'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 28

Просмотры  28 просмотров

Ковалева А.Е.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрим особенности использования технологии проектной деятельности на уроках в современной школе. Метод проектного обучения направлен на самостоятельное планирование и разработку обучающимися решений для устранения определённых проблем и задач. Результатом проектной деятельности учеников становится продукт, который необходимо представить вниманию общественности и защитить. Конечным продуктом может выступить видеоролик, снятый учащимися на какую-либо злободневную тему, дизайн интерьера, план мероприятия, бизнес-план и так далее.   

Ключевые слова:
проектная деятельность, метод проектов, принципы эффективного проектного обучения, метод проектной деятельности, особенности метода проектов   


На данном этапе развития образовательной сферы суть проектного обучения состоит в первую очередь в решении основных образовательных задач – приобретении новых навыков и умений, формировании компетенций, обобщении и систематизации уже имеющихся у обучающихся знаний, получении опыта продуктивной деятельности. Основной необходимой характеристикой метода проектного обучения, отличающей его от других образовательных технологий, является создание конечного продукта, реализованного в реальной жизни.Результатом учебного проекта для конкретного обучающегося может выступать как целостный продукт, разработанный им самостоятельно, так и выполнение важнейшей части большого проекта, осуществлённого группой людей. Например, итоговым продуктом выступает научное исследование – доклад, реферат. Ученик подключается на одном из этапов и выполняет значимую работу по разработке необходимой в докладе анкеты для опроса респондентов или обзора литературы по проблеме исследования и так далее.Таким образом выполненная им работа, – это и есть его учебный проект, который для большого проекта носит промежуточный характер, а для его конкретного учебного проекта является конечным продуктом. Основоположником принципов, на которых основывается метод проектов, принято считать Джона Дьюи, чьи педагогические идеи исходили из того, что центром образовательного процесса должны служить обучающиеся, их интересы и потребности. Вся деятельность экспериментальной лабораторной школы Д. Дьюи изначально носила проектно-исследовательский характер [3, с. 49].По мнению педагога, «основу оптимального педагогического подхода составляет «обучение деланием», а сами учебные задания взяты из мира обучающихся и оказывают им помощь при решении реальных жизненных проблем и задач» [3, с. 50]. Ученый подчеркивал важность совместной деятельности учащихся, формирование навыков сотрудничества, способность учеников к самоанализу и взаимоанализу, развитие критического мышления, умение школьников взаимодействовать в социуме, принимая позицию активного участника, а не стороннего наблюдателя. Идеи Джона Дьюи и сегодня выполняют важнейшую функцию при реализации метода проектов на современном уроке. Проанализировав работы отечественных и зарубежных ученых, занимающихся изучением проектной деятельности, мы выделили четыре основных принципа эффективного проектного обучения:1. При конструктивистском подходе обучение носит активный характер и выступает процессом, в результате которого обучающиеся могут получать знания, вырабатывать умения и навыки, взаимодействуя с окружающим миром. Данный принцип направлен на формирование навыка самоанализа, сопоставления собственных знаний и незнаний, а также объединения нового и уже накопленного опыта.2. В ходе релевантного контекста обучающие решают практико-ориентированные задачи, имеющие большое значение для реальной жизни, – злободневные вопросы общества, актуальные проблемы человечества, проекты, направленные на изучение будущей профессиональной сферы. 3. Принцип, рассматривающий одну из основных составляющих метода проектов, – совместное обучение. В процессе современного урока учитель организует сотрудничество обучающихся, устремляя их деятельность на кооперацию, в ходе которой происходит обмен мнениями и идеями, устанавливается взаимная обратная связь, и каждый отдельный член группы несёт ответственность за общий результат. 4. Принцип самостоятельности направлен на «активное включение в проектную деятельность самих обучающихся, планирование и контроль выполняемых действий, оценивание их эффективности. Задача учителя при реализации данного подхода состоит в консультировании и направлении учеников по правильному пути в процессе работы над проектом, внешний контроль за образовательным процессом сведён к минимуму» [3, с. 52]. Метод проектов сегодня применяется на всех ступенях образовательного пространства – от дошкольного до обучения на рабочем месте. Цели проектного обучения могут варьироваться в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и их компетентности. Школьный образовательный сегмент использует проектный метод в первую очередь для формирования общеучебных умений и навыков. К ним относятся «рефлексивные и исследовательские способности, управленческие, коммуникативные и презентационные навыки. Метод проектов направлен на активизацию познавательного интереса обучающихся к предмету, консолидацию и обобщение знаний из множества предметных областей для их воссоединения и приближения обучения к реальной жизни» [4, с. 69]. Другими словами: все знания и навыки, полученные учениками в процессе проектной деятельности, должны воплотиться ими на практике и представлены в виде готового продукта.Учебные проекты классифицируются по различным основаниям, но для данного исследования релевантным представляется рассмотрение особенностей индивидуальных и групповых проектов. Анализируя каждый из представленных видов проектов, мы не можем выделить преимущества одного и указать на недостатки другого. Каждый имеет свои отличительные особенности, например, проекты, выбранные учеником для самостоятельной подготовки, рассчитаны развивать предпочтения и интересы обучающегося, его ответственность за конечный результат, а также позволяют ему получить опыт самостоятельной деятельности на всех этапах работы. Из минусов данного вида можем выделить отсутствие коммуникативного аспекта, предполагающего взаимодействие между всеми членами группы. Групповые проекты направлены на развитие навыков совместной деятельности, умение сотрудничать и работать в команде, где акцентируется внимание на сильных сторонах каждого из участников группы, их идеях и взглядах, позволяющих добиться глубокого изучения всех аспектов подготовленного продукта. Однако при таком подходе трудно оценить вклад каждого отдельного участника в общий результат.Для описания организации работы над проектом используется термин «шесть «П», означающий единство шести важных этапов и элементов:1. Проблема / постановка задачи,2. Проектирование / составление плана реализации проекта,3. Поиск информации / разработка самого проекта полученного задания,4. Практическая деятельность / создание конечного продукта, 5. Презентация проекта / анализ и оценка проделанной работы,6. Портфолио, собранное в ходе работы над проектом [4, с. 67]. «Включение проектной деятельности в образовательный процесс на современном этапе, бесспорно, призывает учителя уделять больше внимания и времени при планировании занятий и подготовке к ним. Но в перспективе принесёт свои плоды: возрастет мотивация у учеников, трансформируется формат взаимодействия «учитель – ученик», у учеников появится больше самостоятельности и ответственности, сформируется исследовательский навык, познавательная активность, творческий потенциал и умение работать в команде, а у учителя повысятся шансы применять творческий подход при организации своей работы с обучающимися» [5, с. 97].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ковалева А.Е. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 148 - 153. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12201 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12201



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.