'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 56

Просмотры  39 просмотров

Кажлаев Ш.С.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА *

  


Аннотация:
настоящая статья посвящена анализу актуальной проблематики налоговых правонарушений. Рассматривается само понятие и виды налоговых преступлений. Изучается процесс расследования налоговых преступлений, его специфика, а также выявляются проблемы расследования. Комментируются потенциальные возможности преодоления указанных проблем.   

Ключевые слова:
налоги, налоговые преступления, проблемы, расследования, актуальные проблемы   


Налоговое преступление, также известное как финансовое или экономическое преступление, относится к любому противоправному деянию, связанному с финансовыми или денежными вопросами. Эти правонарушения обычно связаны с незаконным манипулированием, злоупотреблением или неправильным отражением в отчетности средств, активов или финансовых операций.Данное определение, вероятно, звучит слишком обще, поэтому рассмотрим другие, более точные определения.М. И. Середа под налоговыми преступлениями понимает деяния, совершаемые в рамках хозяйственной деятельности субъекта и посягающие на финансовые интересы государства в части формирования бюджета от сбора налогов с физических и юридических лиц [5, с. 78]. Б. В. Воложенкин, по сути, отождествляет преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и споров с налоговыми преступлениями в целом, указывая, что под налоговыми преступлениями понимаются преступные деяния, посягающие против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды [4, с. 35].Существуют различные виды налоговых правонарушений, некоторые из которых включают:1. Уклонение от уплаты налогов. Самый типичный пример налоговых преступлений. Это умышленное избегание или уклонение от уплаты налогов путем предоставления ложной информации, занижения доходов или завышения вычетов.2. Отмывание денег. Это процесс придания незаконно полученным деньгам видимости законных путем сокрытия их происхождения через ряд сложных финансовых операций.3. Мошенничество. Это преступление охватывает широкий спектр незаконных действий, в ходе которых отдельные лица или организации обманывают других людей с целью получения финансовой или личной выгоды. В качестве примера можно привести страховое мошенничество, мошенничество с ценными бумагами и мошенничество с кредитными картами.4. Растрата. Это присвоение или кража средств, доверенных человеку его работодателем или другой стороной, для использования в личных целях.5. Инсайдерская торговля. Это незаконная покупка или продажа акций или ценных бумаг на основе непубличной информации, которая недоступна широкой общественности.Важно отметить, что конкретные виды фискальных правонарушений и их определения могут варьироваться в зависимости от правовой юрисдикции и местного законодательства.Расследование налоговых преступлений обычно включает в себя изучение и анализ финансовой документации, операций и деятельности, чтобы определить, имела ли место незаконная или мошенническая финансовая деятельность. Конкретный характер такого расследования может варьироваться в зависимости от юрисдикции и характера преступления, но есть несколько общих аспектов:- cбор доказательств. Следователи собирают соответствующие финансовые документы, такие как банковские записи, налоговые декларации, счета-фактуры и другие финансовые отчеты. Они также могут провести допросы лиц, причастных к преступлению, включая подозреваемых, свидетелей и финансовых экспертов. Нередко сбор доказательств подразумевает привлечение документальных подтверждений нарушения законодательства от налоговой службы (в случае с Россией проверкой соблюдения налогового законодательства занимается ФНС России),- финансовый анализ. Следователи изучают и анализируют собранные финансовые данные, чтобы выявить любые нарушения, несоответствия или закономерности, которые могут свидетельствовать о мошеннических действиях. Это может включать в себя отслеживание денежных потоков, изучение сложных финансовых структур и выявление скрытых операций,- судебно-бухгалтерская экспертиза. Эксперты в области судебной бухгалтерии могут быть привлечены к расследованию, чтобы углубиться в финансовые данные, обнаружить скрытые активы или доходы и определить общие финансовые последствия преступления. Они также могут оценить уклонение от уплаты налогов, отмывание денег или другой финансовый ущерб.