'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 82

Просмотры  23 просмотров

Вострикова М.А., Соловьев Г.Е.

  


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
статья обращает внимание на значимость и специфику проектной деятельности студентов в высших учебных заведениях. Рассматриваются ключевые этапы управления проектной работой, включающие подготовку, выполнение и реализацию проектов. Также указываются отрицательные факторы, которые могут снижать эффективность метода проектов в процессе профессиональной подготовки студентов (личностные, профессиональные, организационные). Отмечается, что использование метода проектов в учебной деятельности высших учебных заведений способствует решению ряда важных задач, таких как стимулирование активности, инициативы и творческого мышления, развитие коммуникативных навыков в студенческом коллективе, преодоление психологических проблем и улучшение взаимоотношений между участниками проекта, поиск новых лидеров группы и воспитание личностных качеств студентов, включая сотрудничество, самосовершенствование и самореализацию.   

Ключевые слова:
проектная деятельность, студенты, метод проектов, высшее учебное заведение, учебный процесс, профессиональные компетенции   


В условиях современного развития образования возникают новые требования к молодым специалистам. Главной целью высшего образования является подготовка молодых специалистов, которые были бы конкурентоспособными и готовыми к самостоятельному обучению на протяжении всей жизни. В этом контексте важно сформировать такие знания, навыки и умения, которые позволят решать нестандартные профессиональные задачи, использовать современные технологии и самостоятельно анализировать результаты деятельности. Соответственно, выпускник вуза должен быть готов к активной работе в постоянно меняющихся условиях.На данный момент особенно актуально развитие таких качеств, как внимание, память и мышление, которые позволят студентам самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию [3]. Также важно развивать способности и навыки, которые сохранятся и после окончания образования, чтобы студенты не отставали от быстрого научно-технического прогресса.Одним из решений данной проблемы является применение метода проектов, который позволяет студентам раскрыть свои творческие возможности, быть креативными, применять свои знания, развивать продуктивное мышление, проявлять активность, умение планировать и достигать поставленных целей, а также работать в команде.Данная технология обучения уже нашла свое отражение в исследованиях и работах педагогов, как в начале ХХ века (Дж. Дьюи, В. Килпатрик, Э. Коллингс), так и в современных исследованиях (В.С. Безруков, Ю.В. Громыко, В.В. Гузеев, Е.П. Дихтиевская, Т.Г. Жилинская, Т.В. Карпинская, И.А. Колесникова, Т.П. Королева, Б.В. Пальческий, Е.С. Полякова, Г.П. Сергеева, А.П. Хмелева, Т.В. Шевцова и др.) [6].Однако, все еще остаются вопросы, связанные с внедрением проектной технологии обучения в систему высшего образования. Целью данной статьи является исследование особенностей организации проектной деятельности студентов в вузе.Основой метода проектов является развитие критического мышления, познавательных навыков и умений самостоятельно строить свои знания, а также ориентироваться в информационном пространстве. Эта образовательная технология предполагает самостоятельную деятельность студентов, которая может быть индивидуальной или групповой и продолжается в течение определенного времени[2].Метод проектов прекрасно сочетается с групповым подходом к обучению и предусматривает решение поставленной проблемы, которая включает использование различных методов обучения и интеграцию компетенций из различных научных и технических областей. Выполнение проектов предполагает достижение определенного результата [4]. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность студентов, как форма учебной и познавательной активности, заключается в мотивационном достижении поставленных целей, разработке своих проектов с четкой структурой и комплексным решением проблемы.В условиях образовательного процесса вуза можно выделить несколько универсальных ключевых характеристик проектной деятельности: ориентация на решение актуальных проблем профессиональной среды, вовлечение в проект заказчиков, консультантов и экспертов из профессионального сообщества, междисциплинарный характер проектов, разнообразие проектных студенческих команд.Организация проектной деятельности студентов в высшем образовании позволяет привлечь больше участников проекта, использовать различные типы проектов. Улучшить творческие и организационные навыки студентов, участвующих в проектах, и установить контакты с другими учреждениями и организациями, что значительно расширяет эффективность взаимодействия[3]. Использование метода проектов в учебном процессе высшего образования позволяет повысить активность, инициативу и креативный поиск студентов, улучшить коммуникацию в студенческом коллективе, решить психологические проблемы и личностные отношения между участниками проекта, найти новых лидеров группы, развить личностные качества студентов (взаимопомощь, самосовершенствование, самореализация и т.