'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 93

Просмотры  30 просмотров

Плотникова А.М.

  


ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются факторы, влияющие на уровень профессионального выгорания педагогов, работающих в образовательной организации в рамках современного российского общества, их влияние на профессиональную деятельность и здоровье педагога.   

Ключевые слова:
педагог, эмоциональное выгорание, синдром профессионального выгорания, факторы профессионального выгорания, образование, образовательное учреждение   


Современный педагог с самого начала построения своей карьеры в образовании активно насыщается профессиональными навыками и методиками обучения, а также улучшает свои коммуникативные способности для успешного построения общения с руководством организации, коллегами, учениками и их родителями. Постоянное совершенствование умений позволяет расширять границы своих возможностей в педагогике, усложнять техники, используемые на обучающих занятиях, грамотно выстраивать взаимоотношения с другими участниками образовательного процесса. Однако, нередко даже у педагогов, обладающих большим количеством необходимых знаний на высоком уровне и имеющих высокую квалификацию, можно заметить отстранённость от некогда любимой деятельности, потерю мотивации, всё более негативный и циничный взгляд на происходящее, которые психологи определяют, как первые симптомы эмоционального (профессионального) выгорания. [3, с. 145]Говоря о психологическом выгорании, как о социальном явлении, принципиально важно разграничить понятия «фактор» и «причина». Причины прежде всего связаны с психикой человека и его сознанием, когда как факторы говорят об объективных условиях, влияющих на человека извне. В данной статье будут рассмотрены основные факторы, способствующие развитию психологического выгорания педагога в образовательной организации. Впервые интерпретацию психологическому выгоранию, как синдрому, дал американский психиатр Герберт Фрейденберг в своей работе «Выгорание: высокая цена высоких достижений». Он описал признаки профессионального выгорания и определил его, как эмоциональное истощение людей, приводящее к изменениям в социальной жизни и сфере общения. Чаще всего, по мнению Фрейденберга, выгорание можно наблюдать именно в сфере деятельности человек-человек. Но помимо постоянного погружения в общение с людьми, педагог в своей работе встречает и другие неотъемлемые элементы работы, влияющие на эмоциональное состояние в неменьшей степени. [3, с. 146]Согласно опросу, проведённому в 2020 году среди более чем 38 тысяч педагогов, работающих в образовательной организации, российской компанией «Яндекс», чаще всего выгорание вызвано тяжёлыми условиями работы и высокой нагрузкой. Всё более повышающийся кадровый голод и низкий уровень оплаты труда заставляет педагогов брать на себя нагрузку, несоразмерную силам и возможностям. В среднем 15% педагогов помимо основной работы в образовательном учреждении вынуждены репетиторствовать или трудиться в других образовательных организациях, помимо основного места работы. Согласно ответам опрошенных, объём учительской нагрузки в среднем составляет от 31 до 40 часов в неделю, не считая работы за пределами организации, но сопутствующей любому образовательному процессу. В обязанности учителей на данный момент входит как проведение очных уроков, проверка работ и ведение отчётности, так и подготовка к занятиям, индивидуальная работа с учащимися, ведение дистанционных занятий, работа с родителями, профессиональное развитие. А в дополнение к основной нагрузке возрастает и бюрократическая работа. Причём многие учителя отмечают, что объёмы этой работы с годами лишь растут. В связи с высоким уровнем занятости постоянными спутниками учителя становятся недосып, нехватка времени на выполнение работы, отсутствие времени на хобби и личные увлечения, неудовлетворённость выполненной работой, что неизбежно приводит к постепенной потере интереса. [2, с. 72-73]Как вторую группу факторов, влияющих на эмоциональное состояние педагога, отмечают социально-психологическую атмосферу труда. С одной стороны, стимулом к выгоранию становятся напряжённые отношения в педагогическом коллективе, с другой недружелюбный настрой учеников и их родителей. Частые конфликты и ссоры, отстаивание своего мнения, а иногда и защита личных границ, осуждение и негатив ведут к повышению тревожности, подрыву уверенности в себе, снижению самооценки, что также ведёт к синдрому эмоционального выгорания. Особую категорию факторов составляют условия работы в системе специального образования. Специфика обучения и воспитания детей с особенностями в развитии предполагает повышенные требования к компетенциям и личностным особенностям педагога. Большие энергозатраты, углублённая работа с подготовкой учебного материала, а также повышенная ответственность за уровень усвоения и безопасность обучающихся также являются факторами стресса, неизбежно ведущими к формированию устойчивого негативного отношения к работе. А в условиях современных требований к организации инклюзивной среды образования с данными проблемами встречаются не только педагоги-дефектологи, но и учителя общеобразовательных учреждений.Последней, но не по важности, проблемой возникновения профессионального выгорания среди педагогов можно отметить снижение социального статуса профессии педагога. Подрыв престижа данной профессии отмечен многими исследователями и связан прежде всего с изменением социальной структуры в обществе. На примере исторических фактов можно проследить, как учитель из наставника и примера для подражания стал субъектом, оказывающим услугу и выполняющим запросы руководящих органов. В советский период авторитет учителя не ставился под сомнение, а его труд считался почётным. Современные же дети перестали проявлять должное уважение. Несмотря на то, что данная проблема ясна, пути её решения до сих пор не определены, а наиболее явной причиной снижения статуса учителей в обществе принято считать низкую оплату труда. [1, с. 128-131]Несмотря на большое количество эмпирических исследований явления эмоционального (профессионального) выгорания у педагогов, данная проблема далека от решения. На саму ситуацию складываются довольно противоречивые взгляды со стороны государства, общества и самих педагогов. Исследование факторов выгорания лишь пополняет их список, но не определяет путей решения. Однако работа психологов всё чаще становится направлена на профилактику и разработку методов психологической поддержки педагогов в образовательных организациях. [2, с. 73].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Плотникова А.М. ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 567 - 571. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12332 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12332



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.