'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 75

Просмотры  44 просмотров

Хамидова П.Б.

  


СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА *

  


Аннотация:
статья рассматривает систему пенсионного обеспечения в странах ЕС на обеспечении прав граждан на достойный уровень жизни. Анализируя конституционные и законодательные акты, а также социальные программы и меры поддержки, оценивается эффективность механизмов гарантирования методов и источников финансирования пенсионных выплат. В статье освещаются ключевые аспекты реализации пенсионного обеспечения.   

Ключевые слова:
достойный уровень жизни, источники финансирования, пенсионное обеспечение, право на пенсию   


При международном сравнении пенсионных систем обычно выделяют три уровня:1) государственное (национальное) обязательное пенсионное обеспечение,2) дополнительные пенсионные схемы, часто представленные пенсионным страхованием предприятий,3) индивидуальные (частные) программы страхования.В разных странах-членах ЕС существуют различные сочетания этих уровней, что связано с историческими и социально-экономическими особенностями формирования пенсионных систем. Однако классификацию пенсионных систем, существующих в странах ЕС, можно провести не путем выделения составляющих элементов этой системы, а путем выделения ряда конститутивных принципов, лежащих в основе той или иной системы.В качестве таких принципов можно обозначить следующие позиции:1) круг, охватываемый пенсионным обеспечением населения,2) условия, необходимые для получения пенсионных прав,3) принципы и источники финансирования.На основе этих критериев в многообразии пенсионных систем Евросоюза можно выделить две основные модели пенсионного обеспечения:1) универсальные системы пенсионного обеспечения,2) системы страхования построены по принципу страхования.В целом это различие основано на особенностях организации и функционирования двух основных моделей социальной защиты — модели Бевериджа и модели Бисмарка. Однако, несмотря на различия, говорить о принципиально разных пенсионных системах, конечно, нельзя, поскольку на практике большинство из них функционируют на смешанной основе.В последние годы происходит дальнейшее сближение двух моделей, обусловленное как интеграционными процессами, так и общими демографическими и экономическими явлениями, характерными для большинства стран ЕС и связанными с необходимостью реформирования пенсионных систем. Это проявляется, в частности, в том, что ряд стран, придерживаясь принципа универсальности пенсионного обеспечения, приняли законодательство о создании дополнительных пенсионных схем, а страны, основанные на принципе страхования, расширяют охват населения пенсионным обеспечением и вводят элементы универсальности.Кроме того, в большинстве стран ЕС в последние годы наблюдается тенденция к повышению пенсионного возраста. Это связано с увеличением продолжительности жизни и снижением рождаемости населения. В результате, все больше людей выходят на пенсию в более позднем возрасте, что создает дополнительную нагрузку на пенсионные системы.В целях снижения нагрузки на пенсионные системы, многие страны ЕС также внедряют реформы, направленные на увеличение вклада работников в формирование пенсии. Это может осуществляться как путем увеличения размера отчислений в пенсионные фонды, так и путем продления периода трудовой деятельности.Реформы пенсионных систем в странах ЕС являются сложным и неоднозначным процессом. С одной стороны, они необходимы для обеспечения финансовой устойчивости пенсионных систем и поддержания уровня жизни пенсионеров. С другой стороны, они могут привести к снижению уровня жизни работающего населения и увеличению экономического неравенства.Таким образом, пенсионные системы в странах ЕС в настоящее время находятся в процессе трансформации. Они сталкиваются с рядом проблем, связанных с демографическими изменениями, экономической ситуацией и необходимостью обеспечить финансовую устойчивость. В этих условиях страны ЕС проводят реформы пенсионных систем, направленные на повышение их эффективности и финансовой устойчивости.При международном сравнении пенсионных систем обычно выделяют три уровня:1) государственное (национальное) обязательное пенсионное обеспечение,2) дополнительные пенсионные схемы, часто представленные пенсионным страхованием предприятий,3) индивидуальные (частные) программы страхования.В разных странах-членах ЕС существуют различные сочетания этих уровней, что связано с историческими и социально-экономическими особенностями формирования пенсионных систем. Однако классификацию пенсионных систем, существующих в странах ЕС, можно провести не путем выделения составляющих элементов этой системы, а путем выделения ряда конститутивных принципов, лежащих в основе той или иной системы.