'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 52

Просмотры  37 просмотров

Крылова П.К.

  


ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СЕРБИИ В 1878-1914 ГГ. *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются официальные внешнеполитические отношения Российской империи и Сербии после Берлинского конгресса 1878 г. вплоть до начала Первой мировой войны, делаются выводы о месте Сербии во внешней политике Российской империи на Балканах в обозначенный период.   

Ключевые слова:
внешняя политика России, дипломатия, Восточный вопрос, Балканы, Сербия, российско-сербские отношения   


В период со второй половины XVIII в. до начала XX в. одним из важнейших направлений во внешней политике России являлся так называемый Восточный вопрос. Традиционно под ним понимается международная проблема, возникновению которой способствовали упадок Османской империи, активизация борьбы балканских народов за национальное самоопределение и соперничество европейских держав за влияние на территории турецких владений [1, с. 4].Ключевым в Восточном вопросе для России был вопрос черноморских проливов. Необходимо было обеспечить наиболее благоприятный режим прохода российских судов через Босфор и Дарданеллы, чем и занимались русские монархи на протяжении первой половины XIX века. Так, в 1833 г. по условиям Ункяр-Искелесийского договора с Османской империей Россия обрела право проводить через проливы свои военные суда, причем Турция должна была закрыть проход через Дарданеллы военных судов других государств в случае, если они находились в состоянии войны с Россией [1, с. 7]. Особенностью этого периода в истории Восточного вопроса является то обстоятельство, что все возникающие проблемы касались, в основном, взаимоотношений с Османской империей.Но совсем иная ситуация сложилась в последней трети XIX в. После Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и Берлинского конгресса 1878 г. на Балканах возник целый ряд независимых славянских государств, с которыми России предстояло строить официальные отношения с целью сохранить влияние и защитить свои интересы в регионе. Учесть при этом интересы всех балканских государств, зачастую противоречащие другие, не представлялось возможным, поэтому российское внешнеполитическое ведомство в своих планах старалось сделать ставку на какую-либо определенную страну. В настоящей статье попробуем проанализировать российско-сербские отношения в последней трети XIX – начале XX вв. и определить место Сербии во внешней политике России на Балканах в обозначенный период.Условно в официальных внешнеполитических отношениях России и Сербии в последней трети XIX – начале XX вв. можно выделить два периода.Вплоть до 1903 г. российско-сербские отношения складывались не лучшим образом в силу ряда обстоятельств. Во-первых, сказывалось недовольство сербских политиков итогами Берлинского конгресса. Они обвиняли Россию в проболгарской позиции и несправедливом игнорировании справедливых территориальных притязаний Сербии. Действительно, ведший переговоры о заключении мира с турками в конце Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Н.П. Игнатьев получил инструкцию не отступать ни по одному вопросу, связанному с Болгарией. Таким образом, российская дипломатия сосредоточила основные усилия на решении болгарского вопроса [4, с. 212-213]. Исследователи последовательно доказывают, что в это была вина и самой Сербии: она дискредитировала себя в глазах русского правительства как союзник систематическим уклонением от исполнения рекомендаций России, которые были направлены, в том числе, и на обоснование всех возможных приобретений Сербии по окончании войны, если бы они были исполнены [7, c. 91-105].Во-вторых, дипломатия Россия в Сербии также осложнялась тем, что Россия была связана обязательствами перед своими партнерами по Союзу трёх императоров, в том числе и перед Австро-Венгрией, которая являлась её непосредственным соперником в Сербии. Вместе с тем в своем стремлении не допустить, чтобы народ, завоевавший независимость благодаря России, становился «сателлитом» Австро-Венгрии, Петербург не собирался полностью сдавать позиции Вене, используя «мирные средства» и опираясь на традиционные симпатии широких масс сербского народа к «державе-покровительнице» [2, c. 413].С 1878 по 1885 гг. российская дипломатия, стремившаяся сохранить своё влияние на Балканах, потерпела ряд «поражений» в Сербии: неудавшаяся попытка участия в строительстве сербской железной дороги, удаление прорусски настроенного митрополита в 1881 г., и австрофильство сербского правителя. Заслугой российской дипломатии на данном этапе являлось то, что межгосударственные отношения с Сербией не были прерваны, как с Болгарией, хотя они неоднократно были на грани разрыва. В этот период тщательно собиралась и анализировалась информация об общественно-политической жизни Сербского государства и формировался дипломатический курс в сербском вопросе [2, c. 414-415].