'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 16

Просмотры  44 просмотров

Григоров А.А.

  


ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ *

  


Аннотация:
в статье автором предлагается применение технологии искусственного интеллекта при использовании справочных правовых систем, на основе анализа научного материала, выявлены основные направления использования искусственного интеллекта в юриспруденции, обосновывается плюсы и минусы для использования технологии искусственного интеллекта в данной сфере. Автором предпринята попытка соотнести возможности СПС с основными направлениями использования искусственного интеллекта в сфере юриспруденции, и делаются выводы целесообразности и обоснованности совместного использования данных информационных технологий.   

Ключевые слова:
искусственный интеллект, справочные правовые системы, информационные технологии, юридическая аналитика, подбор судебной практики   


DOI 10.24412/2712-8849-2024-170-68-77 

Информационные технологии стремительно врываются практически во все сферы жизнедеятельности общества. Сфера юриспруденции так же не стала исключением. Справочные правовые системы (далее - СПС) являются одним из наиболее ранних проявлений вливания IT технологий в сферу юриспруденции. Если лет 35-50 назад, практикующим юристам приходилось создавать подшивки действующего законодательства и самостоятельно отслеживать внесенные изменения, то в настоящее время, благодаря новым компьютерным технологиям, все актуальное и архивное законодательство содержится в одной СПС.На законодательном уровне отсутствует правовое определение СПС. В юридической науке, напротив, предлагается множество различных определений справочных правовых систем.Компьютерная справочная правовая система (СПС) – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие пользователю производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов и выводить их на бумажные носители [6. с. 16]. Справочно-правовые системы (СПС) – разновидность документальных информационно-поисковых систем, предназначенная для правового обеспечения деятельности специалистов [8].Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, направленных на информационное сопровождение работы юристов и специалистов смежных профессий: содержат нормативные правовые акты, судебную практику, постатейные комментарии, профессиональные юридические журналы и прочую профессиональную юридическую литературу и обеспечивают некоторый уровень связности этих элементов через механизмы перекрёстных ссылок, истории версий и поиска [5.].На наш взгляд справочную правовую систему можно определить как совокупность систематизированных и регулярно обновляющихся компьютерных баз данных включающих в себя законодательство РФ, судебную практику РФ, практику органов власти и управления, актуальные научные публикации по правовым вопросам и юридические консультации, позволяющих за короткий промежуток времени найти необходимый нормативный акт или иной правовой документ, по интересующей проблеме.В любой справочной правовой системе имеются несколько вариантов поиска необходимой информации: по реквизитам документа, по ситуации, по ключевому слову (поиск в одну строку как в поисковых системах сети «ИНТЕРНЕТ»). Кроме того, СПС позволяет отфильтровать найденную информацию, и найти из огромного массива информации необходимые документы (например, подобрать интересующую судебную практику по схожим делам, на которую можно ориентироваться). В справочной правовой системе присутствуют словари терминов, благодаря которым можно без труда найти нормы дефиниции, содержащие нормативное определение того или иного термина. Помимо этого, в справочной правовой системе представлены регулярные обзоры изменений действующего законодательства, позволяющие отслеживать все актуальные изменения в законодательстве.Можно бесконечно долго говорить об удобстве использования справочных правовых систем. Более сложным, а потому интересным является процесс выявления недостатков в работе СПС, и, как следствие, предложение пути по их устранению. Одним из самых сложных и трудоемких процессов в работе юриста – это подборка судебной практики при возникновении сложной правовой проблемы или при подготовки к судебному процессу. Разработчики СПС придумываю различные способы, чтобы облегчить данный процесс. К их числу относится установление ссылок от конкретных статей нормативного правового акта и переадресация их на конкретные положения судебного акта, в котором применяется данная статья, краткое описание сути возникшей правовой проблемы и способ ее разрешения в заголовке судебного акта, набор наиболее важных ключевых слов в заголовке судебного акта, включение судебных актов в энциклопедии ситуаций или систему поиск по ситуации, систематизация судебной практики по каким то ключевым признакам или блокам и многое другое. Но, не смотря на всевозможные способы упрощения изучения и подбора судебной практики, данный процесс является очень трудоемким и требует большого количества времени на ее изучение.