Следует отдельно подчеркнуть, что все эти этапы могут иметь место в тесном взаимодействии с профильными государственными органами – прежде всего, с налоговыми органами, которые занимаются проверкой налоговой документации и выявлением каких-то ошибок или нарушений.Важно отметить, что конкретные процедуры и методы, используемые при расследовании фискальных правонарушений, могут варьироваться в зависимости от юрисдикции, местного законодательства и сложности правонарушения.Расследование налоговых преступлений сопряжено с рядом трудностей и проблем. Ниже приведены некоторые из них:1. Нормативная проблема. В российском законодательстве наблюдается отсутствие закрепленных на законодательном уровне таких уголовно-правовых понятий как «налоговое преступление» и «уклонение от уплаты налогов». Безусловно, данные термины можно встретить в различных научных работах, учебных пособиях, но многозначность их трактовок, возникающая в силу существования различных взглядов авторов, порождает некую неопределенность, что же именно относить к налоговому преступлению (уклонению от уплаты налогов) [3, с. 76]. 2. Недостаток доказательств. Бывает трудно собрать достаточные доказательства, чтобы доказать факт преступления, особенно если речь идет о сложных финансовых операциях и скрытых активах. В результате налоговым инспекторам и следователям бывает непросто установить четкую связь между обвиняемым и незаконной деятельностью.3. Трансграничные сложности. Налоговые преступления часто включают в себя международные элементы, такие как отмывание денег или схемы уклонения от уплаты налогов, которые охватывают несколько юрисдикций. Это создает дополнительные проблемы, связанные с сотрудничеством юрисдикций, координацией между правоохранительными органами, а также различиями в правовых системах и процедурах.4. Финансовые знания и опыт. Расследование фискальных преступлений требует глубокого понимания сложных финансовых операций, бухгалтерской практики и правовых основ. Лица, задействованные в расследовании, должны обладать необходимыми финансовыми знаниями для отслеживания средств, анализа финансовой документации и выявления нарушений или мошеннических действий.5. Защитные стратегии. Лица, совершающие налоговые преступления, часто используют сложные стратегии и схемы, чтобы избежать обнаружения и судебного преследования. Так, они могут использовать оффшорные счета, подставные компании или сложные финансовые структуры, чтобы скрыть активы и ввести в заблуждение следователей. Разгадка таких схем и сложных стратегий требует обширных знаний и ресурсов.6. Ограниченные ресурсы. Расследования налоговых преступлений могут быть ресурсоемкими. Сложность дел, необходимость привлечения финансовых экспертов и длительность расследований могут привести к тому, что налоговые и правоохранительные органы будут испытывать нехватку ресурсов. Это может привести к задержкам или неполному расследованию из-за нехватки персонала, бюджетных ограничений или устаревших инструментов расследования.Частность в данном случае может заключаться в технологической продвинутости нарушителей. Однозначной сложностью в расследовании налоговых преступлений является использование преступниками высокотехнологичного программного обеспечения, удаленного доступа и т.п., что позволяет субъектам налоговой преступности совершать и впоследствии скрывать свои деяния. Так, например, в процессе проведении обыска в офисе юридического лица, существует вероятность удаления необходимой информации из программных продуктов, используемых для осуществлений финансово-хозяйственной деятельности, ведения учета фактов хозяйственной жизни, лицом, местоположение которого может находиться за десятки километров от места проведения данного следственного действия. Лицам, ведущим расследования, будет необходимо специальное программное обеспечение, которое позволит им выявить удаление той или иной информации.7. Коррупция. Расследования громких налоговых преступлений могут столкнуться с препятствиями, в том числе, коррупционного характера, со стороны отдельных лиц или организаций. Налоговые инспекторы, как и следователи, могут подвергаться коррупционным рискам, которые могут препятствовать проведению честного расследования ошибок и проблем в налоговой документации.8. Быстро развивающиеся методы правонарушений. Лица, совершающие налоговые преступления, постоянно адаптируют и развивают свою тактику, чтобы обмануть налоговые и правоохранительные органы. Следовательно, государственные органы должны постоянно совершенствовать свои методы, знания и инструменты, чтобы не отставать от развивающихся технологий в преступной деятельности.