'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 15

Просмотры  57 просмотров

Грачева Е.Н.

  


ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК ИНСТИТУТ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается деятельность органов опеки и попечительства, их полномочия и поставленные перед ними задачи. Особое внимание уделено правозащитным функциям органов опеки и попечительства.   

Ключевые слова:
опека, попечительство, институт опеки, институт попечительства, органы опеки, полномочия, задачи, права   


В современном обществе органы опеки и попечительства направляют свою деятельность на защиту прав и законных интересов граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в надзоре или попечительстве. Органы опеки и попечительства играют важную роль в профилактике дезадаптации несовершеннолетних граждан, которые трудно приспособляются к сложным социальным условиям [1].Вместе с комиссиями по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних в органах внутренних дел, учебными заведениями, центрами социальной помощи семье и детям, общественными организациями и другими учреждениями, они работают над предотвращением дезадаптации и помогают молодежи адаптироваться к сложным социальным условиям [2].Опека и попечительство существовали уже многие века и имели свои корни в римском праве. В России Петр I придал опеке и попечительству публичное значение, а затем Екатерина II организовала систему опеки на основе сословных принципов, предоставив каждому сословию свои опекунские органы.В советский период деятельность органов опеки и попечительства была регулирована законодательством о семье, где назначение опекунов и попечителей осуществлялось принудительно, без учета принципа добровольности. Только в 1969 году Кодексом об опеке и попечительстве РСФСР был провозглашен принцип добровольности назначения опекунов и попечителей над несовершеннолетними детьми [3]. Кардинальные изменения в регулировании опеки и попечительства произошли после принятия Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором были закреплены правила установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства как в отношении взрослых, так и несовершеннолетних детей. Однако нормы об опеке и попечительстве в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, были оставлены в Семейном кодексе Российской Федерации.В Российской Федерации действует Закон об опеке и попечительстве, однако этот закон не обеспечивает полной ясности и системности в механизме реализации и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Большая часть положений этого закона повторяет положения Гражданского, Жилищного и Семейного кодексов или противоречит им, а в некоторых случаях наблюдается конкуренция норм [4]. Кроме того, закон не устанавливает целостной системы органов опеки и попечительства, которая бы связывала все юридические и фактические действия, касающиеся обеспечения и защиты прав несовершеннолетних граждан, с учетом сложности отношений, регулируемых ГК РФ, СК РФ, Жилищным кодексом РФ, и разнообразия форм устройства несовершеннолетних детей.Закон закрепил двойную модель органов опеки и попечительства. С одной стороны, органы опеки и попечительства сохраняются как публичный элемент в механизме осуществления и защиты прав несовершеннолетних детей, а также как инструмент публичного формирования этого механизма (устройства несовершеннолетних детей) и контроля за выполнением своих полномочий законными представителями несовершеннолетних детей. С другой стороны, деятельность органов опеки и попечительства сведена к услуговой модели, где они обеспечивают предоставление подопечным соответствующих услуг в области реализации и защиты их прав. Например, закон устанавливает право опекунов и попечителей на получение вознаграждения за счет доходов от имущества детей, предоставляемого им в пользование в их интересах (ст. 16) на основании договора, заключаемого между органом опеки и попечительства и опекуном (попечителем).На наш взгляд, для проведения реформирования органов опеки и попечительства необходимо создать законодательную базу, которая бы соответствовала современным условиям жизни и учитывала потребности семьи и детей, а также угрозы их правам и интересам. Кроме того, при формировании такой базы следует учесть опыт других стран в данной области.Деятельность органов опеки и попечительства, которые играют важную роль в защите прав несовершеннолетних, в основном регулируется федеральным законодательством. Это позволяет предположить, что она не должна сводиться исключительно к работе органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления, в основном состоящих из педагогических специалистов. К тому же, органы опеки и попечительства постоянно меняют свою принадлежность между отраслями образования и социальной защиты.Органы опеки и попечительства играют важную роль в обеспечении и защите прав и законных интересов несовершеннолетних в гражданских, семейных и жилищных отношениях. Они также участвуют в определении условий устройства и воспитания несовершеннолетних, находящихся в трудной ситуации и лишенных попечения родителей. Кроме того, они осуществляют контроль над исполнением обязанностей и полномочий законных представителей несовершеннолетних. Все сделки, связанные с отчуждением имущества несовершеннолетних детей, могут быть совершены только с разрешения органов опеки.Законодательство требует, чтобы органы опеки и попечительства обязательно участвовали в процессе осуществления сделок с несовершеннолетними. Введение этих норм связано с неполной дееспособностью детей, уровень которой меняется в зависимости от их возраста. Органы опеки и попечительства играют роль контрольного звена в определении законности сделок с имуществом ребенка и их допустимости.Однако статус органов опеки и попечительства является двойственным. Эти органы являются органами публичной власти, которые реализуют частные права несовершеннолетних детей. Поэтому регулирование их деятельности и само их функционирование имеют частно-публичную природу, вмешательство в частные отношения граждан оправдано необходимостью защиты их прав и законных интересов [4].Итак, органы опеки и попечительства являются составной частью ранее упомянутого правового механизма. Этот механизм комплексный, включающий как имущественные, так и неимущественные отношения. Среди них можно назвать гражданские, семейные и жилищные отношения. Однако вопросы регулирования этих отношений относятся либо к исключительному ведению РФ (гражданское законодательство), либо к совместному ведению РФ и ее субъектов (семейное, жилищное законодательство). Поэтому должны быть разработаны: адекватная самому правовому механизму система органов опеки и попечительства для обеспечения и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей и правила их функционирования.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Грачева Е.Н. ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК ИНСТИТУТ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 63 - 67. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12188 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12188



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.