'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 53

Просмотры  45 просмотров

Бутько С.И., Караев А.В.

  


ФЕНОМЕН ВЛЕЧЕНИЯ К СМЕРТИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ДВАДЦАТОГО ВЕКА *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу влечения к смерти и его связь с нашей бессознательной психикой. Данное влечение связано с человеческой неосознанной стремительностью к самоубийству. Статья отражает данный феномен как физиологическое, так и психологическое явление. Исследование так же затрагивает проблему лечения людей с подобными склонностями и некоторые подходы к решению этой проблемы. В совокупности данная работа позволяет лучше понять феномен влечения к смерти и его влияние на психологическое благополучие человека.   

Ключевые слова:
смерть, инстинкт, агрессия, Эрос, Танатос   


Смерть и жизнь - два граничащих между собой понятия, которые идут рука об руку друг с другом. Каждому из нас на этой земле отведен свой срок, что и придает жизни особую ценность. Во многих религиях душевная значимость превышает физическое существование человека, тем самым приравнивая ее к чему-то метафизическому. Столкновение со смертью кого-то нам близкого порождает толчок к осознанию смерти как к чему-то реальному. Человеческое сознание ограждает себя от мысли, что это может произойти и со мной, ведь смерть в первую очередь является тем, что не происходит непосредственно с нами, а представляет перед нами опыт из вне. А ценили бы люди жизнь, если ее определение отделить от тяги к смерти? На физическом уровне стремлением самой жизни, является смерть, так как она может прекратиться либо по причине внешних факторов или же неизбежных внутренних процессов внутри любого живого организма. Внутри каждого из нас с рождения заложены понятия, которые представляют собой противоречия друг другу- Эрос и Танатос. Впервые эти понятия были введены в качестве феномена Сабиной Шпильрейн и вошли в оборот благодаря Зигмунду Фрейду. Эти понятия представляют собой инстинктивное влечение к жизни или смерти. Изначально оба понятия находятся в балансе друг с другом, но с развитием человека может возникнуть дисбаланс между ними и одно из двух перейдет в доминирующую позицию. Но есть и довольно интересная закономерность: нет жизни- нет смерти. Преобладание одного инстинкта, а в частности к жизни не предполагает собой исключение второго, так как именно это является двигателем к развитию, стремлению и совершенствованию внутреннего «Я». Но тогда, что приводит в ведущее положение инстинкт к смерти в виде неврозного расстройства или деструктивного поведения?Открытие инстинкта или влечения к смерти в полной мере отражено в работах Зигмунда Фрейда. Сами труды в этой области и в наше время не вызывают у слушателей положительных эмоций и часто навлекают за собой отрицательную критику. При биологическом подходе к данной проблеме, где такое влечение объяснимо феноменом астенического или истерического поведения, что в свою очередь влечет за собой проявление агрессии, снимало весь накал и так же вносило ясность в то, о чем говорил Зигмунд «Таким образом, мы приходим к биологическому оправданию всех мерзких, пагубных наклонностей, с которыми мы ведем неустанную борьбу. Собственно, остается резюмировать, что они даже более в природе вещей, чем наша борьба с ними» [6, с. 4].Влечение к смерти следует рассматривать не буквально, а формально, его нужно изучать на уровне природы человека, что было заложено, но не приобретено. Природа этого феномена несет за собой деструктивный характер без ключа в биологии человека, в этом же были уверены и отразили теорию Фрейда такие философы как Жак Лакан, Жан Бодрийяр и Жиль Делез.Фрейд выдвинул основоположным понятие в вопросе влечения к смерти состояние покоя, где человек находится в состоянии безмятежности. Противоположное этому состояние- напряжение, возникает в виде защитной реакции по отношению к внешним факторам. В размышлениях Зигмунда встречаются следующие понятия: покой, агрессия и возвращение. Данные понятия выражают собой сущность влечения и способ его претворения, а также результат от него. При выходе из равновесия вернуться в состояние покоя можно при исключении раздражителей, которые причиняют дискомфорт и приводят к агрессии. Самым элементарным примером срыва или же вымещения агрессии можно озвучить следующую ситуацию: работник получает выговор на работе и приходя домой выплескивает негативные эмоции на близких, близкие, например, его дети могут проявить агрессию в отношении к домашним животным. Следовательно агрессия имеет выход и больше не волнует первоначального ее носителя, он приходит в покой. Это является гидравлической моделью по Фрейду. Избавление от агрессии может выражаться и в саморазрушении или же «Живое существо сохраняет свою собственную жизнь, разрушая чужую» [6, с. 6].