'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 13

Просмотры  128 просмотров

Джиоев Д.А., Ситохова Т.Е.

  


ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИСТОЧНИКИ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *

  


Аннотация:
статья проводит анализ угроз экономической безопасности в сфере образования в России. Рассматривая образование как самостоятельную отрасль экономики, автор статьи описывает его специфику, анализирует различные подходы к определению экономической безопасности образования. А также представлена структурированная совокупность угроз экономической безопасности России в сфере образования, выделяются финансовые, управленческие, институциональные и педагогические угрозы. Автор обобщает эти угрозы и показывает, как они представляют серьезные проблемы и недостатки в функционировании образования, которые подрывают его экономическую безопасность.В заключении статьи предлагаются меры, направленные на нейтрализацию данных угроз и обеспечение экономической безопасности в сфере образования. Таким образом, статья предоставляет аналитический обзор угроз экономической безопасности в сфере образования, а также предлагает практические рекомендации для их преодоления и обеспечения эффективного функционирования образовательной системы.   

Ключевые слова:
экономическая безопасность, угрозы, образование, финансирование   


Проблемы российского образования могут представлять угрозу для национальной экономической безопасности РФ. Низкое качество образования, неравномерное распределение ресурсов, несоответствие образования требованиям рынка труда, недостаток инвестиций в научные исследования, а также низкая мотивация учащихся и педагогов могут ограничивать экономический рост и развитие страны.Жизнеспособность и конкурентоспособность экономики напрямую зависят от качества и навыков населения РФ. Низкое качество образования ограничивает возможности профессионального роста и развития работников, что сказывается на производительности труда и конкурентоспособности российских предприятий. Неравномерное распределение ресурсов в образовании создает неравенство между регионами и между городами и сельской местностью, что может привести к неразвитости и низкой производительности в отдельных регионах.Несоответствие образования требованиям рынка труда вызывает проблемы с трудоустройством выпускников и неравновесие между спросом и предложением на рынке труда. Это может привести к высокой безработице, неэффективной занятости и низкому уровню доходов населения [1, с. 15].Недостаток инвестиций в научные исследования ограничивает развитие инноваций, новых технологий и научного потенциала страны. Без научных исследований и разработок трудно достичь высоких технологических и инновационных показателей, что мешает развитию конкурентоспособной и разнообразной экономики.Низкая мотивация учащихся и педагогов может привести к падению интереса к образованию и низкому уровню обучения. Это может сказаться на производительности труда и на развитии интеллектуального потенциала страны.Для решения этих проблем требуются широкомасштабные реформы в системе образования, включая улучшение качества образования, уровня оплаты труда педагогов, стимулирование научных исследований и инноваций, развитие профессионального образования и сокращение неравенства в образовательных возможностях. Это позволит создать конкурентоспособные кадры, привлечь инвестиции и улучшить национальную экономическую безопасность.Образование играет важную роль в обеспечении экономической безопасности. Качественное образование способствует развитию человеческого капитала, формированию высококвалифицированных кадров и повышению производительности труда. Оно также способствует инновационному развитию, поддерживает конкурентоспособность экономики и устойчивость национального хозяйства.Однако российская система образования сталкивается с рядом проблем, которые могут угрожать экономической безопасности страны. Низкий уровень качества образования, отставание от современных технологий и методик обучения, недостаточная подготовка педагогических кадров и ограниченные возможности доступа к высококачественному образованию - все это мешает формированию кадрового потенциала, необходимого для развития инноваций и конкурентоспособности экономики [2, с. 56].Кроме того, проблемы неравномерного распределения ресурсов и доступности образования в разных регионах страны создают неравенство в развитии и ограничивают возможности регионального экономического развития. Это может привести к искажению социально-экономического потенциала страны и созданию угроз для национальной экономической безопасности.Для решения данных проблем необходимо проводить реформы в системе образования, направленные на повышение качества образования, модернизацию содержания образовательных программ, развитие цифровых и инновационных технологий в образовании, а также обеспечение равного доступа к высококачественному образованию во всех регионах страны. Только при условии достижения высокого уровня образования можно обеспечить устойчивое и стабильное экономическое развитие страны и гарантировать ее экономическую безопасность.Проблемы в российском образовании могут быть источником угроз национальной экономической безопасности. Некоторые из них включают:1.Низкий уровень качества образования: В России часто наблюдается низкое качество образования, особенно на сельской местности и в отдаленных регионах. Это ограничивает возможности индивидуального развития и пригодности к работе в развивающемся рынке труда.2.Неравномерное распределение ресурсов: Отсутствие равномерного доступа к качественному образованию в России создает неравенство между различными регионами. Это может привести к образовательному отставанию и низкой производительности в неразвитых регионах, что может в свою очередь негативно сказаться на экономическом развитии страны в целом.3.Несоответствие образования требованиям рынка труда: Цифровой и технологический прогресс приводит к изменениям в требованиях к работникам. Недостаточное обновление содержания образовательных программ и низкая подготовка педагогического персонала могут создавать разрыв между тем, что учат в учебных заведениях, и теми навыками, которые необходимы на рынке труда.4.Низкие инвестиции в научные исследования: Отсутствие финансирования и поддержки научных исследований и инноваций ограничивает возможности развития новых технологий и конкурентоспособности экономики. Это может привести к уходу талантливых ученых и инноваторов за рубеж, что негативно сказывается на экономической безопасности страны.5.Низкая мотивация учащихся и педагогов: Отсутствие стимулов для достижений и низкая оплата труда педагогов может привести к снижению мотивации учащихся и уровня обучения. Это может создать проблему низкой производительности труда в будущем и ограничить экономический рост страны.