'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 89

Просмотры  36 просмотров

Катынова Т.А.

  


ЭФФЕКТИВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЙ БИЗНЕС *

  


Аннотация:
важными направлениями развития малого бизнеса являются повышение инвестиционной привлекательности и реализация стратегий привлечения инвестиционных потоков. В статье рассмотрены стратегии и тактики привлечения инвестиций малым бизнесом. Рассмотрены цели и типы инвестиций в зависимости от фазы реализации проекта. Отмечается, что стратегия привлечения инвестиций в малый бизнес напрямую зависит от готовности его учредителей принять инвестора в качестве одного из полноправных участников процесса менеджмента компании. Рассмотрены виды привлечения инвестиций в зависимости от того, какую позицию в отношении бизнеса займет инвестор после вложения средств. Выработаны принципы разработки стратегии для привлечения инвестиций в малый бизнес. Описаны различные источники инвестиционных средств   

Ключевые слова:
инвестиции, инвестиционная стратегия, краудфандинг, бизнес-ангел, малый бизнес   


DOI 10.24412/2712-8849-2023-1269-586-598

УДК 33

Катынова Т.А.

специалитет: экономист-менеджер

по специальности «Антикризисное управление»

ИП Катынова Толунай.

Основатель платформы Aimost

(г. Москва, Россия)

 

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЙ БИЗНЕС

 

Аннотация: важными направлениями развития малого бизнеса являются повышение инвестиционной привлекательности и реализация стратегий привлечения инвестиционных потоков. В статье рассмотрены стратегии и тактики привлечения инвестиций малым бизнесом. Рассмотрены цели и типы инвестиций в зависимости от фазы реализации проекта.  Отмечается, что стратегия привлечения инвестиций в малый бизнес напрямую зависит от готовности его учредителей принять инвестора в качестве одного из полноправных участников процесса менеджмента компании. Рассмотрены виды привлечения инвестиций в зависимости от того, какую позицию в отношении бизнеса займет инвестор после вложения средств. Выработаны принципы разработки стратегии для привлечения инвестиций в малый бизнес. Описаны различные источники инвестиционных средств.

 

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная стратегия, краудфандинг, бизнес-ангел, малый бизнес.

 

Малые предприятия в любой стране мира выступают важнейшим фактором развития социально-экономической системы. Особую роль небольшие предприятия играют в макроэкономической динамике стран с развивающейся экономикой или стран, находящихся на этапе перехода к рыночной экономической модели. Функционирование малых предприятий обеспечивает формирование среднего класса населения – базиса экономической и общественно-политической стабильности общества [6, c. 2].

При этом малый бизнес больше всего подвержен негативному влиянию экономических кризисов, является наименее стабильным и характеризуется самыми низкими параметрами «выживаемости» в сопоставлении со средними и крупными предприятиями. В данной связи особенно актуальными нам представляются вопросы поддержки функционирования, стимулирования и развития малого бизнеса. Можно сказать, что современная наука накопила множество сведений о повышении результативности деятельности малых предприятий, но далеко не все передовые разработки используются отечественными предпринимателями [10, c. 264].

Особенно важным направлением развития малого бизнеса выступает повышение инвестиционной привлекательности и реализация стратегий привлечения инвестиционных потоков. На современном этапе управление инвестиционной привлекательностью субъектов малого предпринимательства обретает особую важность, что обусловлено текущими реалиями развития российской экономики – негативными последствиями экономических и политических санкций, разрывом производственных и сбытовых цепочек, сокращением числа доступных финансовых инструментов. В России наблюдается ощутимый отток финансового капитала и прекращение поступлений прямых и портфельных иностранных инвестиций [1, с. 68]. Инвестиционный климат национальной экономической системы ухудшился, и бизнес все чаще сталкивается с проблемами отсутствия финансов для развития новых направлений деятельности, масштабирования или, по крайней мере, поддержания прежнего уровня деловой активности.

