'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 36

Просмотры  36 просмотров

Туманов С.В.

  


СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: ВЛИЯНИЕ БУЛЛИНГА НА НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
буллинг имеет серьезные последствия для всех сторон. Для тех, кто подвергается издевательствам, это может вызывать низкую самооценку, ухудшение психического и физического благополучия, проблемы социализации и учебного процесса. В данной работе проводится анализ влияния буллинга на социализацию молодежи.   

Ключевые слова:
социализация, буллинг, молодежь   


Девиантное (отклоняющееся) поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптациейДевиантное (в т.ч. антисоциальное) поведение характеризуется невысоким уровнем качества жизни, снижением критичности к своему поведению, когнитивными искажениями (восприятия и понимания происходящего), снижением самооценки и эмоциональными нарушениями. Отмечается, что проявление такого поведения увеличивается пубертатный период, а после 18 лет снижается (Шнейдер Л.Б., 2007). Термин «девиантное поведение» может применяться к детям после 5 лет, в строгом смысле не раньше 9 лет.С 2000 по 2020 год число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, снизилось с 195 400 до 41 500.На фоне снижения статистических показателей преступности в среде несовершеннолетних в последние годы появляются совершенно новые сценарии преступной деятельности. Все чаще происходят преступления (антисоциальные акты) демонстративного характера с трансляцией процесса правонарушения через социальные сети.Остается актуальной проблема намеренного вовлечения несовершеннолетних в радикально-экстремистскую деятельность. Изменения качественных характеристик преступлений в среде несовершеннолетних не без оснований могут расцениваться как прогностические для роста преступности в целом.Разные формы манифестаций несовершеннолетних:1. Детство: - Явные/скрытые проблемы с поведением,- Уклонение от ответственности (за агрессию, воровство, ложь, прогулы и т.д.).2. Подростничество:- Тяжёлые/с применением насилия правонарушения, ранние аресты, синдром проблемного поведения («употребление ПАВ», рискованное поведение и т.д.). 3. Ранняя зрелость:- Криминализация (тяжёлая степень, насилие), антисоциальная личность.Объясняя актуальность проблемы, обращаемся к статистике. По данным ВОЗ, в России оказался высокиим процент 11-летних детей, которые жалуются на травлю в школе, 23% девочек и 27% мальчиков объявили, что подвергались унижениям два или более раза в месяц за последние два месяца. Хуже показатели только в Литве (29-35%) и Латвии (24-26%).Судя по опросу 15-летних подростков, Россия занимает четвёртое место по буллингу среди европейских стран после Литвы, Латвии и Бельгии. Согласно опросу 13-летних россиян, - у России пятое место (здесь к перечисленным странам добавилась Австрия).Насилие - это умышленное применение физической силы или власти, в форме угроз или действий против себя самого, другого человека или против группы или общества, что всегда заканчивается или имеет большую вероятность закончиться физическим повреждением, смертью, психологическим вредом, неправильным развитием или депривацией (ВОЗ, 2002).Враждебность - комплекс аффектов, который включает в себя: гнев, обиду, отвращение, враждебное состояние, неприятие, влечение к соперничеству, неприязнь и неприязненность. Враждебность определяется как основа для вражды и агрессии, но не всегда приводит к открытым проявлениям агрессии.Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Не исключает физических проявлений враждебности, но обычно относится к менее выраженным формам поведения, причиняющим психологический или физический вред другим.Буллинг (травля) - комплекс разнообразных педагогических, психологических и социальных проблем, в процессе длительного физического или психологического насилия в отношении индивида, не способного защищать себя в сложившейся ситуации.Существует ряд характеристик буллинга: умышленность, длительность и систематичность, наличие разрушающего воздействия, присутствует дисбаланс сил и никогда не прекращается само по себе.Предикторами возникновения травли могут быть групповые, социальные феномены, а также большую роль оказывают индивидуально-психологические особенности жертв, буллеров, свидетелей,Кибербуллинг - электронные издевательства или социальная онлайн жестокость через электронную почту, чаты и другое.Особенности кибербуллинга: анонимность, непрерывность, множественность известных инеизвестных свидетелей, отсутствие обратной связи, феномен растормаживания, особенности повторяемости травли и несбалансированности сил.