'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 2
  4. Научная статья № 1

Просмотры  65 просмотров

Алексеева А.И.

  


ОБЗОР ПРАКТИКИ ФИНАНСОВОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СПОРТЕ *

  


Аннотация:
в рамках работы рассмотрены основные варианты структурирования финансирования проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в спорте. Автором рассмотрены основные варианты структурирования, имеющихся на современном рынке ГЧП.   

Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, финансирование, структурирование проектов, управление проектами   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-170-16-29

Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) – это форма взаимодействия государства и бизнеса, при которой стороны объединяют свои ресурсы и компетенции для решения общественно-значимых задач. ГЧП применимо в различных отраслях, в том числе и в рамках социальной инфраструктуры, которая включает спортивную инфраструктуру. Для государства механизмы ГЧП способствуют привлечению частных инвестиций в развитие спортивной инфраструктуры, что позволяет сократить нагрузку на бюджет, получить качественные спортивные объекты в более короткие сроки, а также позволяет обеспечить эффективную эксплуатацию спортивных объектов. В рамках проектов спортивной инфраструктуры могут быть реализованы как капиталоемкие проекты (например, стадионы для проведения крупных чемпионатов и спортивных состязаний), так и небольшие проекты (например, универсальные спортивные сооружения, реализуемые на муниципальном уровне). В рамках классического ГЧП проекты реализуются посредством двух основных моделей, закрепленных Федеральным законом № 115 от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях» (далее – концессионное соглашение или КС) и Федеральным законом № 224 от 13 июля 2015 года «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» (далее – соглашение о ГЧП или СГЧП). В рамках КС сторонами соглашения являются концедент и концессионер, а в рамках СГЧП – публичная сторона и частная сторона. Каждая из сторон приобретает финансовые и нефинансовые выгоды в рамках реализации проектов, представленные в Таблице 1.Таблица 1. Нефинансовые и финансовые выгоды сторон соглашения в рамках проектов ГЧП. /Так, посредством использования и КС, и СГЧП моделей могут быть реализованы проекты спортивной инфраструктуры, а ключевым отличием между двумя соглашениями является форма собственности возводимого объекта и распределение эксплуатационных обязательств между сторонами соглашения. В случае КС объект возводится в государственную собственность и соглашение предполагает одно ответственное лицо за всю стадию эксплуатации – концессионера. В случае СГЧП объект имеет статус частной собственности, и целевая эксплуатация в рамках СГЧП может осуществляться публичным партнером, а частный партнер не будет нести ответственность за качество такой эксплуатации, за исключением тех объемов эксплуатационных обязательств, которые он должен выполнить самостоятельно (если применимо). Техническое обслуживание в рамках СГЧП, как правило, сохраняется за частным партнером.Наибольшую правоприменительную практику в рамках проектов спортивной инфраструктуры в Российской Федерации, по данным РОСИНФРА, имеют КС. Такая ситуация может быть связана с доверием финансовых институтов к концессионной модели и наработанной рыночной практикой реализации проектов по модели КС. /Рис. 1. Количество проектов, реализуемых с использованием механизмов ГЧП в рамках спортивной инфраструктуры./Рис. 2. Общий объем инвестиций проектов, реализуемых с использованием механизмов ГЧП в рамках спортивной инфраструктуры (в млн руб.)./Рис. 3. Общий объем частных инвестиций проектов, реализуемых с использованием механизмов ГЧП в рамках спортивной инфраструктуры (в млн руб.).В рамках спортивных проектов, реализуемых посредством механизмов КС и СГЧП, предусмотрено привлечение частного софинансирования в форме собственных и заемных средств, а также государственного софинансирования в форме капитального гранта и/или платы концедента (как твердой платы концедента, так и в форме минимального гарантированного дохода (далее – МГД или плавающая плата концедента). Механизм возмещения части затрат инвестора на создание и эксплуатацию спортивного объекта зависит от спроса на услугу или услуги, оказываемую (ых) в рамках проекта, и социального эффекта от реализации проекта. Большинство спортивных объектов имеют ограниченный и/или волатильный платежеспособный спрос на оказываемые услуги, не позволяющий окупить инвестиционные затраты инвестора, но как правило позволяющий полностью или частично окупить эксплуатационные расходы. В этой связи в таких проектах необходимо предусмотреть механизмы софинансирования от государства и правильным образом их структурировать на инвестиционной и на эксплуатационной стадиях. Планирование загрузки объектов спортивной инфраструктуры также является системно зависимым от публичного партнера. В рамках платежных механизмов на стадии эксплуатации существует 3 базовых варианта структурирования, представленных в Таблице 2.