'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 59

Просмотры  43 просмотров

Орешкина Е.В., Карпова Н.В.

  


ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ЗДОРОВЬЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье представлен обзор программы занятий рекреативно-оздоровительной физической культурой, основанной на сочетании нагрузки аэробной и силовой направленности для юношей и девушек 15-17 лет.   

Ключевые слова:
здоровье, физическая подготовленность, упражнения, школьники   


Увеличение дисгармоничности физического развития школьников, снижение уровня физической подготовленности, отклонения в психической сфере, напряженная работа иммунной и эндокринной систем организма, все эти проблемы сегодня не решаются в полной мере, так как занятия на уроках физической культуры осуществляются традиционными методами [1]. Рекреативно-оздоровительная деятельность включает в себя реализацию мероприятий, направленных на достижение и поддержание физического благополучия организма человека и снижение риска развития в нем заболеваний средствами физической культуры [3,4]. Оздоровительно-рекреативная физическая культура положительно влияет на функциональные возможности организма человека, особенно это ярко выражено в детской и юношеской физической культуре, где благотворное влияние занятий рекреативно-оздоровительной физической культурой на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в данном возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. [2]В связи с этим, предпринятое комплексное исследование процесса формирования рекреационной физической культуры у старших школьников имело цель исследования – теоретически и экспериментально изучить использование средств рекреационно-оздоровительной направленности для изменения функционального состояния организма и уровня физического развития юношей и девушек 15-17 лет. В соответствии с целью были определены задачи исследования, в ходе решения которых было выявлено, что низкая двигательная активность школьников является основной причиной низкого и среднего уровня физической подготовленности и состояния здоровья. Исследовательская работа проводилась на базе Фитнес клуба Parislife и Управления по развитию массового спорта в САО г. Москвы ГБУ «МОСГОРСПОРТ» Москомспорта на протяжении 3 месяцев. В эксперименте принимали участие девушки и юноши 15-17 лет, в количестве 20 человек (12 юношей и 8 девушек). В экспериментальную группу вошли 10 человек которые занимались в Фитнес клубе Parislife, а в контрольную 10 человек из ГБУ «МОСГОРСПОРТ» Москомспорта, которые занимались в секции по волейболу.При проведении формирующего эксперимента юношам и девушкам 15-17 лет экспериментальной группы была предложена программа тренировок, которая сочетала занятия физической культурой и двигательных отдых. Программа включала формы и средства рекреационно-оздоровительной направленности: комплекс упражнений дыхательной гимнастики для подготовительной части занятия, комплекс упражнений для основной части занятия с кардио-нагрузками и силовыми нагрузками, комплекс упражнений для расслабления мышц туловища для заключительной части занятия. Программа рассчитана на 3 месяца занятий по 3 раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Занятия строились по принципу системности, индивидуального подхода, регулярности, постепенности, наглядности и доступности. Для оценки эффективности методики были использованы показатели физического развития, показатели состояния вегетативной нервной системы, показатели физической подготовленности, оценка по опроснику «САН», анкетирование для оценки мотивации к занятиям физической культурой девушек и юношей 15-17 лет. Для проведения обработки результатов педагогического исследования был использован метод математической статистики, где рассчитывались: среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, t–критерий Стьюдента (t). После применения методики рекреативно-оздоровительной физической культуры проводилось повторное тестирование по отобранным ранее методам диагностики. В ходе статистического анализа выявлены достоверные различия показателей экспериментальной и контрольной групп:- показатели роста у юношей в экспериментальной группе увеличились на 0.2%, а в контрольной группе на 0.1%, у девушек в экспериментальной группе увеличились на 0.2%, а в контрольной на 0.1% (p<0,05).