Изучая конкретные практические примеры, связанные с применением законодательства, заметим, что материалы, собранные налоговыми органами и направляемые в правоохранительные органы, для возбуждения уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьями 198 - 199.2 УК РФ [1], не всегда составляют предмет доказывания, в соответствии с требованиями статьи 73 УПК РФ [2]. Сложившаяся ситуация обусловлена наличием существенных различий в методологии доказывания факта совершения преступления в налоговой и уголовной сферах.Так, например, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ в определенных законодательством случаях, налоговый орган вправе использовать расчетный метод исчисления налогов, подлежащих уплате, т.е. самостоятельно определять их размер, на основании данных о налогоплательщике. Но использование таких расчетов, их результатов не могут быть положены в основу выводов следователя о наличии оснований для возбуждения уголовного дела, так как очевидно возникновение объективного вменения, прямо запрещенного положениями статьи 5 УК РФ.Эта ситуация иллюстрирует возникновение на практике сразу двух проблем – нормативной проблемы и проблемы нехватки доказательств, которая имеет место даже при том, что налоговый орган действует по закону.Для налоговых и правоохранительных органов также может быть сложно установить прямой умысел налогоплательщика в совершении налогового преступления. Для этого нужно отследить искажения и ошибки, имеющие место в бухгалтерских и налоговых документах и ответить на вопрос – какие из этих искажений и ошибок являются следствием невнимательности или некомпетентности лица, составившего документ, а какие – действительно следствие противозаконного умысла. Дать ответ на последний вопрос может быть непростой задачей, тем более что нарушитель будет всеми силами пытаться скрыть наличие преступного умысла.Интересной иллюстрацией к проблеме защитной позиции нарушителя может выступать такой пример. Налоговые органы, по процессуальным срокам, обязаны направить материалы дела в правоохранительные органы в том случае, если требование об уплате налоговых платежей не было выполнено в двухмесячный срок. Это означает, что следователь начинает знакомиться с материалами дела лишь спустя значимый промежуток времени, за который нарушители уже могут принять меры по сокрытию состава правонарушения, что, конечно, способствует повышению эффективности их защитных стратегий.Перспективы преодоления указанных проблем непросты, так как требуется комплексная работа по минимизации различного рода негативных рисков. Несомненно, потребуется принимать меры по повышению квалификации налоговых инспекторов и следователей. А.Р. Фадеева предлагает интересное решение в виде создания оперативных групп работников, имеющих соответствующую квалификацию [6, с. 75].Но потребуется и работа с законодательством – в частности, восполнение пробелов с трактовками, возможный пересмотр процессуальных сроков в сторону уменьшения, урегулирование коллизий, связанных с разграничением умысла и непреднамеренных ошибок. Помимо этого, следует учесть, что проблемы расследования налоговых преступлений неизбежно будут связаны с развитием научно-технического прогресса и попытками нарушителей использовать его плоды в собственных целях. Поэтому большое значение имеет повышение технической компетенции специалистов, непосредственно работающих с расследованием налоговых правонарушений. А также потребуется дальнейшее развитие средств информационной безопасности и специализированных программ для проверки действий пользователя.Резюмируя, отметим, что налоговые правонарушения, как правило, связаны с финансовыми махинациями, наносящими ущерб государственной казне, недополучающей налоги по их причине. При этом, разновидности преступлений могут быть различны – от простого уклонения до более сложных отмывания денег или мошеннических схем.Проблем расследования налоговых преступлений существует достаточно много, и они связаны и с несовершенством законодательства, и со сроками расследования, и с потенциальными возможностями выстраивания защитных схем нарушителями, в т.ч. с применением современных технологий.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кажлаев Ш.С. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССЛЕДОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 324 - 332. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12295 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12295



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.