'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 32

Просмотры  48 просмотров

Хучахметова Ч.И.

  


ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ВЕДЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается вопрос определения понятия готовности педагога к ведению проектной деятельности школьников. Приведен анализ теоретических аспектов данной проблемы, выделены критерии, показатели и уровни готовности педагога к проектной деятельности.   

Ключевые слова:
индивидуальный проект, проектная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт, готовность педагога   


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования учебный план учеников старшего звена должен включать новый предмет «Индивидуальный проект». Он рассчитан на 2 года и предполагает разработку и защиту индивидуальных проектов. Обучающиеся выполняют проект в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном овладении содержанием и методами избранных областей знаний и деятельности, умения конструировать и осуществлять целесообразную и продуктивную деятельность.В связи с внедрением нового предмета повышается роль педагога как специалиста, способного обеспечить сопровождение выпускников старших классов в проектной деятельности. Однако, согласно статистическим данным, не все педагоги готовы к ведению проектной деятельности. Так, например, по результатам исследований А.Д. Кариевой, Б.Е. Фишман о проектной деятельности имеют некоторое представление 66,7% респондентов, об исследовательской деятельности – 61,4%.Что же называется готовностью педагога к ведению проектной деятельности? Анализируя различные источники, можно сделать вывод о том, что разные исследователи по-разному определяют структуру готовности к профессиональной деятельности. Например, по мнению Дьяченко М.И. и Кандыбович Л.А., готовность включает в себя пять компонентов: мотивационный (стремление добиться успеха, интерес к профессии, мотивы работы), ориентационный (необходимые для профессиональной деятельности знания), операционный (владение различными способами, методами, технологиями), волевой (умение контролировать себя) и оценочный компоненты (умение проводить рефлексию, самооценку). Дмитриева О. Б. считает, что готовность состоит из мотивационно-ценностного, когнитивного и операционально-деятельностного компонентов. Несмотря на различие в количестве компонентов, определяющих готовность к педагогической деятельности, они все охватывают одни и те же показатели. Рассмотрев понятия «индивидуальный проект», «готовность к педагогической деятельности» можно перейти к определению готовности педагога к ведению проектной деятельности. Под этим понятием будем понимать комплексную характеристику, которая отражает наличие у педагога мотивации, знаний, умений, навыков, и опыта по отношению к проектной деятельности. Готовность педагога к проектной деятельности определяет его способность организовывать и проводить проектную деятельность с учащимися, а также развивать их творческий потенциал, исследовательские умения, критическое мышление.Определим основные критерии и показатели этой готовности. Критерии – это основные характеристики, по которым оценивается готовность педагога к проектной деятельности, а показатели – это конкретные проявления критериев в деятельности педагога. Анализ научной литературы позволил выделить следующие критерии и показатели готовности педагога к проектной деятельности:1. Мотивационный критерий. Данный критерий показывает наличие у педагога интереса, внутренней потребности, ценностного отношения к проектной деятельности. Показателями могут являться: деятельность в рамках профессионального самообразования, самосовершенствования в области проектной деятельности, участие в разработке и реализации проектов, участие в конкурсах, конференциях, семинарах.2. Когнитивный критерий – это критерий, отражающий наличие у педагога знаний, умений и навыков, необходимых для ведения проектной деятельности старших школьников, а также наличие у педагога практического опыта проектной и исследовательской деятельности. Показатели: владение основными понятиями, , знание принципов, этапов, методов и технологий, необходимых для проектной деятельности, умение анализировать и формулировать проблемы, гипотезы, цели, задачи, умение планировать, организовывать, координировать и контролировать процесс проектной деятельности, знание правил оформления и защиты результаты проектной деятельности, наличие выполненных и реализованных проектов, наличие отзывов, экспертных оценок по результатам проектной деятельности.3. Рефлексивный критерий – критерий, показывающий способность педагога анализировать, оценивать и корректировать проектную деятельность. Показатели данного критерия: умение определять сильные и слабые стороны проектной деятельности, умение выявлять проблемы, трудности, ошибки в проектной деятельности, умение находить и применять способы устранения проблем, трудностей, ошибок, умение определять перспективы и направления развития проектной работы.На основании этих критериев и показателей выделим уровни готовности педагога к ведению проектной деятельности:1) недостаточный уровень, который характеризуется отсутствием или слабым проявлением мотивации, низким уровнем знаний, умений, навыков, отсутствие опыта,2) достаточный уровень, который характеризуется наличием формальной мотивации, необходимых знаний, умений, навыков проектной деятельности,3) оптимальный уровень, который характеризуется наличием глубокой мотивации, системных знаний, развитых умений, навыков, наличие опыта и способность к рефлексии. Таким образом, готовность педагога к ведению проектной деятельности – это комплексная характеристика, которая отражает наличие у педагога мотивации, знаний, умений, навыков, и опыта по отношению к проектной деятельности. Готовность педагога к проектной деятельности определяет его способность организовывать и проводить проектную деятельность с учащимися, а также развивать их творческий потенциал, исследовательские умения, критическое мышление.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Хучахметова Ч.И. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ВЕДЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 173 - 177. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12205 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12205



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.