'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 12

Просмотры  28 просмотров

Федорова А.Э.

  


МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ *

  


Аннотация:
в статье даны определения понятию «молодежь». Освещены основные задачи и направления молодежной политики на промышленном предприятии. Предложен дополнительный инструмент в молодежную политику – создание «Совета молодежи» на предприятии.   

Ключевые слова:
молодежь, молодежная политика, кадровая политика, молодые специалисты, управление персоналом, совет молодежи   


В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст.Эффективная молодежная политика на предприятии – одна из важнейших составляющих кадровой политики промышленного предприятия в целом. Именно молодежная политика, ее цели и задачи, а также формы и методы реализации определяют развитие предприятия в будущем, обеспечение рабочей силой его инновационных программ в преддверии социально-демографического кризиса и в конечном итоге – выживание самого предприятия в условиях рынка, когда специальности, необходимые промышленным предприятиям, не становятся престижными для современной молодежи [1].Прежде чем определить особенности молодежи, работающей на промышленном предприятии, необходимо рассмотреть существующие в научной литературе подходы к определению понятия «молодежь». Уральский социолог профессор Ю.Р. Вишневский отмечает, что понятие «молодежь» многомерно. Молодежь – это и общность, определенная социально-демографическая группа, и социальный институт, молодежное движение (организация и функционирование молодого поколения, его отношения с другими поколениями, характер, формы и тенденции развития молодежного движения), и специфический образ жизни, система ценностей, установок и норм поведения, стиль жизни, мироощущение, мировоззрение (специфическая молодежная культура) [2, с. 12]. Он выделяет основные аспекты анализа: - специфика молодежи как социально-демографической группы, ее возрастные границы и социальный статус, - характер и факторы социализации молодежи, - особенности молодежной культуры,- молодежь как целостное поколение и особенности социальной жизни молодежи различных групп, регионов, стран, - социодинамика поколений, механизмы преемственности поколений и их роль в социальном обновлении общества, - формы, уровни и механизмы участия молодежи в различных сферах социальной жизни, - включенность молодежи в функционирование различных социальных институтов, - динамика ценностных ориентаций и установок, интересов и мотивов молодых людей, - возрастной символизм – образы молодежи в массовом общественном сознании, обряды, ритуалы, традиции, с которыми общество связывает переход человека от одного возрастного этапа к другому [2, с. 13].Молодёжь характеризуется общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Одно из первых определений понятия молодёжи было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет» [2, с. 36]. Ю.Р. Вишневский отмечает характерную особенность социального статуса молодежи – ее подчиненность, несамостоятельность, маргинальность, потребность в перспективе [2, с. 36–38]. Позднее более полное определение было дано И.С. Коном. По его мнению, молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации [6].Таким образом, «молодежь – особая социально-демографическая группа, находящаяся в определенных возрастных границах, которая переживает период становления социальной зрелости и обладает определенным социальным статусом, который обуславливается состоянием социально-экономического развития общества» [3, с. 72]. На законодательном уровне «молодежь» – социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации [7].Все определения понятия «молодежь», сформулированные в современной научной литературе, так или иначе, отражают биологические, нравственно-психологические либо социально-общественные особенности человека указанных возрастных групп. Действительно, молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. В своей статье мы будем исходить из определения молодежи как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения на предприятии, в возрасте до 35 лет включительно, имеющее специфические социальные, психологические и возрастные особенности.Какой же должна быть молодежная политика на предприятии? Молодежная политика на предприятии – это система подходов, последовательных действий, направленных на достижение целей и решение задач, связанных с поддержкой работающей молодежи, ее профессиональным развитием и решением социальных проблем [1]. Задачами молодежной политики на промышленных предприятиях являются: - создание правовых, социально-экономических условий для реализации молодыми работниками своего профессионального потенциала, социального становления, самореализации и участия молодежи в общественной и профессиональной деятельности, - профессиональное воспитание и образование молодежи, адаптация работающей молодежи на производстве, создание условий для полноценной профессиональной самореализации,- обеспечение карьерного роста молодых работников, способствующего повышению их социально-имущественного статуса, решение жилищных проблем, - реализация общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных организаций, - реализация инновационного потенциала молодежи в интересах развития производства, профессионального и личностного развития молодежи, - содействие культурному, духовному и физическому развитию молодежи в процессе трудовой деятельности [1]. Приоритетными направлениями молодежной политики на предприятиях, как правило, являются: - адаптация и закрепление молодежи, создание системы молодежи, - обучение, повышение квалификации и переквалификация молодых работников в соответствии с задачами развития предприятия,- выдвижение молодых, инициативных и высококвалифицированных работников в резерв руководящих кадров,- привлечение молодежи к рационализаторской и изобретательской деятельности, - обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни молодежи [1].Как элемент, входящий в молодежную политику предприятия, мы предлагаем создание такого молодежного объединения, как Совет молодежи (далее – СМ). В состав которого будет входить молодежь, то есть молодые работники до 35 лет. Для ее реализации необходимо разработать (с учетом специфики производства) и согласовать Положение «О Совете молодежи» (далее – Положение) на руководящим уровне предприятия. Утвердить локально нормативным документом.Положение определяет статус Совета молодежи в системе управления персоналом и является частью кадровой политики предприятия. Совет молодежи – молодежная общественная структура предприятия, деятельность которой направлена на развитие активности, науку, творчества и инициативы среди молодых работников, повышение производственно-экономических показателей их работы, вовлечение в общественную и социально-значимую деятельность предприятия. На наш взгляд, в Положении необходимо прописать следующие пункты: 1. Цели и задачи СМ.2. Организация деятельности.3. Структура и формирование СМ.4. Основные направления деятельности и приоритеты СМ.5. Обязанности СМ.6. Права СМ.7. Ответственность.8. Поощрение членов СМ.Таким образом, для эффективной деятельности промышленного предприятия, для привлечения и удержания молодежи, необходимо разрабатывать и реализовывать молодежную политику. Так как молодежь является важным трудовым ресурсом любого предприятия. Создание и работа Совета молодежи будет являться инструментом кадровой и молодежной политики, нацеленная на управление процессом адаптации принятых молодых сотрудников, развитие творческой активности, ориентированность на здоровый образ жизни, управление карьерным ростом и эффективное удержание молодежи на предприятии.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Федорова А.Э. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 50 - 56. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12185 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12185



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.