'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 74

Просмотры  64 просмотров

Хусаинов Р.А., Князькина О.А., Ильина Н.Л.

  


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО СВЯЗЬ С ХИМИЕЙ МОЗГА *

  


Аннотация:
в основе наших эмоций и чувств лежит работа различных отделов мозга человека, а также влияние вполне определенных молекул. За получение удовольствия в мозге отвечают несколько нейромедиаторов — химических веществ, благодаря которым передается сигнал между двумя нейронами через синапс, место контакта двух нейронов. Мы рассмотрим свойства и функции самых основных: дофамина, серотонина, эндорфинов и целый ряд других.   

Ключевые слова:
эмоции, химия мозга, дофамин, студенты, депрессия, стресс, эндорфины   


Актуальность. Стресс – общая реакция организма на сильное физическое и/или психическое воздействие, чаще развивается на фоне негативных эмоций (отрицательное подкрепление), которых мы стараемся избегать (обучение). Ведущую роль играет миндалина, гипоталамус запускает вегетативные и эндокринные реакции на стресс (симпатическая НС, надпочечники и др.). Электростимуляция заднего гипоталамуса останавливает всякую текущую деятельность, повреждение миндалины нарушает реакции страха.Хронический стресс вызывает дисфункцию кортизола, что приводит к воспалению, депрессии и ускоренному старению клеток.Больше всего случаев проявления факторов стресса и депрессии замечено у молодежи, в частности студентов. На это влияет как постоянное волнение перед сдачей экзаменов, большая учебная нагрузка, так и переезд в новые города.Поэтому мы решили провести опрос, используя за основу два популярных среди психологов теста, и выявить наличие депрессивных факторов среди студентов Медицинского университета ПГУ.Цель исследования:Целью исследования стало изучение уровня тревоги и депрессивного состояния среди студентов, обучающихся в Медицинском Пензенском Государственном Университете.Объект исследования.В эксперименте приняло участие 40 студентов в возрасте от 18 до 20 летМатериалы и методы.Существуют множество различных методов исследования эмоций, из которых основными являются «Шкала депрессии» А.Т. Бека и тест Люшера. «Шкала депрессии» А.Т. Бека содержит 21 категорию симптомов и жалоб из числа наиболее часто встречающихся у пациентов с депрессией. Каждая категория состоит из 4-5 утверждений, соответствующих специфическим признакам депрессии. Утверждения распределены с учетом повышения значимости вклада определяемых показателей в общую степень тяжести депрессии.Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения),2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый,3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация,5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение.7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.1. Благодаря использованию шкалы депрессии А.Т. Бека выяснилось, что у 50% опрошенных, отсутствуют депрессивные симптомы, у 20% опрошенных присутствует лёгкая депрессия, у 15% опрошенных присутствует умеренная депрессия, у 10% опрошенных выраженная депрессия (средней тяжести), у 5% опрошенных присутствует тяжёлая депрессия (Рис. 1)2. Согласно результатам теста Люшера большинство опрошенных, а именно 50% имеют незначительную тревожность, 33% опрошенных имеют эмоциональную напряжённость, а 17% опрошенных имеют состояние дезадаптации (Рис. 2)/Проанализировав результаты обоих тестов, мы можем прийти к выводу, что большинство студентов не обладают депрессивными симптомами и состоянием дезадаптации, следовательно, процесс адаптации к новой учебной среде прошёл успешно.Обсуждение результатов.Анализ результатов тестирования позволяет врачам влиять на ход лечения различных психических заболеваний, оказывая воздействие на когнитивные функции головного мозга.Так, дофамин — это нейромедиатор из группы моноаминов, биохимический предшественник норадреналина. Дофамин осуществляет контроль над моторной и когнитивной деятельностью, а также является нейромедиатором, участвующим в активации системы вознаграждения.Нейроны «центров удовольствия» выделяют дофамин в процессе реакции на определенный приятный для человека стимул, а также на предвкушение его получения. Стимул может быть внутренним, внешним, сенсорным. В гипоталамусе он может понижать пищевую мотивацию, повышать агрессивность. От количества дофамина в чёрной субстанции зависит насколько человек физически активен. Дофамин, который вырабатывается в вентральной покрышке среднего мозга, отвечает за скорость обработки информации. Дает человеку положительные эмоции, связанные с новизной, творчеством и юмором.Другим важным тканевым гормоном, участвующем в процессе формирования положительных эмоций и расположенным в ядрах шва, является серотонин. Как и дофамин, серотонин происходит из группы моноаминов. К падению 5-НТ в плазме особенно чувствительны сосуды головного мозга, они расширяются, возникает отек и головная боль.Среди функций медиатора выделяют: контроль над отрицательными эмоциями, оказание влияния на центры сна и бодрствования, а также контроль болевой чувствительности. Дисфункция серотонинергических путей является одной из причин клинической депрессии и беспокойных состояний. [1]Эндорфины, относятся к нейропептидам, которые воздействуют на опиоидные рецепторы. Нейропептиды вырабатываются в ответ на стресс в качестве защитного механизма, а также с целью уменьшить болевые ощущения. Некоторые опиоиды (например, морфин и его аналоги) также действуют на опиоидные рецепторы и вызывают такую же реакцию: от уменьшения боли до эйфории. Возбуждение, вызываемое страхом или яростью, может оказаться настолько сильным, что человек или животное будет не в состоянии контролировать свое поведение и обезопасить себя от повреждений. Похоже, что эндорфины регулируют возбуждение, так что организм, испытывая эмоцию, может вести себя в соответствии с ситуацией. [3]В ряде исследований было показано, что у экспериментальных животных при стрессе и беспокойстве происходит высвобождение эндорфинов в нервных сетях.Также стоит отметить эндоканнабиноидные нейромедиаторы, например, анандамид и 2-арахидоноилглицерин. Они принимают участие в контроле реакции на стресс и регуляции уровня возбуждаемости, оказывая влияния на каннабиноидные рецепторы.Норадреналин — моноамин, который является предшественником адреналина. Этот нейромедиатор, наряду с адреналином, играет важную роль в регуляции страха и других отрицательных эмоций, повышает кровяное давление и сердцебиение, а также является главным нейромедиатором, отвечающим за стрессовую реакцию организма.Так же одним из важных гормонов, отвечающих за регуляцию артериального давления (АД), уровня сахара в крови, что способствует более эффективно преодолевать стресс, является кортизол. [2]Однако нарушение работы кортизола вызывает повышение АД, остеопороз, повышенное отложение жира, способствует развитию стресса – гиперокортикоз.Выводы.Данное исследование помогает приобрести навыки в анализе психоэмоциональных состояний и выявить нейро-гуморальные механизмы их расстройств. Знание методов диагностики и функций нейрогормонов позволяет правильно подобрать методы коррекции и профилактики дистресса и сохранить высокую работоспособность молодёжи и населения в целом.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Хусаинов Р.А., Князькина О.А., Ильина Н.Л. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО СВЯЗЬ С ХИМИЕЙ МОЗГА // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 503 - 509. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12127 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12127



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.