Как отличить игру от буллинга? Обычно, шуточная возня, потасовка перерастает в агрессию, если происходит намеренное причинение боли. В игре роли чередуются. При буллинге – нет. Если потасовка задевает и причиняет беспокойство другим, она может быть формой буллинга по отношению к другим.Участниками буллинга являются: булли (обидчики), агрессивные, последователи (подражатели), косвенные (скрытые), жертвы (мишени агрессии), пассивные, провоцирующие, косвенные, наблюдатели, провоцирующие, следящие, стыдящиеся или чувствующие себя виновными, за то, что не вмешиваются, обращающиеся за помощью, помогающие устранить проблему.Ценностные ингибиторы агрессии - это тормозящие агрессию ценностные ориентации человека, связанные с гуманистической направленностью его личности, религиозными убеждениями и социальными установками, которые характеризуют личность со стороны её основных смысловых образований, жизненных целей и ведущих мотивов, и ещё на начальных этапах становления мотивации подавляют агрессивные побуждения.Буллинг помогают предотвратить такие внутренние качества, как: осознание греховности преступления, чувство долга, осознание ценности жизни, нереализованные жизненные планы, социально-нормативные ингибиторы агрессии как социальная роль, формирующаяся на основе морально-этических и правовых социальных норм, ответственность, волевая саморегуляция, волевой самоконтроль, страх перед наказанием дисциплинированность, осознанное следование нормам и правилам, забота о репутации, позитивное убеждение, развитый самоконтроль.Эмоциональные ингибиторы агрессии - эмоциональные переживания, оказывающие влияния на формирование агрессивной мотивации, целеполагание и прогнозирование агрессивных действий.Коммуникативные ингибиторы агрессии - структуры личности, связанные с общением, основными элементами которых являются способность к переживанию и эмпатии, способность к идентификации и описанию собственных эмоциональных состояний, а также восприятию и переработке невербальных сигналов эмоциональных состояний других людей, потребность в зависимости.Интеллектуальные ингибиторы агрессии - познавательные процессы, которые влияют на формирование субъективной картины мира, позволяя человеку понять ситуацию глубже, понизить фрустрирующее влияние ситуации, таким образом снижая уровень возбуждения, активирующего побуждение к агрессивным действиям.Буллинг (травля) – это не только ситуация причинения зла обидчиком жертве, это проблемная ситуация в коллективе в целом (в классе, в группе), где все ответственны за происходящее. В качестве меры по работе с выявленными ситуациями травли предлагается использование концепции и технологий восстановительного правосудия (восстановительного подхода в образовании), которое изначально работает с неравновесными конфликтами и правонарушениями, где есть обидчик и жертва и где ставится вопрос осознания обидчиком последствий своих действий по отношению к жертве, заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда и составления плана действий обидчика по недопущению повторения подобного в будущем.Виды восстановительных программ: восстановительная медиация, круг сообщества, семейная конференция, восстановительная программа «Круг сообщества». Данная программа направлена на профилактику и разрешение конфликтов, в которые вовлечены люди в количестве от четырех человек. Может использоваться формат проведения Консилиума или Совета профилактики, родительского собрания, классного часа и пр.Направленность интервенции программы «Умелый класс». Существует Учебное сообщество. Учителя поддерживают учеников. Ученики поддерживают друг друга. Родители поддерживают учеников. Учащиеся вместе осваивают социально-эмоциональные навыки самоуправления с помощью ориентированной на решение методики «Умелый класс». Программа работает с поведенческими паттернами: это помогает предотвратить прямой буллинг, характерный для младшей школы (обзывательства, порча вещей и т.д.) через тренировку навыков, которые помогают общаться в ненасильственном и уважительном ключе.Работа с навыками поможет школьникам, которые могут быть вовлечены в буллинг в качестве зачинщиков или подвергающихся буллингу из-за недостатка социальных навыков. Таким образом, участие в программе может снизить и уровень буллинга и уровень виктимизации в классе.Благодаря фокусировке на достижениях других и условно-игровой символике напоминаний программа дает возможность сформировать отношения внутри коллектива, основанные на поддержке каждого ученика.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Туманов С.В. СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА: ВЛИЯНИЕ БУЛЛИНГА НА НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 199 - 205. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12209 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12209



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.