'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 94

Просмотры  107 просмотров

Романова А.А.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается проблема социокультурной компетенции школьников. Представлены результаты уровня сформированности социокультурной компетенции школьников среднего звена.   

Ключевые слова:
социокультурная компетенция, уровни компетенции, компоненты компетенции   


Одним из главных результатов изучения иностранного языка, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, можно назвать сформированность коммуникативной иноязычной компетенции. В настоящее время в большинстве общеобразовательных учреждениях на уроках иностранного языка делается уклон на формирование теоретических знаний в области грамматики, фонетики и лексики, что не позволяет полноценно сформировать коммуникативную компетенцию, в которую входит социокультурная компетенция.Помимо лингвистических знаний и языковой практики, учащиеся должны обладать социокультурными, страноведческими и культурологическими знаниями о стране изучаемого языка, а также знаниями использовании языковых средств и правил вербального и невербального поведения. Отсутствие перечисленных знаний у обучающихся, свидетельствует о несформированности приоритетного компонента коммуникативной компетенции, в которую, помимо прочего, входит социокультурная компетенция по мнению многих авторов: О. А. Максимчик, Ю. М. Орехова, З. И. Коннова и др.Изучаемый феномен является достаточно новым для педагогических исследований. Социокультурную компетенцию, как отдельное явление, ряд ученых определяют как знания контекст изучаемого языка и опыт использования этих знаний в коммуникации (Бим И. Л., Корнева М. Р., Мельникова, Ж. С., Сысоев П. В., и др.).Многие исследователи делят социокультурную компетенцию на различные компоненты: культурологические знания, опыт коммуникации, личностное отношение к культуре, владение способами использования языка (Орехова Ю. М., Сафонова В. В., Чейц А., Языкова Н. В. и др.) Цель нашего исследования является диагностика сформированности социокультурной компетенции школьников.Первичная диагностика проводилась 11 мая 2023 года. В результате работы был определен начальный уровень сформированности социокультурной компетенции. Результаты первичной диагностики, проведенной на констатирующем этапе эксперимента, представлены в таблице 3:Таблица 3. Результаты первичной диагностики сформированности социокультурной компетенции обучающихся. /На момент начала экспериментальной работы по формированию социокультурной компетенции в условиях языкового онлайн-лагеря диагностика показала следующие результаты: 91% учащихся, 11 человек, показали низкий уровень сформированности социокультурной компетенции. Это значит, что у этих учащихся имеется низкий уровень знаний лексических единиц с национально-культурной семантикой и умений применять их в ситуациях межкультурного общения, знаний языковых особенностей социальных слоёв, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов и низкий уровень сформированности остальных компонентов социокультурной компетенции. И только 8% учащихся, 1 человек, показали средний уровень сформированности социокультурной компетенции. Рассматривая каждый компонент отдельно, можно сделать вывод, что лингвострановедческий компонент развит у учащихся слабее, средний уровень сформированности данного компонента по всей экспериментальной группы – 23%. Наиболее развитым компонентом стал социально-психологический, средний уровень сформированности данного компонента по всей экспериментальной группы – 41%, что всё равно не является показателем среднего уровня сформированности данного компонента. Более наглядно результаты первичной диагностики представлены на рисунке 1./Рисунок 1. Уровни сформированности социокультурной компетенции (констатирующий этап). Таким образом, благодаря анализу выше приведенных результатов тестирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать вывод: у учащихся экспериментальной группы на низком уровне сформирована социокультурная компетенция.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Романова А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ: ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 572 - 577. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12333 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12333



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.