Какие же существуют варианты для решения данной проблемы. На наш взгляд представляется вполне оправданным для разрешения этой, а возможно и иных проблем, возникающих в работе СПС, это применение технологии Искусственного интеллекта.На законодательном уровне под «искусственным интеллектом» понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений [1.],Искусственный интеллект: моделируемая (искусственно воспроизводимая) интеллектуальная деятельность мышления человека [2.]. Стратегией определены цели развития искусственного интеллекта. К их числу относится: обеспечение роста благосостояния и качества жизни ее населения, обеспечение национальной безопасности и правопорядка, достижение устойчивой конкурентоспособности российской экономики, в том числе лидирующих позиций в мире в области искусственного интеллекта.Технологии искусственного интеллекта планируется применять в различных отраслях экономики и социальной сфере. На сегодняшний момент искусственный интеллект применяется в банковской сфере (например, процесс скорринга при выдаче кредитовании), медицине (например, определение болезни и постановка предварительного диагноза по фотографии пациента, использование искусственного интеллекта в различных медицинских программах и приложениях: Watson от IBM, DeepMind Healthot Google, Face2Gene от FDNA и др.), при оказании государственных услуг и управлении (использование цифрового помощника на сайте гос. услуги), образование (например, осуществление прокторинга - контроль за учащимися во время сдачи экзамена), в сфере промышленности (например, выполнении функции организатора при работе конкретной линии), в сельском хозяйстве (например, использование искусственного интеллекта для обнаружения и удаления на полях сорняков, выявления заболеваний культур, распознавания вредных насекомых, экономного распределения на площадях пестицидов и удобрений в необходимых количествах), в сфере дорожного движения (например, оснащение логистической сферы для оптимальной разгрузки дорог и улиц от пробок: отслеживание светофоров, погодных условий, плотность автомобильного потока, количество и местоположение ДТП), в бытовой сфере (технология «умный дом» позволяет голосом управлять в доме, включать и выключать свет, электрические приборы, определить и установить комфортную температуру) и др.На эмпирическом уровне справедливо отмечается, что системы Искусственного интеллекта могут выступать не только как объект регулирования, но и, зачастую одновременно, как потенциальный инструмент применения и/или обеспечения соблюдения регулирования [9.]. Помимо того, искусственный интеллект используется в браузерах (например, помощник Алиса в браузере Яндекс), в навигаторах (например, электронный помощник в навигаторах, при поиске и выборе оптимального маршрута или голосовой помощник, сопровождающий голосом маршрут следования и предупреждающий о камерах, отслеживающих скорость движения, разметку), различных приложениях мобильных телефонов (смартфонах) и т.д.Как указывалось выше, по нашему мнению, использование встроенного искусственного интеллекта в справочную правовую систему значительно экономить время при подборке и сортировке судебной практики, быстрый поиск нормативных актов и научных статей для наиболее оптимального разрешения возникшей ситуации. В данном случае предполагается, что встроенный искусственный интеллект должен вести себя так же цифровой помощник робот «Максим» на сайте «Госуслуги.ру», который не только помогает сориентироваться и найти ссылку на сайте для оперативного решения возникшей ситуации, но и получить оперативно нужную информацию (например, информацию о штрафах ГИБДД, информацию о начисленных и уплаченных налогах, информацию о формах бланков для совершения юридически значимого действия и т.д.). Помимо того, по нашему мнению, внедрение искусственного интеллекта в справочную правовую систему существенно упростит работу в справочных правовых системах для людей, у которых отсутствуют навыки работы с СПС. Так, рядом появится «цифровой помощник – консультант» которого можно будет при помощи голосового сообщения или путем набора текста, задать фактически любой вопрос о поиске того или иного нормативного правового акта, либо вопрос о подборке нормативного материала при решении какой-либо конкретной правовой ситуации. Учитывая, что искусственный интеллект может быстро самообучаться, вполне можно спрогнозировать, что подборка нормативного материала по той или иной правовой ситуации, будет достаточной полной и актуальной.