В качестве таких принципов можно обозначить следующие позиции:1) круг, охватываемый пенсионным обеспечением населения,2) условия, необходимые для получения пенсионных прав,3) принципы и источники финансирования.На основе этих критериев в многообразии пенсионных систем Евросоюза можно выделить две основные модели пенсионного обеспечения:1) универсальные системы пенсионного обеспечения,2) системы страхования построены по принципу страхования.В целом это различие основано на особенностях организации и функционирования двух основных моделей социальной защиты — модели Бевериджа и модели Бисмарка. Однако, несмотря на различия, говорить о принципиально разных пенсионных системах, конечно, нельзя, поскольку на практике большинство из них функционируют на смешанной основе.В последние годы происходит дальнейшее сближение двух моделей, обусловленное как интеграционными процессами, так и общими демографическими и экономическими явлениями, характерными для большинства стран ЕС и связанными с необходимостью реформирования пенсионных систем. Это проявляется, в частности, в том, что ряд стран, придерживаясь принципа универсальности пенсионного обеспечения, приняли законодательство о создании дополнительных пенсионных схем, а страны, основанные на принципе страхования, расширяют охват населения пенсионным обеспечением и вводят элементы универсальности.Кроме того, в большинстве стран ЕС в последние годы наблюдается тенденция к повышению пенсионного возраста. Это связано с увеличением продолжительности жизни и снижением рождаемости населения. В результате, все больше людей выходят на пенсию в более позднем возрасте, что создает дополнительную нагрузку на пенсионные системы.В целях снижения нагрузки на пенсионные системы, многие страны ЕС также внедряют реформы, направленные на увеличение вклада работников в формирование пенсии. Это может осуществляться как путем увеличения размера отчислений в пенсионные фонды, так и путем продления периода трудовой деятельности.Реформы пенсионных систем в странах ЕС являются сложным и неоднозначным процессом. С одной стороны, они необходимы для обеспечения финансовой устойчивости пенсионных систем и поддержания уровня жизни пенсионеров. С другой стороны, они могут привести к снижению уровня жизни работающего населения и увеличению экономического неравенства.Таким образом, пенсионные системы в странах ЕС в настоящее время находятся в процессе трансформации. Они сталкиваются с рядом проблем, связанных с демографическими изменениями, экономической ситуацией и необходимостью обеспечить финансовую устойчивость. В этих условиях страны ЕС проводят реформы пенсионных систем, направленные на повышение их эффективности и финансовой устойчивости.Пенсионные системы в разных странах могут быть универсальными или страховыми. В универсальных системах получение пенсии не зависит от условий страхового стажа, а только от выполнения условий проживания. В страховых системах размер выплачиваемой пенсии или необходимость выхода на пенсию в более старшем возрасте зависит от перерыва страхового стажа.Во многих странах существуют определенные условия, которые учитываются в период страхования. Речь идет о болезнях, беременности, родах, инвалидности, длительной инвалидности, нахождении на военной службе, периоде безработицы, воспитании ребенка и обучении в высшем учебном заведении.В некоторых системах пенсионного страхования предусмотрено семейное пособие. Это связано с тем, что застрахованное лицо, состоящее в браке и имеющее детей, должно заботиться о них до достижения ими совершеннолетия.Дополнительные пенсионные выплаты могут производиться в виде фиксированной суммы или определенного процента от базовой пенсии.Методы и источники финансирования этих выплат зависят от конкретной страны.В большинстве стран пенсионный возраст установлен на уровне 60-65 лет для мужчин и 55-60 лет для женщин. Однако в некоторых странах, например, в Исландии и Норвегии, пенсионный возраст составляет 67 лет для обоих полов.Пенсионные системы постоянно находятся в процессе реформирования. Это связано с изменением демографической ситуации и экономическим развитием стран. Целью реформ является обеспечение финансовой устойчивости пенсионных систем и сохранение достаточного уровня пенсионных выплат для пожилых людей.В некоторых странах пенсионные системы сочетают в себе элементы как универсальной, так и страховой модели. Например, в Великобритании существует государственная пенсия, которая выплачивается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, независимо от их трудового стажа. Кроме того, в Великобритании действует и система частных пенсионных фондов, в которые работники могут делать добровольные взносы.