'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 35

Просмотры  34 просмотров

Макарец А.И.

  


ТРУДНОСТИ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
межличностное взаимодействие является ключевым элементом в процессе социализации подростков. Однако, это время сопровождается рядом проблем, которые могут серьезно замедлить успешную адаптацию подростка в обществе. В данной работе рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются подростки в сфере межличностных отношений и предлагаются пути их решения.   

Ключевые слова:
межличностное взаимодействие, социализация, подростки, подростковый период, трудности, семья   


Социализация является неотъемлемым процессом в жизни каждого человека —укрепляющим его понимание идеологии, культуры и норм поведения в обществе. Первоначальная социализация, которая готовит индивида к независимому существованию в мире, как первый этап, происходит в семейном окружении, а затем уже продолжается в дошкольных и школьных учреждениях. Однако, с переходом ребенка в дошкольные и школьные учреждения начинается новый уровень общества. Здесь ребенок взаимодействует с другими детьми и педагогами, знакомится с другими правилами и правилами поведения. В дошкольном возрасте особую роль играют игры и различные виды совместной деятельности, которые помогают ребенку овладеть социальными навыками, проявить сотрудничество, сострадание и уважение к другим. Школа же предоставляет ребенку более сложные и самостоятельные возможности социализации. Здесь ребенок учится работать в группе, контролирует правила поведения в обществе, развивает свои коммуникативные навыки. Школа создает основу общечеловеческих ценностей, идеологии и культуры, учит толерантности и уважению к другим мнениям и культурам.Но наш первый и главный контакт с внешним миром начинается в семье. Родители и другие члены семьи обеспечивают условия для развития индивида, влияют на формирование его морали, ценности и убеждений, являются примером для подражания и моделями для проявления и копирования совокупности поведенческих факторов и реакций. Выступая в качестве примера, родители учат ребенка экологичным способам общения с окружающими его людьми. Но не всегда родительский вклад положительно влияет на здравую динамику развития личности и усвоение морально-нравственных норм. Школа, конечно, играет важную роль в общественных отношениях, но она идет после семьи. Семья и родители являются основными источниками формирования ребенка как личности.Возможное наличие проблем препятствует нормальной социализации подростка. Подростки (а именно молодые люди в возрасте от 12 до 17 лет) относятся к наиболее уязвимой группе граждан. Опасность заключается в эмоциональной неустойчивости, связанной с завершением пути биологической зрелости. В этом возрасте как в физической, так и в эмоциональной сферах происходят существенные изменения, обусловленные рядом факторов: перестройкой организма, индивидуальными особенностями характера, влиянием ближайшего окружения.Межличностые отношения между подростком и его семьей могут быть проблематичными, к чему приводят несколько первично выявленных причин:1. Разница поколений. В то время, как старшее поколение является более консервативным, младшее уже впитало в себя изменения, неизбежно происходящие в мире. С данной причиной семейных недопониманий сталкивалось любое поколение. Это подтверждает и поколенческая теория, разработанная Уильямом Штраусом и Нилом Хау. В их теории различные поколения переживают подъем, пробуждение, спад или кризис в зависимости от культурных или общественных событий, происходящих в мире на момент рождения и взросления людей. Следуя данной теории, важно определить, что архетип «художник», присвоенный «поколению Z», символизирует творческое начало, креативность и стремление к самовыражению. В обществе «зумеров» уделяется большое внимание экологичности, уважению чужих и собственных границ, полярности и открытости мнений. Разумеется, полностью согласиться с поколенческой теорией Уильяма Штрауса и Нила Хау нельзя, поскольку она не учитывает индивидуальные особенности характеров, темперамент, личные мотивы каждого отдельно взятого представителя, но на нее можно опереться при проведении анализа, учитывая сложившуюся популярность теории в постсоветском пространстве и современной Российской Федерации. Поэтому, учитывая особые характеристики «поколения Z», можно сделать вывод, что консерватизм более раннего поколения способен оттолкнуть детей от их родителей. Там, где ребенок может увидеть в беседе с психологом «выход из ситуации», у консервативных родителей есть все шансы столкнуться с непреодолимым препятствием, манипуляцией значимостью собственного опыта с высоты прожитых лет. Впрочем, данная тенденция прослеживается не только у консервативных родителей. 2. Стремление к эмансипации. Подростки стремятся к автономии и независимости, попытке установить собственные границы, приобретению статусов «взрослого» и «равного». Родители могут испытывать страх из-за ощущения потери контроля над порывами ребенка, что приводит к закономерным попыткам ограничить его действия или свободу, поскольку речь идет о первых самостоятельных шагах подростка в его жизни.3. Неблагополучие семьи (официальная и неофициальная). К «официальному неблагополучию» в данной статье относятся семьи, числящиеся на учете в КДН. В подобных семьях имеет место пренебрежение родительскими обязанностями, насилие над детьми или иные существенные нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия для физического и эмоционального здоровья детей. К «неофициальному неблагополучию» относятся те семьи, за которыми не устанавливался учет, но в которых ребенок подвергается буллингу или иным формам и видам психологического или физического воздействия, также влекущим за собой тяжелые последствия для здоровья или формирования базовых социальных навыков.4. Стили воспитания. Они делятся на авторитарный, демократический, попустительский, отчужденный, хаотичный и гиперопеку. Рассуждения об эффективности различных стилей воспитания заслуживают отдельной статьи. На данном этапе важно отметить, что наиболее эффективным стилем воспитания является демократический, в котором преобладают идеи о взаимоуважении и равноправии.Умение распознавать указанные проблемы способствует установлению здравой коммуникации, основанной на доверии и взаимном уважении. Существует несколько способов решения проблем коммуникации:1. Пропаганда психологической помощи как положительного явления,2. Открытие новых семейных центров, доступность бесплатных семейных терапевтов и психологов, а также групп психологической помощи для родителей,3. Пропаганда семейных ценностей,4. Доступность бесплатного семейного досуга в шаговой доступности от места регистрации.Для более детального изучения темы проведено социологическое исследование в форме анкетирования «Изучение степени удовлетворенности характером взаимоотношений в семье» (тест Т. Шрайберга) среди подростков 12-17 лет.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Макарец А.И. ТРУДНОСТИ СЕМЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 193 - 198. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12208 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12208



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.