'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 80

Просмотры  40 просмотров

Ахметова Ж.М.

  


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
формирование коммуникативных умений учащихся является важной управленческой функцией в образовательном процессе. Необходимость организации управления формированием коммуникативных умений регламентирована несколькими уровнями нормативных документов, включая законодательство об образовании, документами отраслевых ведомств, локальными документами, которые разрабатываются на базе школ. В работе представлена модель формирования коммуникативных умений учащихся среднего звена на уроках иностранного языка, а также проведена её оценка с использованием компонентного подхода.   

Ключевые слова:
коммуникативные умения, структура коммуникативных умений, оценка коммуникативных умений, модель формирования коммуникативных умений   


Коммуникативные умения учащихся представляют собой совокупность умений в области говорения, аудирования, чтения и письменной речи. Предлагаемая модель управления формированием коммуникативных умений учащихся среднего звена на уроках иностранного языка включает в себя пять блоков: целевой, методологический, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный (рис. 1). Цель модели заключается управлении формированием коммуникативных умений учащихся среднего звена на уроках иностранного языка./Рис. 1. Модель управления формированием коммуникативных умений учащихся среднего звена на уроках иностранного языка.Проверка модели осуществлялась в рамках экспериментальной работы по управлению формированием коммуникативных умений учащихся среднего звена на уроке иностранного языка была организована на базе МАУ «СОШ №2» г. Заводоуковска с 1 сентября 2022 г. по 25 мая 2023 г. Мы не будем останавливаться на результатах констатирующего этапа, только отметим, что в соответствии со средними значениями в распределении учащихся ЭК и КГ результаты в двух группах являются идентичными. Отличительной особенностью реализованной работы являлось то, что в рамках данной работы сочеталась урочная и внеурочная деятельности. По нашему мнению, сочетание урочной и внеурочной деятельности является актуальным аспектом формирования коммуникативных умений, т.к. учебные занятия предоставляют структурированный подход к изучению языка и формированию базовых навыков. Однако, только применение полученных знаний в более свободном контексте позволяет достичь высокого уровня овладения коммуникативными навыками. Внеурочная деятельность предоставляет возможность для практики языка в менее формализованных условиях, что делает обучение более живым и приближенным к реальному общению. Содержание экспериментальной работы по управлению формированием коммуникативных умений учащихся среднего звена на уроке иностранного языка включало в себя специально-подобранный материал, содержащий ситуации коммуникативного воздействия, на основании материалов УМК «SPOTLIGHT» и УПК «Learn to communicate». Кроме того, в рамках работы были подробно определены и внедрены методы формирования, ориентированные на отдельные компоненты коммуникативных умений, с учётом их дидактической результативности. Так, в рамках работы по формированию компонента «говорение» использовались ролевые игры, дискуссии и дебаты, презентации на заданные темы и т.д. В рамках формирования «аудирования» внедрялись такие методы, как прослушивание записей разговорного жанра, использование мультимедийных материалов, аудирование с последующим выполнением заданий и т.д. 1. Методы, направленные на формирование умения говорения: ролевые игры – имитация реальных жизненных ситуаций помогает учащимся чувствовать себя более комфортно при использовании языковых конструкций в различных контекстах, дискуссии и дебаты – способствуют не только развитию свободной речи, но и обучению аргументации своих мыслей на иностранном языке, презентации на заданные темы – работают на улучшение навыков монологической речи, расширяя словарный запас и повышая уверенность в себе, использование аутентичных материалов – просмотр видео или прослушивание аудиозаписей с носителями языка заставляет учащихся адаптироваться к реальной скорости речи и её интонациям.2. Методы, направленные на формирование аудирования: прослушивание записей разговорного жанра – подкастов, интервью, радиопередач помогает учащимся привыкнуть к естественным темпам и интонациям языка, использование мультимедийных материалов – видеоклипов, фильмов субтитрами позволяет сочетать визуальное восприятие с аудиальным, аудирование с последующим выполнением заданий – ответами на вопросы или заполнением пропусков в тексте для проверки понимания услышанного, транскрибация аудиоматериалов – метод, когда ученик прослушивает материал и переписывает его текст (развивается как понимание на слух, так и орфографические навыки). 3. Методы, направленные на формирование чтения: интенсивное чтение с поиском определенной информации ? помогает развить скорость чтения и способность быстро находить нужные данные, экстенсивное чтение ? чтение больших объемов текста для общего понимания содержания способствует повышению общей языковой компетенции, анализ текста ? работа по выявлению ключевых слов, фраз, грамматических конструкций помогает лучше понять механику языка.4. Методы, направленные на формирование письменной речи: сочинения по заданным темам ? отрабатывается структурированное изложение мыслей, ведение дневников или блогов ? повседневная практика помогает превратить процесс написания в привычку, переписка с носителями языка ? обеспечивает не только практику написания текста, но и получение обратной связи от опытных пользователей языка, групповые проектные работы, которые включают составление отчетности или создание презентаций. Также в рамках проведенной работы использовалось сочетание форм работы, которое включает в себя совместную деятельность учителя и учащихся, совместную деятельность учащихся в группе или в паре, индивидуальная деятельность учащихся.О результативности верифицированной модели будет свидетельствовать положительная динамика по сформированности компонентов коммуникативных умений учащихся 9-х классов, которые являлись участниками экспериментальной группы.В табл. 1 представлена динамика уровней сформированности компонентов коммуникативных умений в контрольной группе.Таблица 1. Динамика уровней сформированности компонентов коммуникативных умений в контрольной группе. /Итак, в отношении большинства анализируемых показателей сформированности компонентов коммуникативных умений в контрольной группе наблюдается слабая положительная динамика. Доля учащихся с очень низким уровнем сформированности говорения и аудирования сократилась на 8%. Доля учащихся с очень низким уровнем сформированности письменной речи сократилась на 4%. Также на 12% сократилась доля учащихся с учащихся с низким уровнем сформированности чтения.В табл. 2 представлена динамика уровней сформированности компонентов коммуникативных умений в экспериментальной группе.Таблица 2. Динамика уровней сформированности компонентов коммуникативных умений в экспериментальной группе. /В экспериментальной группе динамика показателей имеет более высокие значения. Так, в экспериментальной группе доля учащихся с очень низким уровнем сформированности аудирования и письменной речи сократилась на 20%, доля учащихся с очень низким уровнем сформированности говорения сократилась на 12%, доля учащихся с очень низким уровнем сформированности чтения сократилась на 8%. Также определен рост в отношении анализируемых показателей коммуникативных умений по всем компонентам в пределах 8%. Отметим, что доля учащихся со средним уровнем в ЭГ на 8% выше, чем в КГ, доля учащихся с высоким уровнем в ЭГ на 5% выше, чем в КГ. Совокупные значения по очень низкому и низкому уровню сформированности коммуникативных умений в ЭГ составляют 49%, что на 11% ниже, чем в КГ.Следовательно, результаты контрольного этапа исследования и их динамика по отношению к показателям констатирующего этапа исследования позволяют сделать вывод о том, что в результате внедрения модели управления формированием коммуникативных умений учащихся среднего звена на уроках иностранного языка создали условия по повышению коммуникативных умений учащихся.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ахметова Ж.М. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 491 - 499. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12319 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12319



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.