'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 51

Просмотры  43 просмотров

Грачева Е.Н.

  


ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ДЕТЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию деятельности сотрудников органов прокуратуры в сфере реализации ими полномочий по защите прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц. Автором исследования анализируются особенности прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних, а также рассматриваются наиболее важные проблемы, связанные с реализацией правозащитных функций органов прокуратуры в отношении несовершеннолетних лиц на территории Российской Федерации.   

Ключевые слова:
конституционные права несовершеннолетних, нарушение прав, функции государственных органов, прокурорский надзор, право на образование   


Российская Федерация, являясь демократическим правовым государством, признающим на твоей территории верховенство закона и права, согласно принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации, признает высшей ценностью человека, его права и свободы. Кроме того, являясь государством, твёрдо придерживающимся идеи традиционных ценностей, сохранения исторического и культурного наследия, Российская Федерация гарантирует защиту и поддержку со стороны государства института семьи, материнства и детства.В 1990 году Россией, в тот период исторического развития являющейся частью СССР, была подписана и ратифицирована на территории государства Конвенция ООН о правах ребёнка, а также ряд других важнейших международных правовых документов в сфере защиты и обеспечения прав и свобод детей и несовершеннолетних. Таким образом, являясь государством, активно интегрированным в международно-правовые отношения с рядом зарубежных демократических государств, Российская Федерация поддерживает тенденции мирового сообщества относительно создания безопасной, комфортной и благоприятной среды для жизни и воспитания детей. Данное обстоятельство также обусловлено тем фактом, что дети и несовершеннолетние лица, в силу своих психофизиологических особенностей, являются одной из самых уязвимых категорий населения, не имеющей возможности в полной мере реализовывать и защищать тот комплекс прав и свобод, который входит в их правовой статус. Именно поэтому дети нуждаются в особой защите со стороны государства, органов государственной власти, а также иных государственных и частных организаций и учреждений, реализующих свои полномочия в сфере защиты несовершеннолетних лиц.Таким образом, защита прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц, является одной из наиболее важных и приоритетных задач для государства.Органы прокуратуры на территории Российской Федерации представляют собой один из самых эффективных механизмов в сфере предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц. Сотрудниками органов прокуратуры, в процессе реализации ими функций прокурорского надзора, производится восстановление правопорядка и законности в данном правовом поле. Так, прокурорский надзор можно считать одним из самых эффективных методов контроля и реагирования в случае выявления ситуаций, в которых гражданами, организациями, либо же государственными органами производится нарушение прав и свобод несовершеннолетних лиц. Можем отметить, что при реализации, в рамках прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц, сотрудники органов прокуратуры не только занимаются контролем и мониторингом поступающей к ним информации из различных источников, к которым, в том числе, относятся средства массовой информации, но также и работают с входящими в аппарат органов прокуратуры жалобами от граждан и заинтересованных лиц, которыми сообщаются факты случаев нарушения прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц.Затрагивая сферу нормативно-правового закрепления деятельности сотрудников органов прокуратуры в рамках исследуемой правовой области, можем отметить Федеральный закон № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», принятый в 1992 году. Так, в соответствии с положениями, заключающимися в первой и второй Главе анализируемого Федерального закона, сотрудниками органов прокуратуры, в рамках реализации прокурорского надзора, может предприниматься комплекс мер, которые направлены выявление, предупреждение и устранение случаев нарушения прав и свободы детей и несовершеннолетних лиц. Кроме того, можем отметить, что сотрудниками органов прокуратуры должно реализовываться не только непосредственно реагирование на ставшие им известными случаи нарушения прав детей и несовершеннолетних лиц, но также должны проводиться эффективные меры профилактики в сфере борьбы с правонарушениями в данной сфере. Таким образом, деятельность института органов прокуратуры является одним из важнейших правозащитных механизмов государства, в рамках реализации полномочий по защите прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц.Достаточно дискуссионным является факт отсутствия закрепления в анализируемом Федеральном законе положений, непосредственно относящихся к реализации надзора по защите прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц сотрудниками органов прокуратуры. Как было сказано ранее, прокурорский надзор в данной сфере является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры на территории нашего государства. Однако в Федеральном законе, регламентирующем деятельность института органов прокуратуры, нет отдельного раздела, либо же главы, направленного на реализацию контрольно-надзорных функций сотрудниками органов прокуратуры в сфере защиты прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц. Данное обстоятельство является, на наш взгляд, несколько нелогичным, так как мероприятия в сфере защиты прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц несомненно обладают отличительными чертами и должны быть отдельно обозначены путём добавления в анализируемый нормативно-правовой документ отдельной главы, раскрывающей цели, принципы, задачи, методы и иные аспекты прокурорского надзора в сфере защиты прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц, как бы выводя данный вид надзорной деятельности в отдельную категорию.