Таблица 2. Варианты платежных механизмов в рамках эксплуатационной стадии. /Более подробно платежные модели в рамках ГЧП-проектов в спорте описаны далее в статье. Всего можно выделить 2 возможные платежные модели:1) Классический платежный механизм. Данный механизм подразумевает:высокую долю капитального гранта,плавающую плату концедента (МГД), покрывающую большую часть эксплуатационных расходов (уменьшается на размер дополнительной коммерческой выручки концессионера), растянутый во времени фиксированный инвестиционный платеж (или плата концедента), покрывающий оставшуюся часть инвестиционных расходов и расходов на привлечение заемного финансирования. По имеющейся практике проектов по созданию спортивных объектов, таких как плавательные бассейны и физкультурно-оздоровительные комплексы, для осуществления целевой эксплуатации за ними закрепляются спортивные школы (сдаются им в аренду). В этой связи концедент принимает на себя в полном объеме возвратность инвестиционных расходов в рамках платы концедента, поскольку такие секции предоставляются в рамках льготных программ для всех граждан.2) Модели, направленные на организацию плановой загрузки объекта соглашения:2.1) Привлечение концессионером моноарендатора – юридического лица с высокой долей участия концедента, который берет в аренду основную часть объекта (например, стадиона). В такой модели концессионер получает гарантированный арендный платеж – как основу для возврата инвестиционных расходов, а концедент на базе данного юридического лица организует целевую эксплуатацию объекта концессионного соглашения.Примером данной модели является проект «Концессионное соглашение о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации универсального спортивного комплекса с искусственным льдом в городе Нижнем Новгороде», в рамках которого всю целевую эксплуатацию осуществляет отобранная концедентом спортивная организация, включая несение расходов на содержание объекта, а концессионер осуществляет только техническую эксплуатацию, получая плату от спортивной организации.2.2) Без привлечения моноарендатора – гарантия загрузки: установление прямых обязательств публичного партнера обеспечить проведение на территории конкретного объекта определенного числа мероприятий (например, всех матчей определенной лиги). Такой механизм применяется в проекте «Многофункциональный спортивный комплекс «Арена» в городе Омске».2.3) Смешанная модель, когда часть объекта арендует государственный моноарендатор, а часть объекта эксплуатируется концессионером самостоятельно. 2.4) Строительство объекта под определенный клуб-арендатор, который в рамках концессионного платежа принимает на себя обязательства по покрытию основной части инвестиционных и всех эксплуатационных расходов. Часть таких расходов покрывается за счет дополнительной коммерческой выручки от объекта (пункты питания, проведение концертов и пр.).2.5) Обеспечение коммерческой выручки концессионера: установление минимального числа часов, в которые объект может использоваться для проведения коммерческих мероприятий непосредственно концессионером. Например, в проекте «Создание и эксплуатация объекта спорта «Ледовый каток «Вулкан» в г. Петропавловск-Камчатский» в концессионном соглашении устанавливается регламент совместного пользования объектом между концедентом и концессионером с указанием соответствующих часов,установление площадей в составе объекта КС, которые остаются во владении концессионера (не передаются моноарендатору или не используются для целей обеспечения гарантированной загрузки), которые концессионер эксплуатирует самостоятельно в рамках установленной цели эксплуатации (тренировочные комплексы, помещения, спортивные магазины и пр.). Примером данного механизма является проект «Реконструкция и эксплуатация многофункционального футбольного стадиона круглогодичного использования в западной части Крестовского острова Санкт-Петербурга».Для ускоренной реализации проектов в сфере спорта, необходимо предусмотреть государственные меры поддержки реализации проектов в сфере спортивной инфраструктуры. На данный момент основной программой, в рамках которой выделяются субсидии на софинансирование строительства (реконструкции) спортивных объектов и предоставление льготной ставки по кредиту для проектов, которые создаются с привлечением частных инвестиций, на основании соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве или концессионных соглашений, является программа «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» (Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 № 1661 (ред. от 24.06.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» и Правила предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденные Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.08.2023 № 621).Идеология проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» характеризуется рядом особенностей, обусловленных, в том числе задачами госпрограммы, а именно:Предоставление спортивных услуг с использованием объекта не только в формате клубов или профессиональным спортивным командам, а напрямую населению (массовость).