'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 79

Просмотры  25 просмотров

Даулова А.А., Кульчицкий В.Е.

  


СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ *

  


Аннотация:
в настоящее время, Правительство РФ, уделяет большое внимание необходимости вовлечения в спорт подрастающего поколения. Многое делается для того, чтобы дети с ОВЗ, а также дети-инвалиды имели возможность заниматься физической культурой и спортом. В любой современной школе должно быть создано физкультурно-оздоровительное пространство для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором акцент делается на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве школы. Следует адаптировать условия реализации занятий физической культурой к особенностям в обучении детей с ОВЗ и детей- инвалидов. Следовательно, необходима разработка релевантных технологий обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их потребностями в занятии физической культурой, что позволит распространить среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов стандарты здоровьесберегающего поведения.   

Ключевые слова:
развитие образования, лечебная физическая культура, занятия спортом, дети с ОВЗ, дети-инвалиды   


Введение: Потребность в организации занятий физической культурой детей с ОВЗ и детей-инвалидов обусловлена, в первую очередь, тем, что эти занятия способствуют восстановлению функций организма, его максимально возможной реабилитации после тяжелых, хронических заболеваний. Однако рассматриваемые в теории положения о соответствии обучения принципу индивидуализации, на практике могут быть не реализованы в полной мере, т.е. прослеживается оторванность учебно-воспитательного процесса от жизненных реалий.Среди наук, изучающих опорно-двигательную систему человека - медицина (анатомия, физиология (физиология движений), ортопедия, травматология, спортивная медицина, протезирование, клиническая биомеханика), биомеханика и физическая культура (теория физической культуры, биомеханика физических упражнений).У современного человека нет разрядки, реакция подсознания на внешние раздражители заканчивается напряжением мышц, напряжение никуда не исчезает, напряжение одного дня переходит в другое, так возникают мышечные блоки, происходит утечка энергии, и только физические занятия помогут вырваться из порочного круга. При кратковременных занятиях в течение 15 минут для покрытия энергетических потребностей организм использует гликоген, а при продолжительной нагрузке — подкожный жир. Вход в режим физических нагрузок должен быть постепенным, индивидуальным, дозированным, физические упражнения должны стать частью повседневной жизни. Воспитание у детей с ОВЗ и детей-инвалидов положительного отношения к здоровью предполагает выработку у них готовности соблюдать соответствующие нормы и правила, выработку умения противостоять ситуациям, грозящим их нарушением, воспитание умеренности и дисциплинированности, культуры питания и др. [3, с. 281]Ребенок с ОВЗ и дети-инвалиды специальных групп подготовки особенно остро нуждаются в формировании коллективизма, развития духа товарищества, взаимной поддержки, в связи с тем, что они психологически более уязвимы, более остро переживают свои неудачи. Им требуется помощь и поддержка как со стороны педагога, так и со стороны товарищей на протяжении всего занятия по физической культуре. С позиции педагога, следует реализовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на занятиях физической культурой, поскольку ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид первоначально чувствует неуверенность в себе. С позиции коллектива товарищей требуется проявить чуткость и внимательность по отношению к ребенку с ОВЗ и ребенку-инвалиду, чтобы он смог преодолеть барьеры при выполнении упражнений. [1, с. 123]Сущность дисциплины «Физическая культура» заключается в формировании осознанного отношения детей с ОВЗ и детей-инвалидов к качеству своего здоровья, стремление средствами подобранного комплекса упражнений улучшить общее физическое состояние. Пропаганда результатов проектной деятельности детей с ОВЗ и детей- инвалидов подразумевает целенаправленную деятельность по распространению, популяризации, разъяснению и внедрению в сознание широких масс физкультурно-спортивной информации, а также знаний по вопросам здорового образа жизни, спорта и массовой физической культуры.Сегодня школьная система средств пропаганды включает в себя довольно разнообразный перечень средств массовой информации. Это печатные (газеты, журналы, книги, листовки и т.д.), аудиальные (радио и т.д.), аудиовизуальные (телевидение, кино, интернет и т.