'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 70

Просмотры  13 просмотров

Хайруллина Э.М., Яппарова Э.Н., Махмутов А.Р.

  


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В НЕФТИ *

  


Аннотация:
статья включает обзор нормативно-правового регулирования экологического мониторинга в нефти. Отмечена актуальность вопроса разработки нормативов допустимого содержания хлорорганических соединений в нефти, которые бы учитывали уровень загрязнения не только после рекультивационных работ, но и в течение всего периода эксплуатации, при консервации, а также при ликвидации промышленного объекта. Для обеспечения требований по охране окружающей среды и восстановлению загрязнения нефтью, необходимо совершенствование нормативно-правовой базы.   

Ключевые слова:
нормативно-правовое регулирование, нефть, хлорорганические соединения, федеральный закон   


Нефть считается одним из самых важных и используемых ресурсов в мире. Она находится в земной коре и относится к группе природных ресурсов, которые превратились в необходимые энергоресурсы для осуществления разнообразной деятельности в различных сферах деятельности человека. Однако нефть, как и любой другой природный ресурс, содержит различные химические соединения, не только полезные, но и вредные для окружающей среды и живых организмов.Хлорорганические соединения в нефти (ХОС) - класс химических соединений, содержащих хлор и другие элементы в своей структуре. Обычно встречаются в природе в нефти и отходах нефтепереработки. Некоторые из них могут быть произведены специально с целью использования в промышленности.Нормативно-правовое регулирование при добыче нефти включает в себя ряд законов, стандартов и правил, которые обеспечивают безопасность и ее качество содержания различных веществ, а также защиту окружающей среды.Основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие охрану окружающей среды на федеральном уровне: Федеральный закон от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" включает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции [1].Федеральный закон от 21.02.1992 № 2395-ФЗ (ред. 30.09.2017г.) «О недрах» - регулирует отношения по добыче нефти, проведения работ по геологическому изучению, а также деятельность по строительству нефтехранилищ и их эксплуатацию [2]. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» - регламентирует правоотношения в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции [3].Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» регулирует порядок изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов на участках континентального шельфа, изучения и использования живых ресурсов [4].Федеральный закон от 21.07.1997 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» - определяет принципы и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, требования к персоналу, обеспечивающих безопасность, права и обязанности субъектов ТЭК в сфере обеспечения безопасности. Определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности ТЭК [5].Среди подзаконных нормативных правовых актов необходимо отметить в том числе следующие:Постановление Правительства РФ от 17.02.2011 № 90 «О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти».Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 № 277 «О порядке подтверждения факта добычи и контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 574».Постановление Правительства РФ от 26.02.2013 №154 «О порядке мониторинга цен на отдельные виды товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1155».Постановление Правительства РФ от 26.09.2013 №846 «О порядке подготовки предложений о применении особых формул расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и проведения мониторинга обоснованности их применения».Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 № 1035 «Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты».Нормативно-правовые документы, регламентирующих содержание ХОС в нефти [6]:ГОСТ 9965-76 «Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия», который регламентировал качество нефти, необходимое для трубопроводного транспорта и не включал в себя ограничение на содержание хлорорганических соединений в нефти.ГОСТ Р 51858-2020 «Нефть. Общие технические условия», регламентирует допустимое содержание хлорорганических примесей не выше 10 ppm.ГОСТ Р 52247-2021 «Нефть. Методы определения хлорорганических соединений», определения в нефти применяют для определения массовой доли ХОС», в котором прописан новый норматив содержания ХОС в нефти – 6 мг/кг (ppm).ГОСТ 33342-2015 «Нефть. Методы определения органического хлора», используется для выявления ХОС.ГН 2.2.5.3532-18 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.Основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие охрану окружающей среды на региональном уровне:Экологический кодекс Республики Башкортостан от 28.10.1992 № вс-13/28, осуществляет на своей территории деятельность, направленную на сохранение безопасной для существования окружающей среды, защиту жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленное загрязнением окружающей среды, достижение гармоничного взаимодействия общества и природы, охрану, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов [7].Закон Республики Башкортостан от 19 декабря 2019 года N 187-з «Об отходах производства и потребления», отношения, связанные с размещением в пластах горных пород попутных вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей [8].За несоблюдение законов и правил предусмотрены виды ответственности: Административная ответственность КоАП РФ Статья 8.50. Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, уголовная ответственность Статья 158.1 УК РФ «Кража нефти или газа, перекачиваемых по магистральным нефтепроводам или газопроводам». Виновный в краже нефти или газа, перекачиваемых по магистральным нефтепроводам или газопроводам, может быть лишен свободы на срок до шести лет. Статья 166 УК РФ «Нарушение правил пользования магистральным нефтепроводом или газопроводом». Незаконный доступ или использование магистральных нефтепроводов или газопроводов квалифицируется как административное правонарушение, за которое предусмотрен штраф в размере 500 - 1500 рублей. Статья 167 УК РФ «Создание препятствий в работе магистрального нефтепровода или газопровода». Действия, направленные на создание помех или препятствий в работе нефтепроводов или газопроводов, могут повлечь за собой лишение свободы на срок до пяти лет.Таким образом, нормативно-правовое обеспечение деятельности о необходимости совершенствования системы мониторинга различных экологических ситуаций, в данном случае ситуаций, связанных с нефтяными загрязнениями в целом удовлетворительны. Сохранение природы и улучшение окружающей среды - приоритетные направления государства и общества. Задачами, требующими скорейшего разрешения, являются создание единой государственной структуры, осуществляющей экологический мониторинг, и стимулирование исследовательской деятельности в области химического анализа компонентов окружающей среды вкупе с социальными программами, призванными информировать нацию о насущных экологических проблемах. А также рассмотрения следующего вопроса: вопросы административной и уголовной ответственности за нарушение правил разлива нефти при ее добыче и нанесения ущерба окружающей среде.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Хайруллина Э.М., Яппарова Э.Н., Махмутов А.Р. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ХЛОРОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ В НЕФТИ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 471 - 478. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12123 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12123



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.