'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 89

Просмотры  31 просмотров

Мартьянова А.Ю.

  


ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭПОХИ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются методы и техники использования контурных карт в процессе обучения истории, с особым акцентом на эпоху правления Екатерины Второй. Автор подробно описывает, как контурные карты могут помочь учащимся лучше понимать географическое и политическое положение России в то время, а также развивать их навыки анализа и критического мышления. В статье также приводятся практические рекомендации по интеграции контурных карт в учебный процесс и применению их в различных учебных задачах и методических разработках.   

Ключевые слова:
историческая карта, приемы, ФГОС, Екатерина II   


Наглядность является неотъемлемым элементом современного образования. Особенно это актуально на уроках истории, где использование исторических карт играет важную роль в обучении. Они помогают формировать представления о пространстве у учащихся, а также раскрывать локальные и причино-следственные связи, динамику и особенности исторических событий и процессов. Более того, применение карт на уроках истории способствует развитию картографических навыков у обучающихся.Использование карт на уроках истории обусловлено требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с ФГОС ООО, учащиеся должны приобрести "базовые исторические знания, а также представления о развитии человеческого общества в различных сферах - социальной, экономической, политической, научной и культурной". Кроме того, они должны развить умение "искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию из различных источников о прошлых и современных событиях и явлениях". [6]При освоении программы по истории, предметные результаты обучения оцениваются в процессе итоговой аттестации после каждого года изучения данного предмета с использованием всероссийской проверочной работы (ВПР) и государственных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ). В рамках этих видов работ особое внимание уделяется проверке учащихся по картографическим навыкам и пространственным представлениям.Задания, связанные с картами, начинаются с 5 класса. Учащимся предлагается заштриховать на карте земного шара четырехугольник, внутри которого находится одна из стран по их выбору. В 6 классе задание усложняется - ученикам предстоит заштриховать четырехугольник, где произошло определенное историческое событие. В 7 классе задание связано с анализом карты как информационного источника. В этом случае учащимся необходимо описать событие и его участников в районе, обозначенном на карте. ОГЭ и ЕГЭ также включают историческую карту России и набор заданий, связанных с ней, чтобы предоставить учащимся исторические знания.В своей статье "Важность контурных карт в процессе обучения истории" автор О.Т. Ковешникова делает следующие выводы: использование карты — это эффективный метод обучения, который может применяться на всех этапах урока, начиная с изучения нового материала и заканчивая выполнением домашних заданий. [2, с. 11-15]Восьмой класс предоставляет уникальную возможность развития более сложных навыков и компетенций в области картографии. Ученики смогут освоить такие навыки, как сравнение карты с другими историческими источниками, использование карты для анализа политических и экономических характеристик развития стран и регионов в различные исторические периоды, а также умение использовать карту в качестве информационного источника.Работа с картами также включает более сложные задания. Например, ученикам восьмых классов можно предложить сравнить контурную карту Европы с картой России времен правления Екатерины Великой. Кроме того, работа с контурной картой на уроках истории также предполагает выполнение более сложных задач и требует развития соответствующих навыков. [3, с. 60]Исследование истории Екатерины II может стать увлекательным и познавательным опытом. Например:1. На контурной карте отметьте следующие события:- Обведите границы русского государства в эпоху Екатерины II в начале и в конце ее правления.- Подпишите на карте важные центры промышленности, которые развивались при Екатерине II.- Отметьте на карте название столицы Российской империи.2. Прочитайте параграф о экономическом развитии России при Екатерине II в учебнике. После ознакомления с текстом заполните контурную карту, отметив на ней важные торговые маршруты, которые играли ключевую роль в экономике того времени.3. Для более глубокого изучения внешней политики Екатерины II, возьмите исторический документ "Ясский мирный договор". Используя информацию из этого документа, отметьте результаты русско-турецкой войны 1787-1791 годов на контурной карте.4. «Восстания под предводительством Е.А. Пугачева». Ученики активно отслеживают ключевые события, воспользуюсь как объяснениями учителя, так и настенной картой.5. Для изучения Екатерининской эпохи можно использовать задание, требующее отметить на карте присоединение территорий после первого, второго и третьего раздела Речи Посполитой. Это визуально демонстрирует тенденцию присоединения территорий к Российской империи.Использование исторических карт на уроках истории является эффективным средством обучения, которое важно наряду с учебниками и историческими документами.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мартьянова А.Ю. ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭПОХИ ЕКАТЕРИНЫ ВТОРОЙ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 547 - 551. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12328 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12328



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.