Однако можем отметить, что всё-таки некоторые особенности реализации правозащитных функций сотрудников органов прокуратуры в отношении защиты прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц закреплены в отдельном Приказе Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, в котором достаточно широко освещается спектр полномочий сотрудников органов прокуратуры в сфере защиты прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц, к примеру посредством пресечения жестокого обращения с детьми, надзора за воспитанием детей в благоприятной атмосфере, не допускающей получения сведений, которые могли бы навредить их психологическому и духовному развитию, а также необходимость своевременного реагирования на выявленные случаи нарушения имущественных и жилищных прав детей и несовершеннолетних лиц, которыми они наделены в соответствии с правовой доктриной нашего государства. Кроме того, сотрудниками органов прокуратуры должен быть реализован надзор за деятельностью иных государственных органов и организаций, непосредственно связанных с реализацией и обеспечением различных сфер жизни и воспитания детей, будь то органы опеки и попечительства, органы сферы образования, служба занятости, которая регулирует контроль за исполнением трудового законодательства в сфере трудоустройства и охраны труда несовершеннолетних лиц. Говоря о реализации конституционно закреплённого права ребёнка на образование, которое является одним из основных прав граждан Российской Федерации, сотрудниками органов прокуратуры осуществляется широкий спектр надзорных функций в сфере реализации данного конституционного права, потому как эффективная реализация и соблюдение прав детей на образование ведёт к гармоничному, полноценному формированию и развитию личности, что непосредственно влияет на будущее ребёнка. Именно поэтому сотрудниками органов прокуратуры уделяется особенное внимание в сфере реализации данного права, которое включает в себя свободный доступ к образовательному процессу для несовершеннолетнего лица, а также возможность его участия в общественной и культурной жизни общества.Исследование темы эффективности непосредственной реализации права несовершеннолетних лиц на образование является достаточно актуальным, поскольку сотрудниками органов прокуратуры ежегодно выявляется большое количество правонарушений в данной сфере, а также регистрируются учащающиеся случаи установления фактов бездействия органов государственной власти и должностных лиц в сфере доступности образования для детей. Достаточно часто сотрудники органов прокуратуры сталкиваются с ситуациями, в которых не производится эффективное увеличение количества детских дошкольных учреждений, а некоторые дошкольные организации могут «видоизменяться» с целью их присвоения или отчуждения. Так, директором Департамента надзора за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ларисой Коптевой было отмечено, что существующая сеть организации дошкольного образования для детей является недостаточно развитой и не может в полной мере перекрыть потребности населения, что негативным образом влияет на воспитание и развитие несовершеннолетних лиц. Кроме того, особенно отмечались случаи выявления сложностей в сфере реализации права на образование детей, имеющих инвалидность. Сотрудниками органов прокуратуры во многих субъектах Российской Федерации была выявлена недостаточная техническая подготовленность образовательных организаций, осуществляющих свои образовательные функции для детей, имеющих инвалидность. К примеру, во многих образовательных организациях отсутствовали необходимые для передвижения детей-инвалидов пандусы, подъёмное оборудование, специальные тактильные знаки, а также была выявлена недостаточность кадрового обеспечения – нехватка специалистов, осуществляющих образовательный процесс для данной категории несовершеннолетних.Кроме того, одной из достаточно острых проблем в сфере реализации прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц, является проблема, связанная с реализацией жилищных прав детей, которые остались без попечения родителей, либо же признанных сиротами. Из года в год сотрудниками органов прокуратуры регистрируется большое количество нарушений данной категории прав несовершеннолетних лиц, поскольку в большинстве субъектов нашего государства обеспечение несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, государственным жильём является процессом очень проблематичным и практически не решаемым. Именно поэтому несовершеннолетние лица, оставшиеся без попечения родителей, могут стоять в очереди на получение государственного жилья после наступления совершеннолетия вплоть до 10 лет, а в некоторых случаях получить жилое помещение, непригодное для проживания, не отвечающее санитарно-эпидемиологическим нормам российской Федерации. Так, данная сфера реализации правозащитных функций органами прокуратуры является одной из наиболее проблематичных и актуальных.Таким образом, прокурорский надзор в сфере защиты прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц является одним из важнейших правозащитных механизмов в нашем государстве. Несмотря на высокую эффективность деятельности данного института, его регулярном совершенствовании и реформировании – сотрудниками органов прокуратуры из года в год регистрируется всё большее и большее число правонарушений в сфере нарушения прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц. Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что исследование реализации правозащитных функций органов прокуратуры в отношении защиты прав и свобод детей и несовершеннолетних лиц является все актуальным и нуждается в выработке новых идей и стратегий усовершенствования данной сферы деятельности органов прокуратуры.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Грачева Е.Н. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ДЕТЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 298 - 305. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12290 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12290



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.