'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 24

Просмотры  29 просмотров

Гаврилкина М.А.

  


СИЛЛАБУС КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье описаны результаты исследования влияния внедрения силлабуса как средства контроля обучения с применением интерактивной педагогических технологий в образовательном процессе студентов специальности «Преподавание в начальных классах» по предмету «Русский язык с методикой преподавания».   

Ключевые слова:
силлабус, интерактив, педагогические технологии   


В последние годы активно развивается модернизация российского образования на всех его уровнях. Данный факт подтверждается внедрением новых ФГОС, а также переходом средних профессиональных образовательных организаций на программу «Специалитет» с принятием новой примерной основной образовательной программы по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах [6, с. 1].В статье рассматриваются особенности организации процесса обучения студентов в Пензенского социально-педагогического колледжа по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», в частности формирование у них компетенций: «планировать и организовывать профессиональное и личностное развитие», «эффективно взаимодействовать и работать в команде» [5, с. 10].Предъявляемая студенту рабочая программа по предмету «Русский язык с методикой преподавания» для более эффективной реализации должна иметь своеобразный маршрут, позволяющий обучающемуся адекватно оценивать собственную работу и определять место на пути к достижению образовательных результатов. Средством, обеспечивающим перспективный план обучения студентов является, силлабус. «Силлабус – план изучения дисциплины, «план-действий» для студентов, который может представлять собой своеобразный план-конспект учебного предмета, предназначенный именно для студента, имеющий целью помочь в организации его учебной деятельности» [1, с. 113]. Для организации образовательного процесса по овладению вышеуказанными компетенциями целесообразно использовать интерактивные педагогические технологии. По определению Яцук К. В., "интерактивное общение – выработка тактики и общения людей, основанная на организации совместной деятельности» [4, с. 1180]. Согласно психологическим исследованиям В. Я. Ляудиса и В. П. Панюшкина, «формирование навыков сотрудничества на стадии полноценного равнопартнёрства возможно, скорее, в старшем подростковом и юношеском возрастах» [2, с. 100]. Как средство поддержки интерактивной технологии силлабус предполагает следующие принципы и правила образовательных технологий, выделенные Ястер И. В.: «ценностно-ролевое равенство всех участников, право каждого участника на ошибку, самостоятельное или с помощью другого участника преодоление трудностей, диалог – главный принцип сотрудничества и сотворчества» [3, с. 6].Нами было проведено исследование с целью изучения влияния использования интерактивных технологий с применением силлабуса на показатели обученности студентов третьего курса по дисциплине «Русский язык с методикой преподавания».Задачами исследования явились следующие: изучить исходный уровень знаний студентов по блокам «Методика изучения морфологии в начальной школе», «Методика изучения синтаксиса и пунктуации в начальной школе» русского языка, выбрать интерактивные технологии для организации обучения, выстроить план занятий в соответствии с выбранными технологиями, определить план внедрения силлабуса для одной из групп, организовать образовательный процесс обучения в соответствии с выстроенным планом, провести диагностику в итоге изучения курса, на основе результатов диагностики выполнить анализ и сделать вывод об эффективности применения интерактивных технологий со включением силлабуса. Диагностическое тестирование было основано на заданиях ВПР для СПО и заданий ЕГЭ по русскому языку. Контрольная и экспериментальная группы показали средний результат, равный 68,5%, что позволило судить о равном исходном уровне обеих групп. Для организации интерактивного обучения были выбраны следующие интерактивные технологии: Зиг-Заг, Деловая игра, Мировое кафе, Кейс-метод и ролевая игра. В соответствии с выбранными технологиями был разработан план занятий (Таблица 1). Также нами был разработан макет силлабуса для студентов (Таблица 2). Он представлен таблицей с ячейками для выставления баллов преподавателем, студентом, студентом-контролёром. Таким образом, деятельность и уровень знаний оценивается с разных сторон. При этом закреплён чёткий порядок выставления отметок: контролёр, студент, преподаватель. Так как группы взаимодействия по принципу интерактивных технологий имеют всегда разный состав, за каждым студентом всегда закрепляется новый студент-контролёр, оценивающий его уровень знаний. Заполнение силлабуса студентом-контролёром выполнялось на этапе рефлексии обобщающего занятия по изучаемой теме. Студент производит самооценку также на этапе рефлексии. Преподаватель выставляет баллы по результатам проверочной самостоятельной работы.Таблица 1. Фрагмент плана занятий в соответствии с выбранными технологиями./Таблица 2. Фрагмент силлабуса «Методика обучения морфологии в начальной школе»./Для реализации интерактивного обучения на основе опыта педагогов были описаны этапы учебного занятия:Мотивационный этап.Введение в технологию (актуализация).Целеполагание.Работа в рамках технологии.Подведение итогов.Рефлексия.Таким образом, в соответствии с простроенным планом, было проведено 117 учебных занятий для контрольной и экспериментальной группы. При этом силлабус был включён в этап рефлексии для студентов экспериментальной группы, для облегчения доступа к силлабусу в целях самоконтроля была создана его электронная версия в формате таблицы Excel.Исследование проводилось с сентября 2022 года по июнь 2023 года. Таким образом, было заполнено два силлабуса: «Методика обучения морфологии в начальной школе», «Методика обучения синтаксису и пунктуации в начальной школе»Студенты экспериментальной группы, в образовательный процесс которой был внедрён силлабус, показали более высокий уровень знаний и сформированных умений. Итоговым контролем явилась сдача зачёта. Студенты контрольной группы получили оценку «удовлетворительно» в количестве четырёх человек (16%). В экспериментальной группе 100% уровень качества знаний – студенты получили в результате зачёта «хорошо» и «отлично». В результате опроса студентов было отмечено, что силлабус помогал: а) определять и чётко видеть пробелы в знаниях материала, б) выявлять, какие именно темы необходимо повторить/изучить, в) повысить мотивацию к изучению материала системно и полно. Таким образом, проведённое исследование показало эффективность интерактивной модели обучения с внедрением средства контроля знаний и умений – силлабуса, позволило определить перспективу изучения влияния силлабуса на мотивацию к обучению студентов – будущих учителей начальных классов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Гаврилкина М.А. СИЛЛАБУС КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 121 - 126. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12197 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12197



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.