Для решения данных проблем необходимо проводить качественные реформы в системе образования, увеличивать инвестиции в образование и научные исследования, повышать заинтересованность учащихся и педагогов, а также адаптировать образовательные программы к требованиям изменяющегося рынка труда. Только при условии решения данных проблем возможно обеспечение национальной экономической безопасности.Образование представляет собой основной процесс формирования и развития личности. Оно включает в себя передачу знаний, развитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций и компетенций, необходимых для успешной жизни и участия в обществе [3, с. 87].Целью образования является обеспечение полноценного развития личности, раскрытие ее творческого потенциала и подготовка к участию в социально-экономической жизни общества. Образование способствует развитию критического мышления, аналитических навыков, этических принципов и социальной ответственности.Оно играет ключевую роль в формировании общества, динамического и устойчивого развития экономики, научных и технологических достижений, культуры и идентичности нации. Качество образования определяет конкурентоспособность государства на мировой арене и способность к инновационному развитию.Образование является правом каждого человека и основой для достижения равенства возможностей. Оно должно быть доступным, качественным и соответствовать потребностям и интересам обучающихся. Это требует эффективной организации образовательных процессов, подготовки компетентных педагогов, использования современных технологий и методик обучения.В целом, образование играет важную роль в развитии личности, общества и государства. Оно является ключевым инструментом для совершенствования знаний, умений и навыков, формирования ценностей и достижения личностного и профессионального роста.Экономическая безопасность образования может быть определена как состояние обеспечения необходимыми ресурсами и системой взаимоотношений между участниками образовательного процесса, которое позволяет эффективно выполнять функции организации образования и обеспечивает его защищенность в изменяющихся экономических, социальных и политических условиях. Также в рамках экономической безопасности образования уделяется внимание вопросам финансирования и безопасности образовательных учреждений, включая аспекты пожарной безопасности, антитеррористические меры и защиту информационных систем от несанкционированного доступа.Всю совокупность угроз экономической безопасности России в сфере образования можно структурировать на финансовые, управленческие, институциональные и педагогические угрозы.Финансовые угрозы:1.Недостаточное финансирование образования: ограничение бюджетных ассигнований на образование может оказывать отрицательное влияние на доступность и качество образования.2.Несбалансированное распределение финансовых ресурсов: неравномерное распределение средств между образовательными учреждениями и регионами может привести к росту неравенства в образовательных возможностях.Управленческие угрозы:1.Недостаточная эффективность управления образовательными учреждениями: неэффективные системы управления могут приводить к низкому качеству образования, несоответствию потребностям обучающихся, а также излишнему бюрократизму и коррупции.2.Непрофессиональный подход к управлению образованием: отсутствие квалифицированных руководителей и педагогических кадров может негативно сказываться на качестве образовательного процесса.Институциональные угрозы:1.Низкий уровень правовой защиты прав и интересов участников образовательного процесса: отсутствие эффективных механизмов обеспечения прав учащихся, педагогов и других участников образования создает угрозу некорректного поведения со стороны образовательных учреждений и их сотрудников.2.Отсутствие механизмов контроля качества образования: недостаточное осуществление независимой оценки качества образования может привести к низкому уровню подготовки выпускников и несоответствию их компетенций требованиям рынка труда.Педагогические угрозы:1.Устаревание образовательных программ и методик обучения: отсутствие обновления учебных программ и неактуальность методик обучения может привести к недостаточному развитию навыков и знаний учащихся.2.Низкое качество подготовки педагогических кадров: недостаточная подготовка педагогов может сказываться на качестве образования и развитии учащихся.Структурирование угроз экономической безопасности России в сфере образования по финансовым, управленческим, институциональным и педагогическим аспектам помогает осознать все ключевые области, в которых необходимо принимать меры для обеспечения высокого качества образования и его соответствия экономической безопасности страны.Для обеспечения экономической безопасности в сфере образования необходимо решить следующие задачи:1.Изменение структуры подготовки профессиональных кадров, приближая ее к структуре развитых стран и потребностям экономики и социальной сферы. Это включает адаптацию образовательных программ к современным требованиям и развитие новых профессиональных навыков.2.Обновление содержания и технологий профессионального образования с использованием онлайн-образования. Это позволит расширить доступ к образованию, повысить его качество и охват.3.Повышение гибкости встраивания образовательных траекторий профессионального образования через рост образовательной мобильности, модульность программ и сетевую организацию образовательного процесса. Это способствует адаптации образования к потребностям обучающихся.4.Развитие дуального профессионального образования на основе государственно-частного партнерства. Это позволяет связать теоретическое обучение с практической работой, обеспечивая лучшую подготовку выпускников к требованиям рынка труда.5.Снижение дифференциации условий получения профессионального образования в региональных системах образования. Это включает устранение неравенства в доступе к качественному образованию в разных регионах страны.6.Повышение конкурентоспособности российской системы образования на мировом образовательном рынке и развитие экспорта образования. Это способствует привлечению иностранных студентов и увеличению международного признания российских образовательных программ и дипломов.Реформирование системы образования поможет справиться с проблемами и недостатками, которые угрожают экономической безопасности в сфере образования. Это включает неэффективное финансирование, ограниченность частного финансирования, снижение доступности и качества образования, неэффективную реструктуризацию сетей образовательных организаций и неэффективное регулирование платного приема в вузы. Решение этих задач поможет обеспечить устойчивость и развитие сферы образования в России.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Джиоев Д.А., Ситохова Т.Е. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИСТОЧНИКИ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 78 - 86. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12252 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12252



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.