- показатели массы тела у юношей в экспериментальной группе уменьшились на 6.1%, а в контрольной группе на 0.3%, у девушек в экспериментальной группе уменьшились на 6.5%, а в контрольной группе на 1.1% (p<0,05).- показатели ОКГ у юношей в экспериментальной группе увеличились на 0.1%, а в контрольной группе на 0.01%, у девушек в экспериментальной группе увеличились на 0.03%, а в контрольной на 0.03% (p<0,05).- показатели ЭГК у юношей в экспериментальной группе увеличились на 16%, а в контрольной группе на 3.6%, у девушек в экспериментальной группе увеличились на 30.4%, а в контрольной на 17,5% (p<0,05).- показатели ЖЕЛ у юношей в экспериментальной группе увеличились на 4.2%, а в контрольной группе на 0.5%, у девушек в экспериментальной группе увеличились на 5.6%, а в контрольной группе на 2.3% (p<0,05).- показатели ЖИ у юношей в экспериментальной группе увеличились на 11.4%, а в контрольной группе на 0.7%, у девушек в экспериментальной группе увеличились на 13%, а в контрольной группе на 3.5% (p<0,05).- показатели «Пробы Серкина (3-я фаза) в экспериментальной группе увеличились на 94.2%, а в контрольной группе на 10.4% (p<0,05).- показатели «Пробы Штанге» в экспериментальной группе увеличились на 44.6%, а в контрольной группе на 14.7% (p<0,05).- показатели «Пробы Генчи» в экспериментальной группе увеличились на 45.3%, а в контрольной группе на 14.4% (p<0,05).- показатели «Индекс Кердо» в экспериментальной группе улучшились на 61.3%, а в контрольной группе на 24.3% (p<0,05).- показатели «Ортостатической пробы, разность лежа/стоя» в экспериментальной группе улучшились на 32.4%, а в контрольной группе на 4% (p<0,05).- показатели «Клиностатической пробы, разность лежа/стоя» в экспериментальной группе улучшились на 2.7%, а в контрольной на 2.7% (p<0,05).- показатели Теста Купера у юношей в экспериментальной группе увеличились на 10.4%, а в контрольной на 0.6%, у девушек в экспериментальной группе увеличились на 11.6%, а в контрольной группе на 3.4% (p<0,05).- показатели «Быстроты» у юношей в экспериментальной группе улучшились на 7%, а в контрольной группе на 1%, у девушек в экспериментальной группе улучшились на 5%, а в контрольной группе на 3% (p<0,05).- показатели «Прыжка в длину с места» у юношей в экспериментальной группе увеличились на 8%, а в контрольной группе на 1%, у девушек в экспериментальной группе увеличились на 3,1%, а в контрольной группе на 1% (p<0,05).- показатели «Гибкости» у юношей в экспериментальной группе увеличились на 14,6%, а в контрольной группе на 7.4%, у девушек в экспериментальной группе увеличились на 12.4%, а в контрольной группе на 2.7% (p<0,05).- показатели «Оценки мышц брюшного пресса» у юношей в экспериментальной группе увеличились на 8.7%, а в контрольной группе на 4.2%, у девушек в экспериментальной группе на 11%, а в контрольной группе на 5% (p<0,05).- показатели «Сгибание и разгибание в упоре лежа» у юношей в экспериментальной группе увеличились на 12.1%, а в контрольной группе на 6.9%, у девушек в экспериментальной группе увеличились на 11.6%, а в контрольной на 1.9% (p<0,05).- показатели уровня настроения и мотивации по тесту Оценка по опроснику «САН» в экспериментальной группе увеличились на 43.4%, а в контрольной на 19.4% (p<0,05).- показатели уровня настроения и мотивации по тесту «Уровень мотивации» в экспериментальной группе увеличились на 8%, а в контрольной группе на 2.2% (p<0,05). По окончанию эксперимента было установлено, что использование средств рекреационно-оздоровительной направленности действительно привело к положительной динамике всех показателей физической подготовленности, анкетирование выявило повышение интереса и мотивации у занимающихся физической культурой. Анализ результатов исследования показал достоверную эффективность методики рекреативно-оздоровительной физической культуры, включающей в себя дыхательные упражнения, упражнения на выносливость, оздоровительную ходьбу и бег. Тренировки включали упражнения для развития всех двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных качеств).   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Орешкина Е.В., Карпова Н.В. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ЗДОРОВЬЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 323 - 329. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12232 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12232



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.