'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 33

Просмотры  36 просмотров

Чучукова Е.А.

  


КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности конфликтного поведения подростков в образовательной среде. Рассмотрены понятия: конфликт и конфликтное поведение зарубежных и отечественных авторов. А также виды конфликтов, пути их разрешения.   

Ключевые слова:
конфликт, конфликтное поведение, подростки   


Конфликтное поведение среди подростков в школьной среде являются распространенной проблемой, которая может оказывать негативное влияние на их психологическое благополучие, образовательный процесс и общее развитие. Конфликты могут возникать из-за различных причин, таких как разногласия, соревнование, недопонимание, агрессия и т.д. Они могут проявляться в различных ситуациях, начиная от обычных споров и заканчивая серьезными конфликтами и драками.Изучение данной проблемы имеет большое значение, поскольку позволяет понять ее причины, характеристики и последствия, а также разработать методы ее предотвращения и разрешения. Важно также учитывать психологические аспекты конфликтного поведения подростков, такие как эмоциональная реакция, самооценка, уровень агрессии и т.д.Конфликты могут оказывать серьезное влияние на образовательный процесс, создавая неблагоприятную обстановку для учащихся и препятствуя успешной учебе. Они также могут существенно влиять на психологический климат в школе, формируя негативные отношения между учащимися и учительским составом.Изучение конфликтного поведения подростков в образовательной среде имеет большое значение, так как позволяет понять причины и характеристики конфликтов, их влияние на образовательный процесс и психологическое благополучие учащихся. Это позволяет разработать эффективные методы предотвращения и разрешения конфликтов, создать поддерживающую обстановку в школе и повысить качество образования. Также помогает понять психологические аспекты конфликтного поведения подростков, такие как эмоциональная реакция, уровень агрессии, самооценка и т.д. Это позволяет разработать индивидуальные подходы к работе с учащимися, учитывая их психологические особенности.Кроме того, изучение конфликтов в образовательной среде помогает формировать стратегии работы с учащимися, учителями и родителями для успешного разрешения конфликтных ситуаций. Таким образом, это способствует созданию благоприятной образовательной среды, где учащиеся могут успешно учиться и развиваться.Конфликтное поведение подростков в образовательной среде может иметь различные причины и характеристики, включая:- Агрессивное поведение: подростки могут проявлять агрессию как способ защиты от непонимания или негативного влияния окружающей среды. Они также могут использовать агрессию в качестве способа привлечь внимание к своим проблемам.- Сопротивление авторитету: подростки могут проявлять непослушание и отрицательное отношение к учителям и другим представителям авторитета из-за чувства несправедливости или непонимания.- Социальная изоляция: некоторые подростки могут избегать общения с окружающими из-за чувства отчуждения или страха быть осужденными.- Проблемы с саморегуляцией: некоторые подростки могут иметь трудности с контролем своих эмоций и поведения, что может приводить к конфликтам с окружающими.Эти и другие факторы могут привести к конфликтному поведению подростков в образовательной среде, и для их решения необходимо сочетать усилия педагогов, родителей и специалистов по работе с подростками.Для обоснования актуальности темы мы провели констатирующий эксперимент на базе общеобразовательной школы среди 10 классов.Для диагностики уровня конфликтного поведения, мы использовали такие методы, как:- Метод естественного наблюдения- Анкетирование педагогов- Тест «Уровень конфликтности личности» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов)Констатирующее исследование, проходило на базе «Салымская средняя общеобразовательная школа № 2». Для исследования, были отобраны испытуемые с двух классов: 10 «Б» и 10 «В», по 14 человек.7 мальчиков и 7 девочек, в каждой группе. №1. Анкета для преподавателей «Расскажите о трёх ситуациях проявления конфликтного поведения учеников старшего школьного возраста?» №2 Тест «Уровень конфликтности личности» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов). Таблица № 1. Результаты тестирования №2 10 «Б» класса./Таблица № 2. Результаты тестирования 10 «В» класса./Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:14 - 17 баллов - Очень