'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 22

Просмотры  45 просмотров

Хасанова А.И.

  


ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается важность развития предпринимательской деятельности для Российского государства в контексте становления рыночных отношений и обеспечения экономических и социальных интересов общества. Освещается сложная экономическая и политическая ситуация в России, с акцентом на проблемы и достижения в реформировании законодательства. Анализируется текущее состояние законодательной базы, подчеркивая необходимость качественного правового регулирования предпринимательской сферы. В контексте Конституции РФ акцентируется внимание на гарантиях свободы предпринимательства, защите различных форм собственности и обеспечении конкуренции на рынке.   

Ключевые слова:
развитие предпринимательской деятельности, рыночные отношения, экономические социальные интересы, реформирование законодательства, конкуренция, монополизация   


Для Российского государства исключительно важно развитие предпринимательской деятельности как условия становления рыночных отношений, обеспечение экономических и социальных интересов общества, что неоднократно утверждалось учеными и практиками. Право на предпринимательскую деятельность как конституционное право граждан выступает неотъемлемым элементом модели экономики, которую пытается построить российское общество. На данный момент экономическое развитие России носит достаточно неоднозначный характер: с одной стороны – это наличие значительного круга проблем, связанных с политической нестабильностью, с другой – это определенные достижения и положительные сдвиги благодаря постепенному реформированию отечественного законодательства в процессе модернизации. В связи с этим развитие предпринимательства в России происходит в очень сложной системе неопределенностей (экономического, политического, юридического, идеологического характера). Современное законодательство далеко от того, чтобы отвечать требованиям нынешнего этапа развития государства и предпринимательства.Говоря о правовой основе предпринимательской деятельности, прежде всего, необходимо ориентироваться не на количественную характеристику (количество законов и подзаконных актов), а на ее качественную составляющую, проявляющуюся в четкости и понятности норм основных нормативно-правовых актов в этой сфере. Для обеспечения сбалансированного и эффективного правового регулирования общественных отношений в любой сфере, в том числе отношений по осуществлению предпринимательства, государство пользуется значительным количеством нормативно правовых актов, которые являются основным инструментарием влияния на соответствующие отношения. В то же время как отдельные нормативно правовые акты в той или иной сфере, так их совокупность, не существуют изолированно, а должны согласованно дополнять друг друга, создавая при этом целостную систему.В действующей Конституции РФ существует ряд положений, являющихся основой существования и становления предпринимательских отношений в нашей стране. Согласно статье 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свобода предпринимательской деятельности, поддержка конкуренции и противодействие монополизации, обеспечение свободного передвижение товаров, услуг и денежных средств внутри страны. Конституция является важнейшим законом, обеспечивающим право на свободную экономическую деятельность, предпринимательство и труд, а также гарантирует добросовестную конкуренцию на рынке.В Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности, что является важнейшим элементом экономической системы Российской Федерации. В статье 8 Конституции РФ закрепляется положение о том, что в России признается и защищается равным образом четыре вида собственности. Так, государство, согласно Конституции РФ, обязано защищать все формы собственности на равных основаниях.В Российской Федерации каждому дано право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (что закреплено в п. 1 ст. 34 Конституции РФ). В определенных случаях законом предусмотрены ограничения прав и свобод - п. 3 ст. 55 Конституции РФ. В предпринимательской деятельности ограничение прав и свобод сводится к определенным императивным требованиям. Например, как было сказано выше, согласно ст. 34 Конституции РФ право заниматься предпринимательской деятельностью дано каждому человеку. Но в ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) определено, что такой деятельностью может заниматься лишь лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя в установленном законом порядке. Подобные ограничения нельзя назвать нарушающими права и свободы, напротив, они призваны установить определенный порядок, равноправие и законность при осуществлении предпринимательской деятельности.Однако Конституция РФ не раскрывает ряд положений о регулировании некоторых видов экономических отношений, что отнюдь не способствует повышению уровня экономики и ее эффективности. А наоборот, это определенным образом препятствует созданию среднего класса, замедляет развитие инновационных и совершенных форм экономической системы, необходимых обществу на данном этапе. Следует помнить, что именно право создает модель общества и нормативно ее очерчивает.Одна из базовых статей, направленных на защиту предпринимательских свобод, — ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». «Сфера, охраняемая данной нормой закона, — это отношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами разрешительной, контрольно-надзорной, фискальной и иных функций регулирования предпринимательской деятельности, в частности, в области принятия решений, проведения проверок, заключения соглашений, возложения поручений, лицензирования, контроля за соблюдением правил торговли, оказания услуг, производственной деятельности, налогообложения и взимания различных сборов, кредитования, обслуживания государственными структурами».Однако существует проблема, связанная с ситуациями, когда требования закона сформулированы недостаточно ясно, что порождает необоснованное нарушение прав и разногласия в судебной практике. Согласно классификации А.В. Малько, такие ситуации связаны с дефектами правовой системы и являются факторами, поддающимися управлению. К факторам, неподдающимся управлению, относятся не зависящие от воли человека явления (стихийные бедствия, катастрофы и т. д.).А.В. Малько, помимо вышеуказанной классификации, предлагает также подразделять препятствия на связанные с наличием конкурирующих с управлением механизмов и с отсутствием необходимых для эффективного управления условий:1. К первой категории относятся последствия так называемой «теневой экономики». Как отмечает А.