Ориентация на обеспечение шаговой доступности спортивной услуги населению в жилых районах.Ориентация на поддержку коммерчески эффективных проектов.Ориентация на поддержку относительно недорогих и быстровозводимых спортивных объектов. На данный момент с 2023 г. по 2025 г. в бюджет заложено порядка 3 млрд. руб. ежегодно на предоставления капитального гранта с лимитом не более 10% от заявленного объема на 1 проект от общего объема выделенных средств.В основные требования получения субсидий входит: 1. Форма реализации проекта – КС или СГЧП.2. Срок проекта (срок создания и/или реконструкции не более 3 лет, а эксплуатации не менее 8 лет).3. Обеспечение видеонаблюдения на объекте (24-часовое онлайн-видеонаблюдение с трансляцией в сети «Интернет»).4. Доля услуг для граждан трудоспособного возраста составляет не менее 50% общего объема оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг.Отбор проектов в рамках программы «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» на предоставление капитального гранта осуществляется специальной комиссией путем расчета значения количества баллов на основании следующих основных критериев:1. Отношение объема частных инвестиций к общему объему необходимых инвестиций (объем частных инвестиций не менее 20-30 %).2. Срок создания (реконструкции) объекта спортивной инфраструктуры (не более 3 лет).3. Соотношение общей стоимости реализации проекта (без учета объема участия частного партнера (концессионера) к социально-экономической эффективности реализации проекта (не более 1 к 1).4. Заявленная стоимость реализации проекта.5. Осуществление целевой эксплуатации объекта спортивной инфраструктуры.Каждый из критериев предусматривает весовое значение и после расчета формируется рейтинг проектов. Так, привлечение финансирования в рамках программы «Бизнес спринт» более вероятно для проектов, имеющих короткий срок строительства, эксплуатации и с небольшим размером капитальных затрат. Ввиду этого, привлечение таких денежных средств почти невозможно для мега-проектов, являющихся, в первую очередь, капиталоемкими и продолжительными в части время-затрат на строительство объекта. В рамках предоставления льготной ставки на реализацию спортивных инфраструктурных проектов (4%, субсидия из федерального бюджета предоставляется российским кредитным организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным кредитам на реализации инвестиционных проектов в сфере физической культуры и спорта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.02.2022 №252). Условием для получения субсидии является соответствие заключенного кредитного договора следующим требованиям:1. Валютой кредита является российский рубль 2. Кредит предоставлен после 1 января 2022 г. 3. Срок действия кредитного договора составляет не более 5 лет 4. Условиями кредитного договора должен предусматриваться запрет: a. На размещение заемщиком денежных средств на депозитах, а также в иных финансовых инструментах b. На приобретение заемщиком за счет субсидии иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых при закупке высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий c. На увеличение организацией, процентной ставки и объемов платежей заемщика по кредитному договору. 5. Наличие в договоре обязательств заемщика использовать предоставленные денежные средства исключительно в целях реализации инвестиционного проекта, а также использовать объект спортивной инфраструктуры по целевому назначению.Таким образом, ввиду бюджетных ограничений, переориентации внутренней экономики Российской Федерации, а также необходимость достижения целей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года в части повышения доступности спортивной инфраструктуры для продвижения массового спорта, а также принимая во внимание возможность коммерциализации проектов спортивной инфраструктуры в отличии от других проектов социальной инфраструктуры, государству необходимо привлекать частную сторону для реализации спортивных проектов с применением инструментов ГЧП. В рамках стимулирования развития массового спорта и, как косвенного эффекта, увеличения продолжительности жизни работоспособного населения, необходимо предусмотреть стимулирование ускоренной реализации проектов спортивной инфраструктуры. В рамках методов, способствующих исполнению целей стратегии развития спорта, можно выделить инструменты ГЧП (включая программы государственных мер поддержки на примере программы «Бизнес-спринт»), чье развитие может оказывать прямой эффект на ускоренную реализацию спортивных проектов, в первую очередь, оказывающих влияние на массовый спорт.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Алексеева А.И. ОБЗОР ПРАКТИКИ ФИНАНСОВОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СПОРТЕ // Вестник науки №1 (70) том 2. С. 16 - 29. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12240 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12240



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.