д.) средства. Важным средством пропаганды здорового образа жизни являются и средства устной агитации и лекционной пропаганды: система физкультурно- спортивного образования, система лекционной пропаганды, физкультурно- спортивное информирование широких масс. [6, с. 41]Проектная деятельность как деятельность, характеризующая развитие и технологизацию образовательной сферы, формировалась в контексте социокультурного развития общества в течение достаточно длительного временного периода, и сегодня тенденциями его развития можно считать его массовость, более детальную регламентацию деятельности педагога на каждом этапе, преобладание теоретического материала над практическим.Групповые (командные) формы работы по проектной деятельности являются приоритетными на занятиях физической культуры, поскольку эти занятия предполагают наличие духа соревновательности, стремление к победе, коллективизм. Рассмотрим преимущества командных форм работы на примере занятий физической культурой у детей с ОВЗ и детей-инвалидов: [2, с. 91]1. У детей с ОВЗ и детей-инвалидов развиваются навыки сотрудничества (взаимодействия), что предполагает наличие коммуникации между детьми с ОВЗ и детям-инвалидами,2. В групповом проекте может быть отражена многоаспектность (вариативность взглядов) исследуемого феномена, в данном случае изучение аспектов здорового образа жизни с позиции педагога и детей с ОВЗ и детей- инвалидов,3. В групповой проектной деятельности должен быть лидер, ведущий за собой. Развитие лидерских качеств - одна из приоритетных задач проектной деятельности, которая может быть реализована на основе признания авторитетности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Совершенствование лидерских и волевых качеств важно для занятия физической культурой, поскольку они позволяют успешнее справляться с поставленными в ходе занятия задачами.4. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид является вовлеченным в проектную деятельность, это творческий процесс, у которого нет физических и интеллектуальных ограничений. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид вносит свой вклад в развитие тематики, т.е. осваивает принципы здорового образа жизни.5. Дух соревновательности является дополнительной мотивацией для достижения успеха. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид хочет оставить значимый вклад в развитие тематики, следовательно, он учится формировать свою позицию и отстаивать свою точку зрения. В контексте формирования здорового образа жизни дух соревновательности может быть мотивацией для приобщения к здоровье сберегающей культуре.Стоить заметить, что методы и формы педагогической деятельности не позволяют формировать у детей с ОВЗ и детей-инвалидов те или иные потребности здорового образа жизни, поскольку предполагают реализацию соответствующего содержания. Особенный подход - вариативность форм деятельности, каждая из которых вызывает к себе определенное отношение у детей с ОВЗ и детей-инвалидов, благодаря чему формируется положительное восприятие исследуемой проблемы - формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ и детей-инвалидов в контексте реализации здоровье сберегающих технологий в обучении. [4, с. 126]Выводы. В процессе изучения проблемы исследования, её специфики было установлено, что в школе должно быть создано физкультурно- оздоровительное пространство для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором акцент делается на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Следует адаптировать условия реализации занятий физической культурой к особенностям в обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов, учитывая наличие хронических заболеваний. Следовательно, необходима разработка релевантных технологий обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их потребностями в занятии физической культурой, что позволит распространить среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов стандарты здоровьесберегающего поведения. Физическая культура является важным компонентом в системе образования и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она способствует не только физическому развитию ребенка, но и формированию уверенности в себе, социальной адаптации и интеграции.Занятия физической культурой для детей с ОВЗ должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям каждого ребенка и направлены на развитие его потенциальных возможностей. Важным является создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, поддержка и мотивация со стороны взрослых.Родители, педагоги и специалисты в области физической культуры должны работать в тесном сотрудничестве, чтобы обеспечить детям с ОВЗ доступ к качественным и эффективным программам физического развития. Только таким образом можно достичь максимального успеха в реабилитации и социализации детей с особыми образовательными потребностями.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Даулова А.А., Кульчицкий В.Е. СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 533 - 540. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12132 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12132



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.