Однако, можно предположить, что в данном случае искусственный интеллект может и не справиться с некоторыми из поставленных задач. В этом случае результат подбора нормативного материала все равно придется проверять перед принятием соответствующего решения. Относительно использования искусственного интеллекта в юриспруденции существуют две диаметрально противоположные точки зрения. Сторонники первой точки зрения сводятся к тому, что учитывая возможность самообучения, со временем искусственный интеллект сможет частично заменить человека, или оказать ему существенную помощь в юриспруденции, отмечая позитивную роль искусственного интеллекта в сфере юриспруденции [3. с.50]. Сторонники второй точки зрения, которая преимущественно присутствует на юридических форумах в сети интернет, придерживаются позиции, что юриспруденция – это творческая сфера деятельности, требующая при решении сложных ситуаций, помимо базовых знаний применения таких качеств, как «творческий характер», «креативность», «индивидуальный подход к решению проблемы». Данные качества не присущи искусственному интеллекту, в связи с чем он может быть «бесполезен» или оказать «отрицательное воздействие» при решении тех или иных задач в юриспруденции.В юриспруденции применительно к способностям искусственного интеллекта в сфере юриспруденции справедливо указывается, что искусственный интеллект эффективно осуществляет поиск информации по обстоятельствам дела, поиск прецедентов, автоматизировать форм документов, выполнять юридическую аналитику [7]. Все указанные выше сведения (данные) юристы в настоящее время получают из объема информации, содержащегося в справочных правовых системах. В этой связи использование технологии искусственного интеллекта в справочных правовых системах, где содержится огромный поток юридической информации, на наш взгляд существенно упростит и оптимизирует работу юриста при выполнении возникающих конкретных правовых задач. При этом в настоящее время весь объем правовой информации справочных правовых систем содержится на серверах и представлен в сети интернет. Так, поскольку объем СПС постоянно растет, в настоящее время компании разработчики СПС предлагают пользователям, в качестве альтернативы, вместо стандартной схемы установки СПС на жесткий диск компьютера и еженедельного обновления, предоставления логина и пароля пользователя для использования СПС через сеть интернет. При этом архитектура и сам программный комплекс, содержащий все функции СПС, представленный в сети интернет, является идентичным справочной правовой системе, установленной на жестком диске компьютера. При таких обстоятельствах, использование технологии искусственного интеллекта в рамках справочных правовых систем с предоставлением полного объема информации в сети интернет, на наш взгляд будет способствовать: более быстрому и эффективному поиску правовой информации и подбору судебной практики по возникающей проблеме, подборке оптимальных юридических документов (форм документов) под конкретную правовую ситуацию, осуществлению юридической аналитики, т.е. подборку наиболее важной юридической информации из всего объема правовой информации, для решения возникшей правовой проблемы. При отсутствии необходимой правовой информации в СПС Искусственному интеллекту можно предоставить возможность «черпать» информацию из сети всевозможных источников Интернет. Поскольку информационные ресурсы сети Интернет очень обширны, для решения даже самых сложных и «неординарных» юридических проблем, он сможет предложить те или иные варианты решения. Однако, в данном случае, существует и «обратная сторона медали». Так если включенная в СПС правовая информация и документы проходят строгий входной контроль со стороны разработчика, то не какого правового контроля у правовой информации, размещенной в сети Интернет, нет. В этой связи полученную на прямую из иных источников в сети Интернет информацию необходимо будет тщательно изучать и дополнительно анализировать на ее актуальность, соответствие действующему законодательству и возможность применения ее на практике.Однако, несмотря на это, в совокупности использование искусственного интеллекта в работе справочных правовых систем, с предоставлением возможности, в случае отсутствия информации, возможности получить ее из иных источников в сети Интернет, на наш взгляд, существенно облегчит работу юристов и будет способствовать дальнейшей интеграции цифровых технологий в сферу юриспруденции.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Григоров А.А. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СПРАВОЧНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 68 - 77. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12189 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12189



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.