'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 81

Просмотры  26 просмотров

Баширов А.В., Головачёва В.Н., Ханов Т.А.

  


РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ *

  


Аннотация:
в статье описывается выявленная приоритетная роль преподавателя на результативность научно-исследовательской работы студентов ВУЗов. Представлены результаты анкетирования студентов ВУЗов РФ и РК. Уделяется внимание поддержке преподавателей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью.   

Ключевые слова:
преподаватель, научно-исследовательская работа, анкетирование студентов, результативность научно-исследовательской работы, авторитет ученого   


В настоящее время научно-исследовательская работа студентов (НИРС) становиться актуальной и превращается в один из важнейших компонентов профессиональной подготовки будущих специалистов, т.к. НИРС в высшем учебном заведении способствует формированию профессиональных качеств современных специалистов, способных действенно и эффективно решать возникающие различные теоретического и прикладного характера проблемы. В современных условиях задачей профессионального образования является не передача будущему специалисту определенного комплекса знаний и умений, а установка на непрерывное самостоятельное углубление приобретенных знаний и умений, что определяет основной принцип для продолжения обучения в течение всей жизни. Если студент в процессе обучения научится самостоятельно получать знания не в готовом виде, то это означает, что он будет способен креативно мыслить, стараться также действовать и в своей будущей профессиональной деятельности [1]. Воспитание креативно думающих специалистов возможно только через привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе. К сожалению, у большинства студентов представления о научно-исследовательской работе достаточно общие и неполные, а умения, соответствующие НИРС, практически отсутствуют. Как следствие, снижается активность студентов в научно-исследовательской работе [2]. Поэтому для действенного обеспечения научно-исследовательской работы студентов, прежде всего, необходимо включение преподавателя в деятельность их научного сопровождения. Сегодня перед преподавателем ставится важнейшая задача – перейти от простой передачи и изложения готовых знаний к непринужденной организации научно – исследовательской работы студентов, а результативное вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу является важным элементом формирования их профессиональной компетентности, что позволит в дальнейшем получить навыки практической подготовки по профилю будущей специальности.По мнению авторской группы, приоритетная роль личности преподавателя в научно-исследовательской работе студентов является не менее значимой в вопросе повышения результативности научно-исследовательской работы студентов. Здесь важна харизма преподавателя, личностный интерес к научным исследованиям, а главное непрерывное повышение уровня знаний и умений, которые необходимы будущему студенту - исследователю. Подобные качества могут быть присущи тому преподавателю, у которого научно-исследовательская деятельность является профессиональным приоритетом. Для того, чтобы имелась востребованность к научным исследованиям у студента необходимо, чтобы была востребованность у преподавателя [3].Увеличение же роли НИРС в образовательном процессе ведет к изменению позиций как преподавателя, так и студента. Студент понимает, что научиться можно только самому, имея к этому стремление. Изменение же позиции преподавателя требует от него овладения ролями тьютора, консультанта, советника, эксперта, ментора, коучера, тренера, модератора образовательного процесса и другие. В этих условиях НИРС необходима организация взаимодействия преподавателя и студента на основе партнерства.Исследовательской группе было очень важно получить подтверждение того, что преподаватели существенно влияют на качественную организацию и проведение НИРС, что эта закономерность не является случайной, она имеет универсальный характер. С этой целью нами было проведено анкетирование 2371 студента различных Вузов РК и РФ (рисунок 1)./Рис. 1. Процентное соотношение студентов ВУЗов, участвующих в анкетировании.Нами были проанкетированы студенты следующих 10 специальностей, указанных на рисунке 2. /Рис. 2. Процентное соотношение студентов специальностей, задействованных в анкетировании.Обработка и анализ проведенного анкетирования респондентов проводилась нами с помощью компьютерной программы IBM SPSS.Студентам был задан вопрос в разработанной нами анкете: Как вы оцениваете роль преподавателя (ученого) в мотивации студента к участию в научно-исследовательской работе?Анализ результатов анкетирования выявил следующие альтернативные варианты ответов (таблица 1).Таблица 1. Альтернативные варианты ответов респондентов./Студенты ВУЗов однозначно отметили высокую роль преподавателя (таблица 2).Таблица 2. Ранжирование альтернатив ответов студентов./Для того, чтобы уточнить, какие именно критерии отражают авторитет научного руководителя, респондентам был предложен вопрос: Какие из нижеперечисленных критериев, на Ваш взгляд, влияют (отражают) авторитет (личность) научного руководителя?Нами были получены следующие альтернативы ответов (таблица 3).Таблица 3. Альтернативные варианты ответов респондентов./Ранжирование альтернатив ответов представлено в таблицы 4. Таблица 4. Ранжирование альтернатив респондентов. /Данные таблицы 3 показывают самый важный критерий, отражающий авторитет ученого - Опыт руководства и результативность реализации научных проектов разного уровня, и определенную значимость имеют Публикации в высокорейтинговых изданиях (Scopus, Web of Science и т.д.). Кроме того, респонденты выделили основные профессиональные и личностные качества преподавателя, влияющие на эффективность и результативность НИРС: увлеченность наукой (42,11%), харизматичность (17,11%), коммуникабельность (36,84%), гендерность (1,32%), возраст (2,63%), организационный опыт (0%).Как видно, здесь важен личностный интерес к научным исследованиям, коммуникабельность и харизма преподавателя, а самое главное — это непрерывное повышение уровня знаний и умений, которые необходимы будущему студенту - исследователю. Подобные качества могут быть присущи тому преподавателю, у которого научно-исследовательская деятельность является профессиональным приоритетом.По мнению авторов, для изменения ситуации в сторону улучшения, чрезвычайно важно выявлять и поддерживать преподавателей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. С этой целью необходима разработка мер по выделению ППС, наиболее мотивированных к осуществлению научно-исследовательской деятельности, или организация внутривузовской политики по совершенствованию результативности научно-исследовательской работы, а также стимулированием личной заинтересованности преподавателя.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Баширов А.В., Головачёва В.Н., Ханов Т.А. РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 500 - 506. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12320 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12320



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.