'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 54

Просмотры  27 просмотров

Ильясов Н.М.

  


ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РАМКАХ РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается вопрос, связанный с исследованием состояния проблемных аспектов криминальной экономики при расследовании хищений денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ.   

Ключевые слова:
криминализация, экономика, теневая экономика, преступность, экономические преступления, хищение, федеральные программы   


Одной из главных проблем расследования хищений денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ, является неэффективность существующей системы контроля и управления этими средствами. В частности, отсутствует четкое разграничение полномочий между различными организациями, занимающимися управлением и контролем расходования денег на федеральные целевые программы. Это может приводить к дублированию функций и неэффективности мер контроля.Другой проблемой является система наказаний для виновных в хищениях денежных средств. Зачастую виновные бывают лишь отстранены от должности, а многие случаи остаются и вовсе безнаказанными, что, в свою очередь, способствует повторению подобных преступлений в будущем.Не менее важной проблемой является недостаточное финансирование механизмов контроля и управления расходованием денежных средств, выделенных на федеральные целевые программы. Часто контрольные и надзорные органы имеют ограниченные ресурсы для осуществления своих функций, что в итоге приводит к недостаточной эффективности их работы и значительному риску хищения денежных средств.Наконец, существуют проблемы в области прозрачности и открытости работы по федеральным целевым программам. Нередко информация о расходовании денежных средств является закрытой или не полностью доступной для общественности и контролирующих органов, что увеличивает вероятность возникновения коррупции и манипуляций с расходами денежных средств на федеральные целевые программы.Как отмечает в своем исследовании М. А. Святогор, «изучив материалы уголовных дел о преступлениях в бюджетной сфере, находящихся в производстве органов внутренних дел, можно сделать вывод о том, что при расследовании уголовных дел у следователя возникают проблемы в основном в связи с недостаточным пониманием следователями природы расследуемых правоотношений, незнанием бюджетного законодательства. Если в отделах полиции и возбуждаются уголовные дела, связанные с хищениями бюджетных средств, то в основном они касаются проблемы косвенно и привлекают должностных лиц, в основном, служащие среднего звена государственных и муниципальных учреждений, да и по наиболее простому и легко доказываемому составу преступления, связанного с нецелевым использованием бюджетных средств» [3, с. 225]. Также автор указывает, что, возвращаясь к проблеме недостаточных навыков и знаний следователя в сфере бюджетных средств, бюджетного законодательства, можно сказать о том, что это простое «нежелание» изучить проблему, прибегнуть к помощи специалистов, а ведь в ч.1 ст.168 УПК РФ [1] говорится о том, что следователь вправе привлечь специалиста в той или иной сфере. А. В. Лихина в своем исследовании обращает внимание на то обстоятельство, что существует несколько причин, почему сложно расследовать хищения денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ [2, с. 83]: сложность процесса контроля – реализация федеральных целевых программ часто осуществляется через комплексную систему финансирования, которая включает в себя различные разрозненные программы. Это усложняет мониторинг и контроль за определенными транзакциями и расходами, отсутствие прозрачности в финансовых потоках – некоторые платежи могут проходить через несколько уровней субконтрактов, что затрудняет понимание, как и где используются денежные средства. Это делает сложнее выявить факты мошенничества или неправильного использования средств, неэффективность и несовершенство системы управления – владельцы программ, а также руководители проектов могут скрываться и обходить процедуры контроля путем подделки документов. В некоторых случаях подделанные контракты могут выглядеть настолько реалистично, что кажутся действительными, отсутствие ответственности и наказания – в России, как и в некоторых других странах, существует распространенная практика ненаказания за хищения и коррупционные преступления. Бывает, что расследования затягиваются или прекращаются вообще. Таким образом, одной из актуальных проблем расследования хищений денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ, является сложность выявления и доказательства факта нарушения. Часто такие хищения маскируются под другие неправомерные действия. Кроме того, некоторые представители власти сами занимаются хищением денежных средств, направленных на реализацию федеральных целевых программ, и используют свое влияние, чтобы не допустить привлечения к ответственности.Также проблемой является сложность сбора доказательств и длинные сроки расследования. Криминалистические экспертизы и проверки финансовых операций могут занять много времени, что увеличивает риски скрытия улик и увеличения сроков давности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ильясов Н.М. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В РАМКАХ РАССЛЕДОВАНИЯ ХИЩЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 316 - 319. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12293 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12293



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.