В России пенсионная система является смешанной. Она включает в себя как государственную пенсию, так и частные пенсионные фонды. Государственная пенсия выплачивается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, независимо от их трудового стажа. Размер государственной пенсии зависит от размера заработной платы и продолжительности трудового стажа. Частные пенсионные фонды являются добровольными организациями, которые инвестируют взносы своих участников и выплачивают им пенсии по достижении пенсионного возраста.Пенсионные схемы. Эти пенсионные схемы характеризуются тем, что предоставляют дополнительное обеспечение ограниченному числу людей. Пенсионные горки Пенсионные схемы в странах ЕС предусматривают различные виды пенсионных горок в зависимости от динамики экономического развития. Как правило, в европейских странах используются два основных метода. В первом случае - предусматривающий пенсионное скольжение на основе изменения потребительских цен. Во втором случае индексация осуществляется на основе динамики заработной платы (брутто или нетто). Метод индексации на основе индексов потребительских цен существует только в двух странах-членах ЕС - Великобритании и Швеции. Многие страны (например, Франция и Нидерланды) используют метод индексации, основанный на динамике заработной платы. Дания, Италия и Германия используют комбинированный метод. Кроме того, во многих странах (например, в Австрии) при начислении пенсий учитывается безработица. Частота индексации пенсионных выплат в разных странах сильно различается. Так, в некоторых странах (Австрия, Великобритания и Швеция) она проводится один раз в год, а в Дании, Франции и Нидерландах - два раза в год. Исключением из общей практики является опыт Италии, где пенсии индексируются несколько раз в год в соответствии со стоимостью жизни и один раз в год в соответствии с динамикой заработной платы. Размер индексации в данном случае может быть показателем экономической стабильности страны. Возраст выхода на пенсию.Для большинства пенсионных систем европейских стран характерны значительные различия в возрасте выхода на пенсию. Например, пенсионный возраст для женщин в Италии составляет 55 лет, а в Дании - 67 лет. Как правило, пенсионный возраст для мужчин составляет от 60 до 67 лет, а для женщин - от 55 до 67 лет. - В пенсионных системах это новое явление, но в универсальных пенсионных системах общий пенсионный период одинаков для обоих полов. Более низкий возраст выхода на пенсию для женщин связан с предположением, что мужчины, как правило, женятся на более молодых женщинах и хотят выйти на пенсию в то же время. Другая возможность заключается в том, что такая ситуация связана с желанием женщин компенсировать дополнительную нагрузку, связанную с работой на производстве и выполнением большей части домашних обязанностей. То, что женщины несут двойную нагрузку, является неоспоримым фактом, однако не доказано, влияет ли это на их способность работать до того же возраста, что и мужчины. В настоящее время в большинстве стран ЕС пенсионный возраст для женщин ниже. Однако в последние годы наметилась тенденция к установлению единого пенсионного возраста, который уже существует в Германии, Франции и Швеции. Еще одно различие между универсальными и страховыми пенсионными системами заключается в более высоком пенсионном возрасте в первых (например, 65 и 67 лет для мужчин и женщин в Швеции) и более высоком пенсионном возрасте, во-вторых, Большинство пенсионных систем в странах ЕС имеют фиксированный пенсионный возраст и не предусматривают возможности досрочного выхода на пенсию. Только в некоторых странах (например, в Швеции) застрахованные лица могут выйти на пенсию в более раннем возрасте, но даже в этом случае разница между обычным и досрочным выходом на пенсию не превышает пяти лет. Напротив, если зачисление на досрочную пенсию откладывается. - Большинство пенсионных программ предлагают пенсионные планы с повышенными пенсионными выплатами. Как правило, этот период не превышает пяти лет, как в случае с досрочным выходом на пенсию, и только в некоторых странах (например, в Австрии для пенсионного страхования самозанятых) не существует пенсионного потолка. Экономические и демографические изменения последних десятилетий привели к изменениям на рынке труда и увеличению числа молодых людей.Помимо высокого уровня безработицы, многие страны приняли меры по снижению пенсионного возраста и расширению возможностей для досрочного выхода на пенсию.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Хамидова П.Б. СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 452 - 460. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12314 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12314



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.