатские идеи в своем «Коране». От других направлений накшбандийский тарикат отличается самозабвенным стремлением верующего раствориться в идее Бога. Тарикатист полностью отдает свою жизнь, помыслы, мечты, желания, страсти, интересы, любовь Аллаху. Во имя Аллаха он, если надо, отрекается и от брака, и от детей, и от других мирских забот, он в своих идеальных тарикатских установлениях проводит жизнь как странствующий дервиш, т. е. отшельник, не имеющий никакого имущества и постоянного пристанища. Стоит сказать, что учение о тарикате направлено к возвышению религиозного духа своих последователей, и не носит никакой политической направленности. В то время, когда мулла Магомед был у шейха Исмаила, Ермолов с царской армией вторгся в Кюре для того, чтобы наказать непокорных и обложить непосильной данью население данной территории. В этого время из Кюрдамира вернулся Яраги и выступил перед народом. Суть его речи сводилось к тому, что мусульмане не могут быть под властью неверных, они не могут быть рабами и подданными, а уж тем более платить дань и налоги. Это касается не только христиан, идолопоклонников, но и самих мусульман, которые угнетают своих братьев по вере. То есть, мусульманине должны быть свободными и равноправными со всеми. С этого момента, можно сказать, началось «новое учение» Ярагского.В учении муллы из Яраги свобода выступает главным условием жизни. С этим и связано полное социальное раскрепощение горцев. Его новое учение ясно, доступно и понятно простому люду. В развернутом виде «новое учение» включает религиозные и социально-экономические суждения, а также идеи «политико-правового освобождения задавленного нуждой и угнетением мусульманина: вдохновленное исповедывание веры своих отцов, которая делает его сильным, обретение каждым человеком свободы и равенства в правах и обязанностях, искоренение из души духа рабства, который ее сковывает, расценивание позором нахождение под чьим-то гнетом, будь это гнет единоверцев или неверных, недопустимость того, чтобы мусульманин стал рабом кого-либо и уплачивал подати, даже правоверному, неприемлемость для свободного мусульманина подданства, отвергание жизни в рабстве у чужих народов, осознание того, что молитвы рабов не будут услышаны, а их мовлюды, жертвоприношения, браки, паломничества – приняты, освобождение мусульман – дело их самих, угнетенные должны бороться за свободу, а свободные – отвести от себя рабство, кто погибнет за свободу от рабства и гнета, тот становиться счастливым, ему уготовлено место в раю, чтобы стать свободными, мусульмане должны покончить с преимуществами одних перед другими.» [3] Концептуальная мысль нового учения Яраги сформулирована, в основном, в суждениях и понятиях религиозно-светского, даже более светского характера. По своему содержанию она выходит за рамки именно традиционного тариката, хотя и вытекает из него. [4] Учение Магомеда Ярагского о тарикате складывалось из идей, заложенных в Коране, взглядов столпов традиционного накшбандийского тариката, ряда мыслей суфизма, в части философии аль-Газали, и собственных убеждений, выражающих индивидуальное миропонимание и специфику духовных запросов населения в конкретных исторических условиях. Сущность и содержание учения излагались помимо речей и воззваний также в молитвах, рукописном сочинении «Асар», переписке с проповедниками из разных мест, учебных пособиях и на устных занятиях в медресе. Особое место занимают новые формы проповеднической и разъяснительно-агитационной работы в массах: проповеди-обращения, прокламации и речи как на арабском, так и на родном языке. Стоит отметить, что публичные обращения на родных языках делали их содержание доступным, более того — использование родной речи пробуждало еще и национальные чувства. Верующие горцы, приученные к слушанию зазубренных арабоязычных текстов молитв и намазов, воспринимали проповеди-воззвания на родном языке с особой теплотой. Они могли и дома свободно пересказывать услышанные речи членам семьи, близким и родственникам. Ярагский избрал и организационную форму воспитания тарикатского образа жизни. В данном направление важным становиться такие способы работы в мусульманских массах, которые направлены на планомерную организацию индивидуальной воспитательной деятельности среди взрослого населения. Поиски таких способов привели М. Ярагского к созданию тарикатских групп (сообществ) мусульман, во главе которых находятся наставники. Тарикатские наставники, называвшиеся «шейхи», получали непосредственно от Ярагского и назначенных им лиц удостоверение на право образования тарикатских групп, в которые добровольно записывались мусульмане, искренне заинтересованные в своем моральном совершенствовании под руководством шейха. Воспитанники (мюриды), вступая в сообщество, должны давать обет, «что означает обязать себя исполнить богоугодное дело, каким является безусловное повиновение требованиям Корана, особенно в части нравственности и справедливости». Между шейхами и мюридами устанавливаются отношения заступничества и повиновения: шейх принимает раскаяние мюридов в грехах, выступает посредником между вершителем греховных деяний и обиженным человеком, чтобы тот простил обиду, в случае, если его заступничества недостаточно, шейх от имени мюрида обращается с просьбой о заступничестве к мюршиду, а мюршид — к имаму, имам к пророку и, наконец, пророк единственно может заступиться за мюрида перед самим Богом, если, конечно, мюрид заслуживает столь высокого заступничества. В свою очередь мюриды беспрекословно подчиняются шейху, ибо шейх — «божий человек». Тарикат муллы Магомеда оформлялся как специфическая школа воспитания совершенной личности. В нем мало суфизма и нет традиционного мистицизма, он включает аскетизм, но разумный, главное в нем — обретение мусульманином «чистого сердца и светлого лица», «избегание шумных забав грешников», «изгнание от себя разврата», «раскаяние в грехах», «прощение обид». Тарикат этот прошел два этапа в своем развитии. Первый этап получил название «исправительный тарикат». Он ориентирован на то, чтобы направить на путь истинный грешников и оградить от совершения грехов. Второй этап имеет сходство с предыдущим, но от него отличается своим наступательно-активным, воинственным духом. Между тем в исторической литературе не разграничиваются разные этапы тариката Ярагского, кроме того, отождествляются мюриды-тарикатисты и мюриды воители. Местные образованные люди понимали тарикат Магомеда из Яраги как более углубленное постижение лучших нравственных ценностей ислама. Стоит отметить, что программа Муллы из Яраги способствовала объединению горских племен и обществ, а также выработке общих идеологических установок. Магомед Ярагский написал произведение «Большая касыда» - первая дагестанская поэма на арабском языке, явилась, по существу, программным трудом, теоретического обоснованием необходимости начала газавата, предопределившего в последующем длительный этап национально – освободительного движения горцев Дагестана и Чечни. Борьба горцев началась при личном участии Ярагского, а его учение вдохнуло в борьбу горцев осмысленность и святость, кроме того, выступило организующей и мобилизационной силой. Таким образом можно заключить, что Магомед Ярагский одержал победу на уровне идей и выиграл борьбу за души и умы горцев. П. Павленко в своем произведении «Шамиль» называется Ярагского «светилом тариката». По обширному уму он считался в числе дагестанских алимов, а по званию главного кадия имел возможность приобрести большое состояние.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Баламирзоева Б.Д. НАЧАЛО «НОВОГО УЧЕНИЯ» ЛЕЗГИНСКОГО АЛИМА МАГОМЕДА ЯРАГСКОГО // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 608 - 613. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12338 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12338



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.