М. Вагина, фактически теневая экономика имела место даже в советское время, где не признавалась рыночная экономика и законом отрицался институт частной собственности.Теневая экономика - долговременное и стойкое явление в предпринимательстве. С.Б. Чернов делит существующие на настоящий момент проявления теневой экономики на три группы. К первой относится неофициальная экономика (подпольные цеха, незаконное производство алкоголя и т. п). Вторую группу составляет фиктивная экономика (зарегистрированная в установленном законом порядке организация совершает противоправные действия: уклонение от уплаты налогов, легализация криминального капитала и т. п.). Третья группа - черная экономика (производство и сбыт наркотиков, разбои, грабежи, кражи и т. п.). Безусловно, проявления теневой экономики оказывают негативное влияние на действия добросовестных предпринимателей и ставят последних в проигрышное положение при конкуренции с правонарушителями. Нелегальному производителю алкоголя не нужно соблюдать требования, предусмотренные законом (иметь лицензию либо сертификат, специальное оборудование и т. п.), неплательщик налогов получит большую прибыль, чем тот, кто их исправно уплачивает, занятия противоправной деятельностью в сфере наркоторговли способны принести очень высокий доход при минимуме затрат. Факторы теневой экономики подрывают нацеленность ИП и ЮЛ на честную и законную деятельность, формируя установку на то, что противоправным путем в предпринимательстве можно достичь большей выгоды, нежели законным.2. Ко второй категории препятствий, как мы уже упоминали, относится отсутствие необходимых для эффективного управления условий. На этот счет интересна позиция Е. Смирновой, которая отмечает, что большинство специалистов, работающих с молодыми компаниями, обращают внимание на отсутствие у самих предпринимателей (особенно у тех, кто впервые организует свое дело) достаточного уровня компетенций и знаний, необходимых для управления бизнесом. Для решения этой проблемы предлагается возложить обучение предпринимателей на образовательные институты. Основными препятствиями, ограничивающими предпринимательскую деятельность, являются: дефекты правовой системы, форс-мажорные обстоятельства, наличие конкурирующих с управлением механизмов, отсутствие необходимых для эффективного управления условий. Исходя из этого, правовые процессы, реализуемые в законодательстве РФ, в частности в регулировании предпринимательства, необходимо проводить взвешенно, изучив предварительно потенциальную эффективность и способность новых нормативно-правовых актов, не допуская простого, механического переноса норм, действующих в развитых государствах в систему российского законодательства, поскольку в противном случае они не будут иметь положительного эффекта.Как показывает международный опыт, важной составляющей конкурентоспособности национальной экономики является предпринимательство. Характерной тенденцией современного развития является рост роли внутреннего предпринимательства, то есть создание гибрида крупной и малой фирмы. Ученые-экономисты дают следующее определение внутреннего предпринимательства: "Это развитие в крупной организации внутренних рынков и относительно небольших и независимых подразделений".В условиях рыночной трансформации экономики России, развитие предпринимательства является основой экономического и социального развития, решения социальных проблем, преодоления бедности и обеспечения высокого уровня жизни граждан. Основными тенденциями развития предпринимательства в России являются:- территориальное распространение предпринимательства, рост юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,- сращивание капитала отечественных и зарубежных предпринимателей,- интенсивное развитие коммерческого предпринимательства при незначительном развитии производственного предпринимательства,- расширение сферы услуг (консультативные, юридические, страховые, транспортные, туристические, гостиничные, охранные и др.)Сейчас перед отечественным предпринимательством стоят такие важные задачи, как расширение структуры предложений на внутреннем рынке товаров и услуг, создание эффективной конкурентной среды, стимулирование инновационного развития, возрождение предпринимательской инициативы населения, создание дополнительных рабочих мест и повышение гибкости занятости, укрепление региональной экономики.При этом неотъемлемой составляющей современного предпринимательства является малый и средний бизнес. Однако по сравнению с развитыми странами уровень предпринимательской деятельности недостаточен и требует существенного улучшения. Потенциал предпринимательства не может реализоваться в полной мере из-за неблагоприятной экономической и правовой среды по ведению предпринимательской деятельности.Одним из основных тормозящих факторов развития предпринимательства есть недостаточность у предпринимателей средств для развития собственного дела и высокие процентные ставки за пользование банковскими кредитами. Нерезультативными оказались региональные программы поддержки малого бизнеса. Не отвечает современным требованиям инфраструктура, характеризующаяся неравномерным расположением и функции которой сводятся к обслуживанию предпринимательской деятельности. Нуждается в активизации участие общественности в принятии управленческих решений по улучшению бизнес-среды. Целенаправленная государственная политика нуждается в развитии государственно-частного партнерства в России.Таким образом, для борьбы с теневой экономикой необходимо создавать условия, при которых предпринимателю будет комфортно эффективно осуществлять свою деятельность на легальных основаниях (снижение налогов, предоставление льгот и субсидий и т. п.). Кроме того, теневая экономика тесно связана с коррупцией (подкупы должностных лиц для вовлечения их в противозаконную деятельность, использование подкупленных лиц для установления контроля над предприятиями, в том числе государственными и т. п.). Следовательно, меры, направленные на борьбу с коррупцией, будут эффективны и против теневой экономики.Необходимо доработать правовую основу регулирования предпринимательской деятельности в РФ путем установления правовых основ для поддержки субъектов микро- и малого предпринимательства по реализации стартап-проектов, регулирование остановки предпринимательской деятельности по инициативе предпринимателя, государственное регулирование предпринимательской деятельности посредством внедрения дополнительных принципов такого регулирования и отдельных аспектов государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Хасанова А.И. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 108 - 117. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12195 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12195



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.