'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 79

Просмотры  44 просмотров

Ахметова Ж.М.

  


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
нормативная база управления формированием коммуникативных умений школьников представлена несколькими уровнями документов, основу которых составляет законодательство об образовании, среди которых Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Так, согласно ст. 2 данного закона, «образование ? единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Следовательно, коммуникативные умения, как часть общей системы знаний умений н навыков, являются составной частью образования.   

Ключевые слова:
управление формированием коммуникативных умений, законодательство об образовании, ФГОС ООО, ФОП ООО   


Важным документом, в системе управления формированием коммуникативных умений школьников является Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [1], который определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника. В основу компетенций положены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. Метапредметные результаты, в свою очередь, представлены межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Следует отметить, что первая редакция ФГОС ООО (2012 г.) коммуникативные образовательные результаты также рассматривала как часть метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.В новом ФГОС ООО, который начал действовать в школах с 1 сентября 2023 г., требования к коммуникативным результатам расширились, а овладение универсальными коммуникативными действиями определили как отдельную группу результатов. По учебному предмету «Иностранный язык» на углубленном уровне коммуникативные результаты сохраняются, однако, расширяется содержание овладения ими. Более подробно содержания коммуникативных умений в рамках обучения иностранному языку представлено в Федеральной образовательной программе среднего общего образования от 2023 г. В соответствии с ФОП ООО на прагматическом уровне целью иноязычного образования (базовый уровень владения английским языком) на уровне среднего общего образования провозглашено развитие и совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся, сформированной на предыдущих уровнях общего образования, в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и метапредметная компетенции.Речевая компетенция в ФОП ООО представлена как развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письменной речи) [2]. Также следует отметить, что основными подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный. Совокупность перечисленных подходов предполагает возможность реализовать поставленные цели иноязычного образования на уровне среднего общего образования, добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания обучения, отобранного для данного уровня общего образования при использовании новых педагогических технологий и возможностей цифровой образовательной среды.Также ФОП ООО содержит требования к содержанию коммуникативных умений учащихся средней школы. Под формированием коммуникативных умений в программе понимаются формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи. Другим документом, который является частью системы управления формированием коммуникативных умений школьников, является Концепция преподавания предметной области «Иностранные языки» в Российской Федерации, которая проходит утверждение на уровне Правительства РФ. Данный документ рассматривает основные подходы формирования коммуникативных умений: 1. Компетентностный подход в области обучения иностранному языку отражен в целях обучения и в требованиях к уровню подготовки выпускников средней школы на каждой из ее ступеней. Основной целью обучения иностранному языку признается развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьника в единстве таких ее составляющих как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции.2. Системно-деятельностный подход реализуется через цели, содержание и технологии обучения. Содержание обучения, соответственно, ориентировано на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.3. Межкультурный подход ориентирован на то, что формирование коммуникативной компетенции рассматривается как развитие у школьников способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общения с носителями языка.4. Коммуникативно-когнитивный подход отражается в целях и технологиях обучения и характеризуется сбалансированным вниманием как к обучению коммуникации, так и к совершенствованию качества мыслительных, познавательных процессов у учащихся.Структура коммуникативных умений в Концепции представлена умениями в области говорения (с разделением на диалогическое и монологическое общение), в области аудирования, в области чтения, в области письменной речи [4].Отметим, что концепция определяет следующее: «говорение, аудирование, чтение и письмо осуществляются в рамках отобранного предметного содержания (тем/проблем/ситуаций общения), которое должно учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы и потребности, расширять их жизненный и коммуникативный опыт, не дискриминировать учащихся по религиозному, национальному и другим признакам, давать представление о сходстве и различиях в традициях, образе жизни, культуры своей страны и стран изучаемого языка».Следует отметить, что каждый учитель самостоятельно планирует содержание обучения, разрабатывая рабочие программы по английскому языку на уровне среднего общего образования. Такие программы также являются нормативной базой управления формированием коммуникативных умений школьников на локальном уровне. Проведенный анализ позволил выделить принципы действующей нормативной базы управления формированием коммуникативных умений школьников. Рассмотрим их подробнее: 1. Адаптация и доработка в соответствии с изменчивостью образовательной среды. Анализ показал, что образовательные стандарты и ФОП меняют своё содержание. Последние изменения вступили в силу в сентябре 2023 г. Следует отметить, что в основе успешного развития любой образовательной системы лежит её способность адаптироваться к постоянно изменяющемуся миру. В этом контексте нормативная база, регулирующая процессы формирования коммуникативных умений школьников, безусловно должна быть подвержена регулярному пересмотру и обновлению. Такие корректировки позволяют учебным программам оставаться актуальными и отвечать вызовам времени, включая интеграцию цифровых технологий, новые педагогические подходы.2. Участие профильных ведомств в разработке нормативной базы. Разработка нормативных документов не может быть изолированной от профессионального сообщества. Профильные ведомства, такие как Министерство образования и науки РФ, педагогические ассоциации и научно-исследовательские институты играют ключевую роль в создании и пересмотре стандартов освоения коммуникативных навыков. Данный принцип позволяет обеспечить научно-обоснованный подход к формированию этих умений, опираться на реальный опыт учителей и текущие требования к квалификации специалистов.3. Согласованность документов между собой. Любая система нормативных актов должна быть консистентной, чтобы избежать противоречий между различными документами. В случае управления формированием коммуникативных умений это означает согласованность образовательных стандартов с федеральными государственными требованиями, рабочими программами школ и методическими материалами для учителей. Такая согласованность гарантирует единую стратегию развития навыков коммуникации среди школьников.4. Ориентированность на конкретный результат. Одним из результатов обучения иностранному языку в школе является формирование коммуникативных умений школьников. Нормативная база содержит конкретную структуру умений (аудирование, говорение, чтение и письменная речь).Таким образом, нормативная база управления формированием коммуникативных умений школьников представлена комплексом нормативных документов, которые можно структурировать на три уровня: общее действующее законодательство об образовании, обязательное к исполнению и учёту при управлении формированием коммуникативных умений школьников (Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС ООО, ФОП ООО и т.д.), разрабатываемые профильные документы в сфере обучения иностранному языку, которые не обязательны к исполнению, но выступают перспективными ориентирами при планировании процесса обучения школьников (Концепция преподавания предметной области «Иностранные языки» в Российской Федерации), локальный уровень – рабочие программы учителей иностранного языка, которые разрабатываются учителями, на основании положений действующего законодательства.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ахметова Ж.М. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 484 - 490. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12318 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12318



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.