С одной стороны, небольшие фирмы в текущих условиях существенно ограничены в ресурсах и возможностях выхода на новые рынки. С другой – именно сейчас малый бизнес может воспользоваться преимуществом освобождения многих ниш в структуре российского рынка [9, с. 501]. В любом случае, вне зависимости от точки зрения, неоспоримым остается тот факт, что успешность функционирования малого бизнеса напрямую обусловлена интенсивностью поступающих в его распоряжение финансовых потоков.

Рассмотрим ключевые стратегии привлечения инвестиций малым бизнесом в нашей стране, а также источники инвестиций и специфику процесса повышения инвестиционной привлекательности.

Следует учитывать, что большинство инвестиций привлекаются малым бизнесом в проектной форме (т. е. деньги нужны под реализацию конкретного проекта). Проектный режим работы одинаково выгоден как для предпринимателей, находящихся в поиске инвесторов, так и для инвесторов. Так, проект предполагает детальное описание структуры будущего бизнеса или направления, план продвижения бизнеса, поэтапную схему внедрения результатов проекта в реальную экономическую среду [9, c. 502].

Способы (стратегии и тактики) привлечения инвестиций, объем инвестиций и приоритетные источники инвестируемых средств напрямую обусловлены фазой реализация проекта (Рисунок 1):

 

Рисунок 1. Процесс инвестирования в малый бизнес

с позиции фазы реализации проекта.

Примечание: источник – собственная разработка.

 

Стратегия привлечения инвестиций в малый бизнес напрямую зависит от готовности его учредителей принять инвестора в качестве одного из полноправных участников процесса менеджмента компании. В зависимости от того, какую позицию в отношении бизнеса займет инвестор после вложения, можно выделить следующие виды привлечения инвестиций (Таблица 1):

  

Таблица 1. Виды привлечения инвестиций – классификация по критерию прав инвестора.

Примечание: источник – собственная разработка по данным [2], [5], [7]

Вид привлечения инвестиций

 

Специфика инвестирования

 

 

 

 

Долговое инвестирование

Привлечение небанковского займа малым бизнесом. Сумма возврата инвестированных средств зависит от договоренности между владельцем бизнеса и инвестором. Займ может быть взят под процент, аналогичный или близкий к целевой ставке в банковских организациях – такие займы выдаются под проекты на стадии роста или зрелости (см. Рис. 1), либо для бизнеса, основатели которого имеют обширный опыт работы в отрасли. Ставка может быть выше банковской – такие займы выдаются бизнесменам, чьи проекты находятся на стадии посева или расширения (Рис.1), либо чей бизнес классифицируется как высокорисковый. Займ может быть выдан безвозмездно или без процентов – в ситуации, когда источниками инвестиций выступают лены семьи, родственники, супруги, знакомые и т. п.

 

 

Долевое инвестирование

Инвестиции привлекаются при условии передачи доли в компании инвестору. Объем доли и иные условия займа определяются индивидуально. Инвестор, к примеру, может получить установленное количество ценных бумаг, войти в состав акционеров общества, в совет директоров и т. п. По мере роста потенциала бизнеса сокращается объем доли в компании, которую выделяют для инвестора.

 

Гибридное инвестирование

Смешанный формат, предполагающий сочетание двух вышеописанных способов инвестирования. Изначально инвестор передает финансовые средства в форме займа, но если бизнес не может вернуть этот займ и причитающиеся инвестору проценты, инвестор может автоматически получить долю в компании (вплоть до 100% – полного владения компанией).

  

Стратегия привлечения инвестиций малым бизнесом должна выстраиваться исходя из того, какой тип инвестирования будет избран. В научной литературе и в бизнес-среде распространено мнение о том, что тип инвестирования зависит от субъективной оценки перспектив бизнеса самим владельцем – если владелец уверен, что бизнес обладает потенциалом для стремительного роста, он предпочтен выбрать вариант инвестирования без передачи доли компании инвестору – в противном случае инвестор может существенно обогатиться за счет того, что капитализация его доли в компании многократно вырастет и покроет объем вложенных средств в 10, 100 или даже в 1000 раз.

