'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 25

Просмотры  32 просмотров

Гараева Р.Ф.

  


РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
особенности условий развития детей младшего возраста всегда были одним из основных фокусов образовательной системы. Необходимость выявить и определить наиболее правильную методику преподавания в целях воспитания образованного, грамотного и всесторонне развитого населения не ослабевает с течением времени и количеством, и качеством произведенных научных открытий. Сегодняшний день диктует новые условия, внедряет новые технологические переменные, неизбежно трансформируя все области жизни человека, и вместе с тем требует не просто прежнего, но усиленного внимания во многих сферах, в том числе в сфере изобразительного искусства.   

Ключевые слова:
образование, развитие, искусство, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, рисование, младший школьник, творческая деятельность   


Научная сфера никогда не стоит на месте, то и дело подбрасывая человеку новые испытания и вызовы, требующие разрешения, подстегивая его то и дело совершенствовать свои знания и умения, расширять возможности и способности. Копилка информации, добытой человеком в тот или иной временной отрезок, становится пухлее и объемнее с каждым прожитым десятилетием, позволяя сегодняшнему человеку быть чуть более эрудированным и знающим, чем вчера. Вместе с тем, наука не единственная область, играющая решающую роль в развитии и становлении человека, не только знающего и умеющего, но думающего и рефлексирующего, наблюдательного и способного проявлять индивидуальные качества. Необходимый курс естественно-математических и гуманитарных дисциплин, которыми обеспечивает каждого подрастающего члена общества система образования, не единственный элемент, влияющий на качество развития младших поколений. Искусство – один из основных инструментов становления личности, способной не только к запоминанию и применению на практике заученных положений и закономерностей окружающего мира, но и располагающей творческим началом. Изобразительное искусство является важным инструментом его развития. Развитие личности ребенка, эмоциональное, умственное, психическое и физическое проходит разные фазы или этапы, характеризующиеся разными доминирующими и второстепенными областями. В дошкольный период с 3 до 7 лет, дети познают окружающий их мир и самих себя преимущественно в игровом формате. Элемент игры в данной возрастной категории является неотъемлемой частью успешного усвоения ребенком новой информации, которую он не способен понять и одолеть иным образом в силу особенностей мышления, соответствующих этому возрасту. Мыслительный процесс в этот этап жизни протекает по большинству в образной форме, дети наблюдают за взрослыми и миром и проявляют себя повторением и подражанием, усиленно развивается координация движений, совершенствуется образное мышление. Сегодня родителям предоставляется большой выбор дошкольных секций, оперирующих преимущественно, но не исключительно, в коммерческой форме, открывающих многообразный выбор различных форм развивающей деятельности, среди которых занятия рисованием, лепкой, другими видами декоративно-прикладного искусства ожидаемо имеют большую популярность. С родительской точки зрения, вовлеченность в творческую активность раскрывает имеющие у ребенка способности и таланты, однако за тем, как творческая деятельность растит будущих одаренных деятелей искусства, скрывается его более масштабное влияние на опорные компоненты всестороннего развития, необходимого каждому ребенку, вне зависимости от наличия у него творческого гения. В дошкольный период изобразительное искусство активно развивает мелкую моторику, помогает ребенку в выражении его эмоций и мыслей в доступном и наиболее понятном ему в этом возрасте образном виде, расширяет его понимание окружающего мира, цветов, форм, фигур, и зарождает зачатки понимания таких важных действий как концентрация внимания, запоминание, внимательность к деталям, усидчивость, умение находиться в обществе сверстников. Многое меняется в период, когда дети оказываются вовлечены в школьную деятельность. Переход от дошкольной активности к новой форме обучения нельзя назвать очень плавным, несмотря на усилия, прилагаемые имеющимися воспитательными центрами. Ребенок так или иначе будет чувствовать произошедшую перемену и необходимость перестроиться на новый, незнакомый ему лад жизни, что является фактором стресса для детской психики. Младшая школа требует детей, привыкших к игровой форме изучения окружающей среды, перейти на теоретическо-практический уровень, требующий овладения определенными способствующими качественному усвоению знаний навыками. Ребенок оказывается вовлечен в процесс умственной деятельности, которому необходима продолжительная концентрация внимания, умение произвольно запоминать новую информацию, умение следовать заданиям и инструкциям, данным педагогом. Несмотря на то, что программы естественно-технического цикла для младших школьников стараются удержать фокус подвижной психики ребенка красочными учебниками и завлекающими групповыми заданиями, игровой элемент в большей степени проявляется на занятиях физкультуры, пения, труда, рисования, количество часов на которые существенно