Агрессия имеет две роли: в первом случае под названием Эрос, что содержит в себе мысль по сохранности жизни, а во втором именуется Танатосом, представляемый собой хаос, разрушение, насилие и жестокость. Эту идею в своих трудах отразил Э. Фромм, приравнивая как к чему-то органическому под названием злокачественная и доброкачественная агрессия. Отталкиваясь от этого, все формы деструктивного поведения можно прировнять как к инструменту постижения спокойствия. Человеческая нервная система и психика устроены таким образом, что защитным элементом является восприятие или же само сознание, его главная функция восприятие и обработка внешних раздражителей и отражение недовольства или удовлетворения. Само сознание оберегает нас, но смерть неотъемлемый элемент жизни и логично будет высказать следующее выражение- уход от смерти приводит к отступлению и от жизни. Бодрийяр ссылаясь на Батая высказал следующее: «пытаться сделать так, чтобы осталась одна только жизнь означает, что останется одна только смерть» [3, с. 277]. Зигмунд же был иного мнения, он же опирался на самоконтроль и самообладание над собственной психикой. Тут же можно сказать, деструкция поведения отражает неподвластные сознанию истерические стремления на бессознательном уровне, эмоциональные потрясения, тяга к запретному и т.д. Этим самым Фрейд дал ответ, что такие усилия оправдывают инстинктивное влечение к смерти в биологическом смысле.Философ не делал упор на освобождении от мрачных влечений, изменение сознания, приводя его к контролю и его власти над человеком. Из этого в переписке с Эйнштейном он выдвигает мысль, что «все то, что в той или иной форме сделано для развития культуры, работает против войны»[6, с. 9]. Но правда ли такой подход к развитию культуры может привести к положительному результату и исключению деструктивности поведения? Повышенный уровень враждебности в прошлом и на данный момент среди всего человечества ничтожно мало подтверждают эти размышления. Заключения Зигмунда наталкивают на зеркальные выводы за счет массовых репрессий со стороны культуры, которые усиливают эффект поглощения зоны комфорта того или иного индивида и приводя его к саморазрушению. Данное открытие представляет скорее собой тупиковую ветвь размышлений, она не совершена для общества во все времена, ведь эти суждения требуют массового контроля, хотя нашлись и в наше время продолжатели данной мысли. Потеря самообладания за счет преступлений, трагичности и бедствий приводит так же к состоянию фантазмии, что в свою очередь высвобождает заблокированные чувства и скрытые мотивы. При этом парадокс фантазма заключается в отсутствии табу и имеет свое выражение в искусстве. Созерцание, наслаждение, отстранение от реалиума и приобщение к миру приводит человека к слиянию с чем-то большим. Но для этого нужно ослабить контроль и явить собой «не переход от одного опытного состояния к другому, а становление человека не-человеком». Таким примером служит медитация- один из элементов Даосизма. Такой метод применяется в первую очередь для улучшения ментального здоровья, очищение разума и приход умиротворения за счет таких практик, может значительно повысить качество жизни, а также и укрепить физическое состояние.Исходя из выше сказанного можно прийти к выводу, что разрушение психологических границ не представляет собой необходимость нарушения внешних и практики саморазложения, предложенные философами, являются условными для воплощения, которых «достаточно было обозначить разгул, поставив на стол «большой стакан спиртного» [5, с. 36].Подводя итоги, философы не просто согласились с идеей о существовании влечения к смерти, а также упрочнили ее базис тем самым определив человека между символической и психической смертями. Такие умозаключение отнюдь не несут за собой негативный характер, а приводят наше сознание к готовности неизбежного, мотивируя на полноценную жизнь с принятием неизбежного, а также, не ограничивая себя в ожидание худшего.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Бутько С.И., Караев А.В. ФЕНОМЕН ВЛЕЧЕНИЯ К СМЕРТИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ДВАДЦАТОГО ВЕКА // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 358 - 363. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12106 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12106



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.