Стратегия привлечения инвестиций в малый бизнес – вне зависимости от фазы проекта (Рис. 1), необходимой суммы, источника инвестиций (Таблица 3 ниже по тексту) и условий инвестирования (Таблица 1) должна исходить из следующих универсальных принципов – принципов повышения инвестиционной привлекательности компании (Таблица 2):

  

Таблица 2. Принципы разработки стратегии для привлечения инвестиций в малый бизнес.

Примечание: источник – собственная разработка по данным [9, с. 505]

Принцип

Описание

 

Принцип коммерциализации

Малый бизнес должен быть представлен инвесторам, главным образом, как способ получения прибыли. Получение дохода от вложенных средств – ключевой мотив инвестиционной деятельности (за исключением некоммерческих проектов).

 

Принцип прикладной системности

Малый бизнес должен быть представлен инвесторам в качестве системы, обладающей (1) внутренними компонентами, (2) взаимосвязями с компонентами внешней среды, следует раскрывать не только цели, ключевую идею, концепцию и миссию (все они выражаются в абстрактных терминах), но и конкретный инструментарий, методы работы, характеристики персонала и прочие конкретные элементы, объединенные в единую бизнес-систему.

 

 

Принцип баланса между объективным и субъективным

Стратегия привлечения инвестиций для малого бизнеса должна опираться как на субъективные, качественные сведения, так и на цифры, объективные показатели и тренды. Акцент на качественных показателях и словесных/иллюстративных описаниях создаст впечатление отсутствия серьезного базиса под концепцией бизнеса и бизнес-компетенций его владельцев. Упор на сухие количественные данные не способен вдохновить, заинтересовать инвестора, выделить проект среди других. Следовательно, требуется найти оптимальный баланс между субъективностью и объективностью в позиционировании бизнеса.

Принцип максимизации конкурентных преимуществ

Стратегия привлечения инвестиций подразумевает опору на конкурентные преимущества бизнеса перед аналогичными.

 

Принцип учета рисков

«Слабые» стороны (риски, негативные тенденции и проч.) бизнеса не следует прятать при взаимодействии с потенциальными инвесторами – напротив, их следует четко обозначить. Речь идет о выгодной репрезентации «слабых» сторон проекта, а также о концентрации внимания инвестора не на проблемах, а на проработанных механизмах их устранения в случае наступления.

Принцип акцента на брендинге и позиционировании

Позиционирование малого бизнеса и реализация широкой коммуникационной кампании является одним из ключевых факторов привлечения инвесторов.

 

Принцип многоканальной коммуникации

Стратегия привлечения инвестиций должна сообщаться во внешнюю среду посредством множества коммуникативных каналов – в социальных сетях, через личное общение, в контексте рекламной и маркетинговой коммуникации, в публикациях СМИ, на отраслевых мероприятиях (конференциях, семинарах, нетворкингах и проч.). Имеет смысл, кроме того, запуск нескольких параллельных механизмов привлечения инвестиционного капитала: пожертвования, участие в фондах, долевое участие, благотворительные сборы и др.

 

Безусловно, итоговый состав принципов вариативен, он зависит от сферы деятельности, отрасли, масштаба проекта и предпочтений владельца бизнеса. Отметим также и актуализацию принципа многоканальной коммуникации: в последнее время бòльшая доля коммуникаций, которые осуществляет малый бизнес, происходит в виртуальном пространстве. Особенно важно для малого бизнеса развивать социальные сети: в социальных сетях можно осуществлять мониторинг динамики развития бизнеса по параметрам притока новых подписчиков, спроса на те или иные товары, отношение клиентов к бренду и т. д. Социальные сети уже достаточно давно применяются в качестве каналов продаж в Интернете [8]. Важность социальных сетей появляется не только во взаимодействии с конечными пользователями, но и во взаимодействии с потенциальными инвесторами.

