'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (70) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  100 просмотров

Киласова Д.М.

  


РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «СОХРАНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛЮДЕЙ» *

  


Аннотация:
рассмотрены результаты реализации государственной программы «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», выявлены риски недостижения целей. Актуальность социальных программ обусловлена направленностью на человека и общество, права и свободы которого, согласно Конституции РФ, являются высшей ценностью, а контроль за их соблюдением и защитой - прерогативой государства. Россия является социальным государством, что подразумевает создание определенных условий для населения, которые должны обеспечивать всем гражданам достойную жизнь.   

Ключевые слова:
государственные программы, расходы, федеральный бюджет, здоровье   


Социально-экономическое развитие Российской Федерации в современных реалиях происходит в условиях давления санкций и негативных изменений внешнеэкономической конъюнктуры, что снижает и экономическую безопасность страны, и ее финансовую устойчивость. Применение программно-целевого подхода к планированию является важной тенденцией в области стабильного развития государственного управления. В России внедрение государственных программ в качестве стратегического инструмента планирования рассматривается как ключевой элемент управления с ориентацией на достижение результатов.При проведении данного исследования были использованы работы как отечественных, так и зарубежных авторов, которые касались вопросов реализации и оценки эффективности государственных программ.Теоретическая и методологическая основа исследования включает в себя публикации этих авторов, а также материалы, доступные в периодической печати и в Интернете. Данные прочтения и исследования позволили установить лучшие практики и принципы, а также различные методы и подходы к оценке эффективности государственных программ.Данное исследование является междисциплинарным и содержит дисциплины правового направления, экономического, проектной деятельности и стратегического управления.При написании работы использованы следующие методы исследования:- структурный – предполагает изучение элементов проектно-целевого метода как единой системы и иерархической структуры, состоящей в том числе из государственных программ,- функциональный – изучение различных функции правовых и социальных систем государственных программ, их взаимодействие и эффективность, что позволяет понять, как изучаемые элементы удовлетворяют социальным и экономическим потребностям общества, - сравнительный – проводится анализ применяемых практик в историческом контексте и различных государствах, сопоставление конкретных примеров рассматриваемых проблем в отдельных странах, - системный – позволяет разложить и изучить сложные явления программно-целевого метода как компонента единой системы, применяется для изучения взаимодействующих элементов, в частности государственных программ,- расчетно-аналитический – представлены расчеты с комментарием достигнутых результатов, которые отображаются в виде таблиц и рисунков в выпускной квалификационной работе, завершая результаты расчетов выводами,- анализ – применяется для подробной проработки проблемы путем деталировки проблемы, предмета или описываемого явления на атрибуты или характеристики, чтобы изучить его более конкретно. Выявлены особенности реализации государственной программы, проведен анализ финансового обеспечения и оценена результативность данной государственной программы,- синтез – состоит в объединении отдельных элементов-свойств, признаков - в единое целое, то есть рассмотрены ресурсы госпрограммы, результаты работы, итоги мониторинга и другие параметры для подготовки предложений по повышению эффективности государственной программы. Кроме того, следует выделить следующие методических подходы, примененные в данной работе.Прежде всего формально-догматический метод в юриспруденции, который содержит характеристику нормативно-правовой базы исследования, включающую особенности правовой основы исследования. Указываются основные нормативные правовые акты советского и действующего российского права, а также зарубежные нормативные документы. Дается их краткая характеристика с указанием положительных и отрицательных сторон реализации, финансовый аспект и эффективность. А также применяется методы статистики и экономического анализа в целях выявления закономерностей в собранных данных, для преобразования их в числовую форму (процентов, баллов, метрических или условных единиц), описывающие статистические и экономические факторы, которые влияют на выбранную сферу деятельности.В бюджетном цикле 2022-2024 гг. введена новая конструкция программных расходов федерального бюджета, включающая реконструкцию систем целеполагания и показателей оценки реализации государственных программ, обновление классификации государственных программ, переориентацию государственных программ на основе проектных принципов, консолидацию источников финансирования государственных программ. [1,3]Одна из целей нового указа о национальном развитии России - «сохранение населения, здоровье и благополучие людей», достичь ее будет крайне сложно. Дело в том, что, во-первых, эта формулировка очень размытая, а во-вторых, результат зависит от совокупности слишком многих разноплановых факторов.