'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 49

Просмотры  33 просмотров

Антонова Р.Р.

  


РОССИЙСКАЯ АРКТИКА: ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНА *

  


Аннотация:
нашей стране важно постоянно быть начеку в целях успешной реализации своих национальных интересов на территории Арктики. В данной статье освящается вопрос о том, почему имеет место быть соперничеству в данном регионе, из-за чего возникают предпосылки для укрепления безопасности РФ в Арктике и на какие зоны влияния она разделена.   

Ключевые слова:
Арктика, стратегия, Северный морской путь, ресурс, потенциал, конкуренция   


Всеобщий интерес к Арктике с каждым годом растёт. Страны, которые осуществляют долгосрочно планирование осознают, что их собственная ресурсная база постепенно истощается. Как следствие – необходимо искать где-то для неё замену. И немало тех, кто видят замену собственной ресурсной базе в запасах, находящихся в Арктике. Вопрос Арктического развития является весьма обсуждаемым в мировой политики, а также отвечает национальным интересам нашей страны. Так, в Мурманске, на 62-й конференции парламентской ассоциации Северо-Запада России, командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев освещал тему защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Было отмечено, что, несмотря на кажущиеся спокойствие и стабильность, «военно-политическая обстановка в регионе на современном этапе характеризуется нарастанием негативных тенденций». В связи с тем, что Запад питает большой интерес к Арктике, успехи России в данном регионе воспринимаются болезненно. Производятся экологический шантаж и военные угрозы. Адмирал Пол Цукунфт неожиданно начал транслировать СМИ о том, что Северный морской путь должен быть «интернациональным». Кроме того, в интересах США проводить там военные учения. [3, с. 12].Позже, после развитии идеи о том, что наша Планета под угрозой, Евросоюз «вспомнил» про экосистему северных морей, разнообразные техногенные катастрофы, и попытался использовать «экологический рычаг, в целях вытеснения России из Арктики. Причины подобных «тревог» более чем очевидны. Нужен еще один военный плацдарм у границ России. Директор РУССТРАТ Елена Панина пояснила, что Россия не отступится от Арктики. Данная территория по истине представляет большой запас нетронутых сырьевых ресурсов. Арктика, помимо важного сырьевого значения, — это морской путь, который является дорогой к внутренним районам Урала, Сибири и Дальнего Востока. Обь, Енисей, Урал, Лена и другие полноводные реки России — транспортные артерии нашей страны. Кроме того, Арктика для России — национальная безопасность. Это территория нашей стратегической обороны. Именно поэтому Москва обеспечит государственный контроль над Арктикой, и эта акватория должна подпадать под суверенитет России.Странами, которые имеют зону влияния в Арктической регионе или странами Арктики являются: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция. Существует немало обсуждений, относительно того, кому должны принадлежать арктические земли. Выделяют пару принципов, относительно данного вопроса:- Секторальный принцип – при нем территорией владеет та страна, которая имеет собственные полярные границы (за него выступают Россия и Канада)- Исторический принцип – на основании того, кто первый приплыл и зафиксировал этот факт (за него выступают США, Норвегия, Дания). В связи с тем, что стоит вопрос о национальной безопасности и национальных интересах, был разработаны предложения к предотвращению тревожной обстановке. Наша страна заняла следующую позицию – Российская Федерация хочет сохранить за регионом статус «территории мира» и сохранить суверенитет за землями, которые исторически и территориально являются российскими.Для этого планируется:- восстановление ряда северных аэродромов, пограничных застав- увеличение мощи Северного флота- создание единой системы базирования кораблей и судов ВМФ России и ФСБ России для удешевления и ускорения их развёртывания- строительство опорных пунктов в Дудинке, Нарьян-Маре и Певеке.Однако, желание приарктических стран к ресурсам Арктики в последствии будет лишь возрастать, и представляются возможным различные варианты обоснований разделения ее районов. Российская Федерация не может допустить ущемления своих интересов, поэтому и проводится реализация изложенных мер.Также, к стратегиям, отражающим национальные интересы России в Арктическом регионе можно отнестиобеспечение суверенитета и территориальной целостности,сохранение экосистемы Арктики,защита территории проживания коренных народов,сохранение Арктики как территории мира, а также высокий уровень жизни и благосостояния граждан России, живущих в Арктической зоне.В рамка различных конференций, относительно Арктического региона эксперты затрагивают вопросы повышения безопасности и устойчивости объектов инфраструктуры в Арктической зоне РФ, возможности уменьшения экологических, экономических и материальных последствий чрезвычайных ситуаций природного, а также техногенного характера. [2, с. 10].Такие вопросы, как: комплексная безопасность населения и территории в Арктике очень актуальны для нашей страны. Благополучно осуществляются инвестиционные проекты, возводятся большие инфраструктурные и энергетические объекты, развивается Северный морской путь. Стоит задача в проведении аварийно-спасательных работ в случаях ЧС данного региона из-за сложных природно-климатических условий, внушительных размеров региона, а также уязвимости экосистем. В новой Морской доктрине развитие Арктической зоны РФ и Северного морского пути определены одними из национальных интересов нашей страны. Континентальный шельф, арктический бассейн вместе с акваторией Северного морского пут являются очень важными зонами, которые взаимосвязаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны и т.д. Арктический регион изобилен полезными ископаемыми. Так, потенциальные ресурсы определенно имеют ключевое стратегическое значение для государства или региона. Обеспечивая экономическую и политическую силу это может отражаться и на позицию страны в международной системе. Одной из причин напряжений между государствами является контроль над ресурсами. Важно, проводя работы в Арктической зоне учитывать интересы коренных жителей и безопасность данного региона.Такие аспекты как безопасность и обороноспособность относятся к способности государства или региона обеспечивать защиту своей территории, населения и интересов от внешних угроз. Проблема безопасности всегда была актуальна, в частности встает вопрос о том, каким способом она может быть обеспечена. Очевидно, что в приоритете дипломатические переговоры, международные соглашения, экономическое сотрудничество и военную мощь. Страны могут создавать союзы и военные союзы, соглашения о коллективной безопасности для обеспечения своей обороноспособности. Наряду с этим, безопасность и обороноспособность могут являться и причиной напряженности и претензий между государствами. Различные страны, наряду с международными организациями и частными компаниями, заявляют о своих интересах по делам Арктики. Однако, представляется возможным принимать участие в решении задач этого региона лишь в сотрудничестве с арктическими государствами. На большое пространство распространяется российская юрисдикция. В вязи этим – успешное решение проблем Арктики невозможно в отсутствии Российской Федерации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Антонова Р.Р. РОССИЙСКАЯ АРКТИКА: ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНА // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 287 - 291. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12288 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12288



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.