низкий18 - 23 баллов - Низкий24 - 29 баллов - Средний30 - 38 баллов - Высокий39 - 42 балла - Очень высокийРезультаты тестирования:У учеников 10 «Б» класса, выявлены следующие уровни конфликтности:Высокий уровень- 7 человекСредний уровень- 4 человекаНизкий уровень – 3 человекаУченики 10 «В» класса, продемонстрировали такие результаты, как:Высокий уровень – 12 человекСредний уровень- 1 человекНизкий уровень – 1 человекАнализ констатирующего этапа исследования:Анкетирование педагогов, учеников старших школьных лет показало, что конфликтующее и агрессивное поведение учеников, присутствует в данной образовательной организации. По опросу тестируемых учителей, мы вывили, что в 70% случаев, конфликтные ситуации с учениками, происходили снова. Даже, после принятых администрацией мер. Данные анализа позволяют сделать вывод, что применяемые методы профилактики конфликтного поведения данной образовательной организацией, являются неэффективными. Результаты теста «Уровень конфликтности личности», показал, что низкий уровень конфликтности с двух классов, показали всего 4 человека; Средний уровень- 5 человек, и высокий уровень – 19 человек.Следовательно, 67 % человек, имеют высокий уровень конфликтности. Анализ конфликтов ситуаций показал, конфликты можно разделить на межличностные, личностно-групповые, межгрупповые, межколлективные.По времени протекания конфликта (острые и хронические; быстротекущие, длительные, вялотекущие и др.);По содержанию конфликта (позиция в коллективе, расхождение мнений, беспредметные конфликты, на основе антипатии);Тенденции к преобразованиям и возможностям разрешения конфликта (конструктивные и деструктивные, или неконструктивные);Степени остроты противоречий (недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда, война и др.);Степени интенсивности конфликта (основные и неосновные, реалистические и нереалистические и т.д.).Это поможет нам, на формирующем этапе эксперимента, составить план-график работ, для профилактики конфликтов подростков, основываясь на типологии конфликтов, которые чаще всего встречаются в данной учебной организации. А также, что по результатам теста «Уровень конфликтности человека»: Низким уровнем обладает 14%Средним уровнем 17% Высоким уровнем 67% Результаты теста, мы представим в форме диаграммы (рис.1):/Рисунок 1. Распределение выборки по уровням конфликтности (тест Уровень конфликтности человека).Из чего можно сделать вывод, что в данной школе проблема конфликтности более чем, актуальна. Конфликтное поведение подростков в образовательной среде может иметь серьезное влияние на образовательный процесс. Во-первых, конфликты могут отвлекать учеников от учебы, что в свою очередь может привести к снижению успеваемости и ухудшению общей атмосферы в классе. Кроме того, конфликты могут создавать напряженную обстановку в школе, что может повлиять на психологическое состояние других учеников и преподавателей. Также могут привести к ухудшению отношений между учителями и учениками, что может затруднить обучение и воспитание. Кроме того, конфликты могут привести к формированию негативных стереотипов и предубеждений учеников друг против друга, что может дальше усугубить конфликтную ситуацию.В целом, конфликтное поведение подростков в образовательной среде может оказать негативное влияние на обучение, атмосферу в школе и отношения между участниками образовательного процесса. Поэтому важно предпринимать меры для предотвращения и разрешения конфликтов, а также для создания поддерживающей и безопасной образовательной среды. В заключении хочется отметить, что изучение и разрешение конфликтов среди подростков имеет огромное значение для образовательной среды. Конфликты могут серьезно влиять на успеваемость учеников, атмосферу в классе, отношения между участниками образовательного процесса и психологическое состояние всех участников. Поэтому важно проводить работу по профилактике и разрешению конфликтов, обучать подростков навыкам конструктивного взаимодействия, а также создавать поддерживающую и безопасную образовательную среду. Работа в этом направлении поможет улучшить образовательный процесс и создать условия для успешного обучения и развития подростков.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Чучукова Е.А. КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 178 - 187. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12206 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12206



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.