'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 26

Просмотры  78 просмотров

Гилязова Л.Д.

  


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА») *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются существующие методические рекомендации по проведению интегрированных уроков литературы в 11 классе (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Анализируются следующие «пары»: литература и история, литература и МХК, литература и кино, литература и театр, литература и физика, литература и музеи, когда на уроке используются возможности виртуальной экскурсии по литературному музею. Особое внимание уделяется интегративным связям с историей и искусством, тем более что сегодня немало экранизаций и спектаклей по литературным произведениям, в том числе и М.А. Булгакова. Привлекая знания из разных сфер, учитель может вызвать интерес к художественной литературе у обучающихся, которые ранее ею не интересовались. Приведенный в статье материал систематизирует и расширяет представление об интегрированном уроке по литературе в 11 классе (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).   

Ключевые слова:
литература, интеграция, методика, обучение, опыт, цели, урок, преподавание   


На сегодняшний день актуальны проблемы интеллектуального развития личности школьника в процессе обучения школьным дисциплинам на основе интеграции. Знания и умения, полученные учащимися по разным предметам, представляют собой смесь слабосвязанных знаний, не используемых ни в учебе, ни в производственной практике. Поэтому роль интегрированных уроков в школьном обучении очевидна. Использование интеграции является наиболее действенным инструментом в руках учителя, позволяющим побуждать учащихся к творческому поиску, к стремлению использовать весь арсенал своих школьных знаний для объяснения единства мира и поддерживать интерес к познанию литературы через систему знаний других дисциплин [3, с. 26].В методических целях мы решили обратиться к опыту учителей словесности. Он достаточно богатый. В нашей работе представлено четыре описания интегрированных уроков литературы при изучении творчества М.А. Булгакова. В рамках Фестиваля открытых уроков достаточно популярными стали интегрированные уроки, демонстрирующие междисциплинарную интеграцию содержания образования. В 2018/19 учебном году половина представленных на фестивале уроков являлись интегрированными, наибольший интерес вызвал урок по физике и литературе преподавателей Л.А. Миромановой и С.А. Малининой по теме «Альтернативное прочтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», который в итоге был признан лучшим. [7, с. 39].Рассмотрим, как можно применять полученные знания по механике, молекулярной физике, термодинамике, электродинамике, оптике для объяснения фрагментов из произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Для этого необходимо проанализировать отрывки из этого художественного произведения, в которых отражены физические явления.Например, назвать вид движения Берлиоза из главы 3 «Седьмое доказательство», в том самом месте, где Аннушка пролила масло, или оценить ускорение Маргариты из 21 главы «Полёт» и ответить на вопрос: «Почему Маргарита остановилась и какой раздел механики отвечает на этот вопрос?», допустив, что торможение длилось в течение 1 с, и при этом Маргарита пролетела до остановки 10 м, определив силу, которая заставила Маргариту остановиться, если масса Маргариты равна 50 кг, или из главы 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду» объяснить, какие тепловые процессы происходят в части описания ливня с грозой и ураганом. [1, с. 13-220].Учитель русского языка и литературы С.В. Вшивкова предлагает интегрированный урок на тему «Москва 30-х гг. 20 века: отражение реальности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В своем конспекте этого урока она описывает интеграцию литературы, истории и МХК (мировой художественной культуры). Целью урока учитель считает сопоставление событий романа и фактов из истории СССР 1930-х гг. [4, с. 83]. Чтобы передать связь художественного произведения и истории, один из обучающихся, подготовивший к уроку самостоятельное сообщение, подробно рассказывает об особенностях общественно-политического строя СССР в 30-е гг. 20 века. Кроме того, во время урока звучат сообщения других обучающихся на темы «Организации страны в 1930-е гг», «Об арестах, репрессиях», «Советская культура 1930-х гг.», «О моде 1930-х». Связь литературы с МХК проявляется в активном использовании видеороликов, в том числе фрагментов знаменитого современного сериала «Мастер и Маргарита». С.В. Вшивкова приводит следующие названия видеоматериалов, используемых во время урока: «Воланд и его свита», «Магазин дамского белья (в варьете)», «Массолит», «Мода 30-х», «Москва 30-х (на начало урока)», «Москва 30-х (на конец урока)», «Нехорошая квартира (Лиходеев)», «Патриаршие пруды» [8]. Кроме связи с киноискусством на данном интегрированном уроке используется связь литературы с театром. Далее рассмотрим открытый интегрированный урок по роману «Мастер и Маргарита», разработанный учителями Л.Ю. Косьяненко и И.И. Камаловой. Данная методическая разработка представляет собой интеграцию литературы и математики. Тема урока ? «Многоплановость романа «Мастер и Маргарита». На эту тему авторы отводят два учебных часа [2, с. 67].Впервые встречается задание из области математики, которое звучит следующим образом: «Используя литературный образ вашего героя из мини-сценки, выбрать график, который характеризует его черты». На каком основании обучающимся нужно сделать выбор, авторы конспекта не уточняют. Следующая математическая задача, предложенная учителями, также предполагает работу с графиками. Обучающимся предлагается «построить график зависимости времени от потребления электроэнергии в квартире № 50, в которой происходило действие романа, используя данные из таблицы». Таблица, в которой указаны время замера и показания счетчика, есть на каждом столе.В интегрированном уроке литературы, истории и информатики, разработанном учителем А.А. Яковлевым, предлагается перед проведением урока посетить музей М.А. Булгакова. Автор методической разработки указывает и на возможность проведения урока с использованием виртуальной экспозиции музея, что уже вполне реализуемо в любой школе [6, с. 77].В ходе урока обучающиеся выполняют задания, предварительно разделившись на две команды. Задания, которые выполняются непосредственно в музее:1. найти временные маркеры в романе и музее,2. указать причины, по которым квартира № 50 названа «нехорошей» в произведении, выяснить, почему квартира была «нехорошей» для самого М.А. Булгакова,3. изучить список жильцов квартиры № 50 за 1924 год и назвать профессиональную деятельность М.А. Булгакова согласно этому списку,4. найти не менее трех эпизодов романа, где автор прибегает к сатире, и указать для каждого конкретное явление общественной жизни 20-30-х гг.5. изучить комнату с макетом дома, указать род деятельности жильцов дома и их социальное положение до революции 1917 г. и др.Проанализировав методические рекомендации учителей словесности по проведению интегрированных уроков при изучении творчества М.А. Булгакова, мы пришли к выводу, что чаще всего учителя прибегают к интеграции при изучении романа «Мастер и Маргарита». Наиболее популярными среди найденных нами методических разработок являются интегрированные уроки литературы и истории. При этом многие учителя используют на уроках фрагменты кинофильмов, которые были сняты по произведениям М.А. Булгакова, но почему-то не считают это интеграцией литературы и киноискусства. На наш взгляд, целесообразнее всего при изучении творчества М.А. Булгакова использовать именно интегративные связи с историей и искусством, тем более что в наше время немало экранизаций и спектаклей по произведениям М.А. Булгакова. Исторические сведения позволят обучающимся познакомиться с тем временем, которое находит отражение в произведениях писателя, а благодаря показу фрагментов художественного фильма «Мастер и Маргарита» школьники смогут представить, как могли выглядеть герои, созданные М.А. Булгаковым.В конечном счете можно констатировать, что интегрированные уроки – это не очередная методическая «мода», они действительно повышают эффективность образовательного процесса в школе ХХI века. Современные интегрированные уроки позволяют разнообразить форму и содержание обучения, способствуют адекватному пониманию смысла художественного произведения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Гилязова Л.Д. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА») // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 134 - 140. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12199 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12199



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.