Предприниматель может установить прямой контакт с инвесторами через социальные сети. В социальных сетях малый бизнес может представить интересную информацию о компании, ее владельце и сотрудниках, показать, какую выгоду инвестор может получить от сотрудничества. Бренд в социальной сети может быть источником информации по темам, связанным с деятельностью компании.

Следует также отметить, что источник инвестиционных средств является ключевым фактором, детерминирующим стратегию привлечения инвестиций. В данной связи особенно важно представить классификацию стратегии привлечения инвестиций в малый бизнес на базисе критерия типа инвестора – источника инвестиций (Таблица 3):

 

Таблица 3. Стратегии привлечения инвестиций в малый бизнес – классификация по критерию источника инвестиций.

Примечание: источник – собственная разработка по данным [4]

Тип стратегии

Характеристика

Каналы, по которым реализуется стратегия привлечения инвестиций

Стратегия, ориентированная на друзей и знакомых

Как правило, владельцы малого бизнеса при поиске дополнительных средств в первую очередь обращаются к близкому кругу знакомых. В таком случае речь чаще всего не идет о подробном детализированном представлении инвестиционного проекта, в ряде случаев отсутствует также и юридическая фиксация факта передачи денежных средств.

Близкий круг общения, личный контакт.

Стратегия, ориентированная на бизнес-ангелов

Термин «бизнес-ангел» обозначает частного инвестора, который финансирует небольшие и средние компании на ранней стадии, в данном случае речь идет о долевом инвестировании (Таблица 1). В обмен он получает долю в компании. Стратегия привлечения инвестиций будет строиться на привлечении т. н. smart money – инвестиции от бизнес-ангела с опытом и связями в той же отрасли. Таким образом, бизнес-ангел инвестирует не только денежные средства, но и собственные компетенции и опыт. Стратегия привлечения бизнес-ангелов подразумевает проработку существующих компаний в отрасли, за рубежом практикуется также привлечение граждан пенсионного возраста, занимавших ранее руководящие посты, в качестве бизнес-ангелов.

Специализированные агентства и СМИ (к примеру, IncRussia, Firrma, Rusbase, «Российская венчурная компания»). На подобных ресурсах можно выбрать инвесторов, сделки которых затрагивают интересующую отрасль и специфику проектов. Кроме того, связаться с инвестором можно посредством социальных сетей, в рамках нетворкинга, через общих знакомых.

Стратегия, ориентированная на бизнес- инкубаторы

Бизнес-инкубаторы предлагают программы экспресс-обучения для начинающих предпринимателей, а также предоставляют возможность познакомиться с инвесторами.

 

Онлайн-акселератор «Сколково», Startup Lab, Starta Ventures Hybrid, Преакселератор ФРИИ.

Стратегия корпоративной акселерации

Внедрение малого бизнеса в состав крупной компании в виде пилотного проекта.

MTS Startup Hub, Акселератор Sber500, КРОК.

Стратегия получения гранта

Грант представляет собой безвозмездное финансирование от государственных или коммерческих фондов.

Фонд содействия инновациям, «Сколково».

Стратегия, направленная на клуб инвесторов

Клуб инвесторов – сообщество частных инвесторов или бизнес-ангелов. Инвестиции от клуба поступают в формате синдицированных сделок – совместного инвестирования несколькими инвесторами.

Angelsdeck, United Investors, Smarthub, СОБА.

Стратегия краудфандинга

Краудфандинг представляет собой способ привлечения инвестиций в малый бизнес от множества частных лиц через специализированные онлайн-платформы.

Planeta.ru, Boomstarter, Kickstarter.

Стратегия, направленная на венчурные фонды

Венчурный фонд выступает профессиональной компанией, которая управляет денежными средствами инвесторов.

s16vc, Vibranium Venture Capital, AI1 Ventures, ТилТех-2, GEM Capital, Cabra VC, Altair Capital.

