'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 57

Просмотры  28 просмотров

Свешникова Е.В., Демина Е.А.

  


ПОНЯТИЕ ЖИВОТНОЙ ДУШИ В ТРАКТАТЕ АРИСТОТЕЛЯ «О ДУШЕ» *

  


Аннотация:
в данной статье разобрано понятие животной души, которое встречается в сочинениях Аристотеля и является неотъемлемой частью его философской концепции души в целом. Также рассмотрены ее основные функции и свойства в одушевленных объектах.   

Ключевые слова:
животная душа, Аристотель, растительная душа, разумная душа, животное, О душе   


Представления о душе существовали с древнейших времен. С течением времени они претерпевали изменения, обретая новые грани и отражая смену культурных и философских взглядов. В сущности, душа стала уникальным философским понятием, которое пронизывает различные аспекты человеческого существования. Различные верования и религии вкладывали в понятие души особое значение. Она рассматривалась как нечто сверхъестественное, тайное и непостижимое. Для древних людей душа была источником жизненной силы, духовной энергии и путеводной нитью в мире мистических сил и взаимодействий.В далеком прошлом окружающий мир воспринимался так, будто он находится под властью душ. Душой наделялись не только живые существа, включая все виды животных, но и неживая материя. Начальные научные представления о душе возникли с целью объяснить ее природу и функции. Они были разработаны в рамках древней философии и оформились в виде доктрины о душе. Популярные ранее анимистические и мифологические представления уступили место попыткам исследования души с точки зрения натурфилософской концепции мира. Они позволили придать новые оттенки и оригинальность представлению о душе.Аристотель же является не только основоположником логики, но и науки о душе — психологии. Его самым знаменитым трудом в этом направлении считается трактат «О душе». В.Ф. Асмус, автор предисловия к собранию сочинений великого Стагирита, справедливо отмечает, что: «небольшой, сжато написанный трактат Аристотеля о душе стал в дальнейшем и расценивался последующей наукой как одно из классических сочинений не только Аристотеля, но и всей античной философии» [2, c. 61]. В нем наиболее детально рассмотрены природа памяти, восприятия и самой души. Что же такое душа? Аристотель дает ей такое определение: «Душа же есть суть бытия и форма (logos) такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя» [4, c. 92]. Однако форму Аристотель воспринимает не в качестве материальной формы, некого пространства, которое ограничивает фигуру, а в качестве сути вещи — того, благодаря чему мы можем познать ее. В некоторых ситуациях это может совпадать с материальной формой, а в других не иметь с ней ничего общего. Такими примерами могут служить души людей, животных и других живых существ. Наличие души является свойством завершенности тела, т.к. душа является энтелехией. Душа — завершенность возможности жизни. Проведя анализ всего вышеизложенного и обратившись к трактату «О душе» напрямую, можно сделать вывод, что только то, что обладает жизнью, может быть одушевленным. Аристотель считал признаками жизни ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также процессы питания, упадка и роста. Философы Дж. Реале и Д. Антисери, которые также рассматривали эту тему, отмечают: «Именно поэтому все растения тоже наделены жизнью, т.к. могут расти, разрушаться в противоположных пространственных направлениях, способны принимать пищу. И поскольку перечисленные феномены жизни, по Аристотелю, предполагают определенные постоянные операции, то душа как принцип жизни должна иметь способности, функции и части, ответственные за разные операции и их регулирующие. Фундаментальные функции и феномены жизни бывают: вегетативного характера, т.е. рождение, питание, рост, чувственно-моторного характера, как ощущение и движение, интеллектуального характера, как познание, установление и выбор» [3, c. 152].Из-за этого Аристотель ввел разделение души на три части, каждая из которых стала ответственна за выполнение определенных функций: «душа вегетативная», «душа чувственная» и «душа рациональная». Таким образом, можно считать, что все живые существа, включая растения, обладают вегетативной душой, а животные – еще и чувственной. Только у людей, кроме вышеперечисленных могут встречаться три типа души – вегетативная, животная и рациональная.Животная душа соответствует способности ощущения, а под понятием «ощущение» Аристотель подразумевает восприятие формы вещи без материи. Ясно, что в данном случае речь идет о пространственной форме вещи, т.к. форма как сущность ощущению недоступна.Аристотель отмечает: «Из чувств всем животным присуще прежде всего осязание. Подобно тому как способность к питанию возможна отдельно от осязания и всякого [другого] чувства, так и осязание возможно отдельно от других чувств (растительной, или способной к питанию, мы называем ту часть души, которой обладают также растения, а все животные, как известно, обладают чувством осязания)» [4, c. 97].Анализируя данный отрывок, можно сделать вывод о том, что именно чувство осязания натолкнуло Аристотеля на отделение животной души от растительной, т.к. осязание не укладывается в вегетативные функции, которые он приписывал растениям. Также от растительной души, по мнению Аристотеля, животную душу отличает способность к движению.Характеризуя конкретно животную душу, Аристотель говорит, что ей присущи способность пространственного перемещения, ощущения, а вместе с ней и способность стремления. К ощущению он относит пять чувств (осязание, слух, зрение, обоняние и вкус) и базовые эмоции. За каждое ощущение, кроме осязания, за которое ответственно все тело, отвечают специализированные органы. И, чтобы устанавливать различия между всеми поступающими ощущениями, согласно Аристотелю, в теле должен быть некий общий орган, т.к. «не могут обособленные друг от друга чувства различать обособленное одно от другого» [1, с. 428]. Философ назвал данный орган «чувствилищем». В нем ощущения взаимодействуют между собой по принципу ассоциаций (противоположности, временной смежности и сходства). Таким образом Аристотель обратил внимание на основные виды связей психических явлений.Под стремлением же он подразумевает желания, страсти и волю, которые вызываются ощущениями. Например, голод и жажда, являются желаниями, которые вызваны определенными ощущениями. И благодаря способности к пространственному перемещению тело может двигаться так, как его направляет предмет желания. Душа остается при этом неподвижной. Животное воображает желаемое и стремится к нему для получения удовольствия.Однако не все животные могут использовать способности животной души в полной мере. Именно это различие составляет их видовое отличие. Некоторые виды обладают исключительно осязанием, которое философ считал основополагающим. Кроме вышеуказанных свойств Аристотель также предполагал у животных наличие воображения, однако утверждал, что это еще неясно и требует выяснения в дальнейшем.Оценивая работы Стагирита, можно смело сказать, что он внес огромный вклад в развитие теории души. Аристотель разработал целостную концепцию, согласно которой душа не может существовать отдельно от тела, а является формой его проявления. Кроме того, Аристотель предложил функциональное деление души на растительную, животную и разумную, каждая из которых имеет свои особенности и функции.В наше время представления о душе, основанные на учениях наших предшественников, продолжают эволюционировать и приобретать новые формы и значения в контексте современной науки и философии. Понимание души становится еще более глубоким и универсальным, охватывая сложные проблемы человеческой психологии и смыслов жизни. Получая новые оттенки и интерпретации, представления о ней вносят важный вклад в расширение понимания человеческой природы и нашего места в мире.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Свешникова Е.В., Демина Е.А. ПОНЯТИЕ ЖИВОТНОЙ ДУШИ В ТРАКТАТЕ АРИСТОТЕЛЯ «О ДУШЕ» // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 381 - 386. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12110 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12110



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.