д.). Организация проектной деятельности студентов в высшем образовании имеет ряд преимуществ. Во-первых, это позволяет привлечь больше участников проекта и использовать разнообразные типы проектов. Кроме того, такая организация позволяет улучшить творческие и организационные навыки студентов, которые участвуют в проектах, а также установить контакты с другими учреждениями и организациями, что значительно расширяет эффективность взаимодействия[5].Применение метода проектов в учебном процессе высшего образования также имеет свои преимущества. Оно способствует повышению активности, инициативы и креативного поиска студентов, а также улучшает коммуникацию в студенческом коллективе[1]. Кроме того, такой подход позволяет решить психологические проблемы и личностные отношения между участниками проекта, а также найти новых лидеров группы. Важно также отметить, что использование метода проектов способствует развитию личностных качеств студентов, таких как взаимопомощь, самосовершенствование и самореализация.Ключевыми характеристиками проектной деятельности в условиях образовательного процесса вуза являются ориентированность на актуальные вызовы профессиональной среды, активное привлечение представителей профессионального сообщества в качестве заказчиков, консультантов и экспертов, междисциплинарный характер проектов и разнопрофильность студенческих команд.Проектная деятельность студентов в системе высшего образования включает работу с большим количеством участников, использование разных типов проектов, улучшение творческих и организационных способностей студентов, а также установление контактов с другими учреждениями и организациями[7]. Использование метода проектов также способствует повышению активности, инициативы, творческого поиска, коммуникативности, решению психологических проблем и личностных отношений между участниками проекта, а также поиску новых лидеров группы и развитию личностных качеств студентов [2].Студенты, работая над проектами, приобретают опыт решения профессиональных проблем, учатся организовывать коллективную работу, анализировать и использовать источники информации, принимать решения в нестандартных ситуациях и представлять результаты перед аудиторией. Проектная деятельность также способствует формированию навыков командной работы и обогащает кругозор студентов.Вместе с тем, существуют отрицательные факторы, которые снижают эффективность применения метода проектов. Это может быть связано с недостаточностью внимания со стороны преподавателя, отсутствием четкого понимания организации проектной деятельности и изоляцией студентов из-за неправильной организации процесса выполнения проекта.Преподаватель должен быть осведомлен в исследовательских и поисковых методах, уметь организовывать дискуссии, активизировать инициативу студентов и управлять проектами. Важно также отметить, что использование метода проектов требует дополнительных усилий и времени как со стороны студентов, так и со стороны преподавателя.Поэтапность организации проектной деятельности студентов определяется конкретностью постановки цели и определением запланированных результатов. На эффективность выполнения проекта влияет использование методических рекомендаций, где указаны дополнительная литература для самообразования, требования к проекту, формы и методы оценки результатов и алгоритмы проектирования.Таким образом, организация проектной деятельности предоставляет возможность студентам изучать не только средства, но и способы деятельности, развивать умения ориентироваться в информационном пространстве, развивать познавательные навыки и умения, критическое и творческое мышление, умения использовать полученные знания на практике, владеть методами исследования, развивать коммуникативную компетентность.Проектная работа обогащает традиционные академические формы организации учебного процесса, повышает научный уровень и стимулирует развитие внеучебных форм вовлечения студентов в научную деятельность [1]. Сегодня образование требует создания такой образовательной среды, которая направлена на формирование конкурентоспособного и квалифицированного специалиста, способного самостоятельно использовать приобретенные знания для решения профессиональных задач. Успешной реализации образовательных целей способствует проектная деятельность, в процессе которой участники проектирования усваивают новые понятия и новое понимание поставленных перед ними требований.Использование метода проектов несомненно повышает интерактивность и эффективность образовательного процесса, повышая самостоятельность обучающихся.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Вострикова М.А., Соловьев Г.Е. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 507 - 513. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12321 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12321



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.