ограничено в целях возможности освоения всего объема первостепенных дисциплин. С годами, однако, и та имеющаяся малая часть отведенного времени безостановочно сокращается, важность и придаваемое значение таким предметам снижается. Что, в свою очередь, оказывает незаметное изначально, но хорошо проявляющееся в дальнейшем негативное влияние на развитие психики младшего школьника. Даже несмотря на то, что дети младшего школьного возраста начинают активно приучаться к учебной деятельности, усвоение новых знаний у детей все еще сильно опирается на элемент игры, а наличие творческой деятельности имеет важность не только в качестве занятия «для души». Занятия изобразительной деятельностью имеют целый ряд положительных воздействий на мозг ребенка 7-11 лет. Данный возраст характеризуется уже лучше сформированным образным мышлением, дети также подвержены бурному влиянию эмоций, они чувствительны и опираются на свои ощущения. Яркие цвета, формы, звуки, всё вызывает в них эмоциональный отклик. Рисование особенный помощник не только в выражении эмоций, оно также помогает ребенку начать лучше разбираться в том, что они чувствуют. При рисовании, дети сконцентрированы на том образе, который хотят передать, продолжительная фокусировка на котором позволяет им лучше «расчувствовать» переживаемые в этот момент ощущения. Умение определять, распознавать и переживать эмоции является залогом формирования эмоциональной зрелости. Изобразительная деятельность для начальных классов приобретает более систематичную форму, дети узнают о разных формах рисования (графика, живопись, рисунок), им представляется разнообразие графических инструментов и техник (гуашь, акварель, мелки, уголь, соус, пастель, цветные карандаши, масло, тушь и т.д.,), что дает им возможность проявить свое «я» в работе, прощупать собственную индивидуальность. В данном возрасте дети находят себя заинтересованными не только в процессе творчества, но и в его результате. Развивается умение доводить начатое до конца, чувство времени. Вместе с тем, дети учатся работать в компании, слушать педагога. Работая на результат и получая комментарии и оценку со стороны, будь то это оценка работ по окончании занятия, школьный или городской конкурс, включается в работу мотивация, являющаяся важнейшим фактором развития младшего школьника. Получая положительные отзывы на проделанную работу, ребенок находит понимание в важности приложенных усилий, его самооценка получает необходимую в этом возрасте поддержку, появляется осознание того, как приятно получать заслуженную похвалу за усердную работу. Изобразительное искусство играет особенную роль в культурно-воспитательном процессе, оно позволяет детям лучше понимать окружающий мир и его особенности в наиболее понятной и близкой им форме, видеть красоту в разных проявлениях, не забывать о взаимосвязи с природой. При использовании разных инструментов письма задействуется мелкая моторика, укрепляется координация кистей, рук и пальцев. Таким образом, посредством творческой активности ребенок не только учится новому, расширяет свои возможности и занимается интересным ему делом, он также подсознательно учится расходовать лишнюю энергию продуктивным и положительным образом, а также здоровому и грамотному переживанию разного спектра эмоций, что не может не оказывать влияния на его поведение и качество работы во время иной учебной деятельности. В приятной и интересной форме ребенок знакомится с дисциплиной, желанием совершенствоваться, способностью находить нестандартные решения разных вопросов, укрепляет эмоциональную устойчивость, память, подвижность и гибкость психики. На сегодняшний день проблема кроется в сокращении часов изобразительной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях, организации дополнительного образования берут на себя восполняющую роль, однако не всегда могут предоставить доступ каждому ребенку в силу преимущественно коммерческой ориентированности. Занятия рисованием в школах зачастую воспринимаются как необязательные, а также не несущие особой важности, дети далеко не всегда получают необходимый объем информации и знаний в силу неграмотно поставленных педагогами занятий, направленных больше на отдых от других дисциплин, чем на пробуждение продуктивной творческой активности детей. Свободное время ребенка в нынешнее время занято гаджетами, общие дисциплины повышают нагрузку появлением все более и более новых пособий, и учебников, и казалось бы, современные условия не просто намекают, но диктуют серьезность положения, требуя полноценного включения в обучающий процесс изобразительного искусства и творческой деятельности в целом. Даже при том, что изобразительное искусство не является наукой, его некорректно расценивать как факультативную деятельность, призванную быть лишь инструментом развлечения, его влияние на формирование поколения всесторонне развитого и полезного обществу имеет большое значение, не позволяющее к себе пренебрежительного отношения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Гараева Р.Ф. РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 127 - 133. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12198 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12198



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.