 

По оценкам экспертов, доступность различных источников инвестиций для малых российских предприятий крайне мала: средний балл по пятибалльной шкале доступности финансов для малой компании составляет 2,05. Уровень доступа малого бизнеса к государственным субсидиям оценивается в 1,44 балла, доступ к венчурному капиталу и к банковским кредитам оценивается в 1,5-1,6 баллов. Наиболее доступным источником финансирования российского малого бизнеса выступает займ внутри семьи, у коллег и знакомых (2,7 балла). Такие источники финансирования, как акселераторы, инкубаторы, гранты, клубы инвесторов имеют показатели, не превышающие 1,2 балла [3, с. 58].

Таким образом, в современной научной литературе широко обсуждаются вопросы взаимодействия инвесторов и инициаторов проектов в сфере крупного или среднего бизнеса. Малые проекты инвесторов, как правило, не интересуют. Тем не менее, малый бизнес сталкивается с рядом проблем – в первую очередь, это отсутствие стартового капитала и нехватка оборотных средств. Восполнить эту нехватку банковским кредитом является фактически нереальной задачей. Единственным выходом остается привлечение инвестиций. В последнее время, с развитием экономики, с ростом технологий, разработкой инноваций, реализацией инновационных проектов, в практику стали входить новые способы привлечения инвестиций – венчурные фонды, бизнес-ангелы, краудфандинг, акселераторы и инкубаторы. Выросла роль виртуального присутствия компании в сетевом пространстве.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Высоцкая, Н. В. Повышение инвестиционной привлекательности субъектов малого и среднего бизнеса / Н. В. Высоцкая В. И. Тселюк // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2022. – №4 (61). – С. 67-75;
  2. Гаврилина, Д. Н. Стратегический анализ международного опыта финансирования малых инновационных предприятий / Д. Н. Гаврилина // Управленческое консультирование. – 2022. – №8 (164). – С. 67-81;
  3. Гурунян, Т. В. Актуальные вопросы поддержки инвестиционной деятельности малого и среднего предпринимательства в современных условиях / Т. В. Гурунян, Н. Г. Филатова // Развитие территорий. – 2020. – №4 (22). – С. 56-62;
  4. Джораева, Н. Как привлечь инвестиции в бизнес / Н. Джораева // Т-Ж. – 2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/guide/startups/#five. – Дата доступа: 24.11.2023;
  5. Иванов, О. Как привлечь инвестиции в бизнес: пошаговая инструкция / О. Иванов // Деловая среда. – 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dasreda.ru/learn/blog/article/1163-kak-privlech-investicii-poshagovaya-instrukciya. – Дата доступа: 24.11.2023;
  6. Казанцева, Н. В. Проблемы финансирования инновационных проектов малого и среднего предпринимательства / Н. В. Казанцева, К. Н. Сергеева // Вестник евразийской науки. – 2022. – №3. – 9 с.;
  7. Как привлечь инвестиции для бизнес-проекта // Русская школа управления. – 2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uprav.ru/blog/kak-privlech-investitsii/. – Дата доступа: 24.11.2023;
  8. Мустафина, М. М. Влияние социальных сетей на развитие малого бизнеса / М. М. Мустафина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/103408/1/978-5-7996-3280-9_2-017.pdf. – Дата доступа: 24.11.2023;
  9. Наминова, К. В. Стратегия привлечения инвесторов для развития стартапа / К. В. Наминова // Московский экономический журнал. – 2022. – №9. – С. 500-512;
  10. Попова, Т. А. Привлечение инвестиций компаниями малой и средней капитализации России / Т. А. Попова, В. П. Вагайцева // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. – 2020. – Vol. 10, Is. 11A. – С. 263-272.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Катынова Т.А. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЙ БИЗНЕС // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 586 - 598. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12142 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12142



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.