Например, «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет». Такого результата очень сложно достичь, потому что для этого нужны благоприятная окружающая среда, а именно чистый воздух, вода, почва, налаженная система здравоохранения, достаточный уровень доходов каждого человека и совокупность многих других факторов, чтобы продолжительность жизни выросла, необходимо предпринять ряд мер в различных сферах. А есть еще и внештатные ситуации, такие как, например, пандемия, которая унесла жизни многих людей. Кроме того, если молодой здоровый человек переболел коронавирусом и у него повреждено 30 процентов легких, то он уже проживет меньше, чем мог бы. В рамках этой цели Президент РФ обозначил задачу «снизить уровень бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года». Для этого нужно повысить пенсии и увеличить минимальный размер оплаты труда. В период пандемии Правительством РФ предприняты меры финансовой поддержки граждан. Появились повышенные пособия на детей и по безработице. Нужно продолжать двигаться в этом направлении.Судя по тому, что предыдущий подобный план был выполнен лишь частично, маловероятно, что через десять лет мы достигнем этой цели. Мне кажется, прежде чем ставить такие амбициозные задачи, надо сначала исправить прошлые ошибки. Счетная палата РФ увидела риск недостижения цели по продолжительности жизни, так как считает, что к 2030 году она будет на 2–3 года ниже плана.Увеличить ожидаемую продолжительность жизни в России до 78 лет к 2030 году может быть проблематично. На это влияют последствия пандемии и геополитическая ситуация.Реализация госпрограммы «Развитие здравоохранения» в 2021 году свидетельствует о «невысоком уровне реалистичности» достижения ряда целей и задач в сфере демографии, а напряженная геополитическая ситуация 2022 года усугубляет риски. Это следует из отправленного в Госдуму заключения Счетной палаты на проект федерального бюджета.Наибольшие риски аудиторы видят в плане достижения показателя «ожидаемая продолжительность жизни (при рождении)»: специалисты отметили, что замедление темпов его роста уже служит главным вызовом для здравоохранения в России. В этих обстоятельствах целевые значения указанного показателя на 2022 и 2023 годы были уменьшены.Ожидаемая продолжительность жизни действительно не будет расти запланированными темпами по различным причинам. К 2030 году, показатель может составить 75–76 лет при целевом уровне 78 лет. По итогам допандемийного 2019-го продолжительность жизни в стране оценивалась в 73,3 года.В 2021 году ряд целей госпрограммы по здравоохранению не были достигнуты, констатируют в Счетной палате РФ. Так, смертность населения по всем причинам (в расчете на 1 тыс. человек) составила 16,7 вместо запланированных 14,2, а смертность от болезней системы кровообращения (в расчете на 100 тыс. населения) достигла 640,3 при целевом значении 600 человек. Недостижение последнего показателя фиксируется на протяжении последних трех лет, говорится в заключении.Кроме того, систематически снижается доля граждан, ведущих здоровый образ жизни (рассчитывается Росстатом по итогам выборочного наблюдения состояния здорового населения). Если в 2019-м она была на уровне 12%, то к 2021 году снизилась до 7,3%. Это указывает на риск, что цель 14,3% не будет достигнута в 2030-м, отметили аудиторы Счетной палаты РФ. В сентябре Минздрав России направил в Минэкономразвития РФ (отвечает за оценку эффективности госпрограмм) запрос о внесении изменений в эти целевые значения.Значительные риски отмечаются и по показателю «ожидаемая продолжительность жизни», который служит индикатором исполнения не только госпрограммы, но и национальных целей развития России, следует из отчета Счетной палаты РФ. По плану правительства РФ, в прошлом году ожидаемая продолжительность жизни в России должна была увеличиться до 71,69 года, а фактически сократилась до 70,06 года (основной причиной стала избыточная смертность во время пандемии COVID-19). Именно эта проблема сейчас считается ключевой для российского здравоохранения.В законе на 2023 год предусматривается увеличение бюджетных ассигнований (открытая часть) по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи на 1 сентября 2022 года по 3 направлениям. Наибольшее увеличение расходов предусматривается по направлению «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» - на 212,3 млрд. рублей, или на 4,9 %.[4]Таким образом, в рамках перенастройки государственных программ потребуется доработка механизма реализации государственных программ, федеральных проектов в части обеспечения согласования инвестиционных и текущих расходов, а также налоговых расходов, согласованности показателей объемов финансового обеспечения в разрезе структурных элементов государственных программ, оценки эффективности нового формата государственных программ в рамках достижения стратегических инициатив.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (70) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Киласова Д.М. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «СОХРАНЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛЮДЕЙ» // Вестник науки №1 (70) том 1. С. 26 - 32. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12179 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12179



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.