С 1886 по 1893 гг. у власти Сербии находились либералы, а затем прорусски настроенные радикалы, и активность российской дипломатии заметно возросла. Она приложила немало усилий, увенчавшихся успехом, для формирования в 1887 г. либерального кабинета Й. Ристича после удаления напредняков с политической арены. Также она направляла свои усилия на предотвращение внутриполитического кризиса в нестабильной Сербии. В этом русле действовал министр-резидент в Белграде А.И. Персиани, содействуя сближению радикалов и либералов и «утишению» партийных страстей. Лидеры сербских партий при этом старались заручиться поддержкой России, в чём российская дипломатия видела один из каналов влияния. В целом «русский фактор» на этом этапе играл значительную роль в развитии независимой Сербии. Не без помощи России в 1888 г. была принята прогрессивная сербская конституция [2, c. 415-416].Проавстрийская позиция короля Сербии стала причиной его непопулярности среди народа. Недовольство закончилось отречением Милана Обреновича от престола. 6 марта 1889 г. на престол взошёл его сын, Александр Обренович. Произошло некоторое сближение Сербии и Российской империи. Однако в итоге Александр был вынужден продолжить политический курс своего отца [6, с. 99].Недовольство народа всё возрастало. В 1903 г. произошел Майский переворот, в результате которого династия Обреновичей прервалась: группа офицеров-заговорщиков убила короля и его супругу. На вакантную должность короля скупщина пригласила внука предводителя Первого сербского восстания Петра Карагеоргиевича. Период с момента его восшествия на престол и до 1917 г. можно считать лучшими годами дипломатических отношений между Россией и Сербией. Новый король Петр Карагеоргиевич и премьер-министр Сербии Никола Пашич в своей политике ориентировались на Россию. Россия приветствовала эти изменения во внешней политике Сербии и содействовала мерам, направленным на избавление от австрийской зависимости [8, с. 182].В июле 1908 года в Стамбуле произошла революция «младотурок». В результате младотурецкой революции перед великими державами вновь остро встал Восточный вопрос, вопрос о судьбе турецких владений в Европе. В Вене решили, что появилась возможность официально присоединить к Австро-Венгрии оккупированную австрийскими войсками еще в 1878 году Боснию и Герцеговину. Зондаж намерений России выявил, что русский МИД в целом «готов с пониманием отнестись к действиям Австрии». В Белграде же аннексия Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией была расценена как тяжелейший удар по национальным устремлениям. Боснийский кризис 1908-1909 гг. усилил антагонизм Австро-Венгрии и Сербии и полностью переориентировал последнюю на поддержку отношений с Россией.Не без вмешательства российской дипломатии в 1912 г. был создан Балканский союз, в который входили Сербия, Черногория, Болгария и Греция. По замыслам российского правительства сформированный мощный союз должен был противостоять Австро-Венгрии (уберечь от захвата балканских владений Турции), однако события приняли такой оборот, который Россия не ожидала. Объединившись, балканские государства направили все свои усилия не против Австро-Венгрии, а против ослабшей в тот момент после Итало-турецкой войны Турции. Опасаясь полномасштабной войны, в которую могла включиться Германия, российская дипломатия «ходила на острие ножа», пытаясь поддерживать идеи Балканского союза и избегая прямых конфликтов с другими крупными державами. Российский МИД, чтобы не обострять отношения с Австро-Венгрией, рекомендовал Сербии быть умереннее в своих территориальных претензиях.Война продлилась с сентября 1912 г. по май 1913 г. В декабре 1912 г. в Лондоне на конференции послов было провозглашено создание албанского государства. А Сербии, столкнувшейся с давлением великих держав, в том числе с угрозой со стороны Вены начать войну, пришлось вывести войска из Албании. Вполне естественно, что Лондонское мировое соглашение не удовлетворяло всех участников Балканского союза.С целью разрыва Балканского союза и подрыва позиций Российской империи на Балканском полуострове, дипломатами Австро-Венгрии и Германской империи была спровоцирована межсоюзническая война Болгарии с объединившимися Сербией, Черногорией и Грецией, получившая название Второй Балканской войны.Власти России не одобряли часть действий Белграда в Балканских войнах, однако именно во время них наиболее ярко проявилась просербская ориентация российской балканской политики в начале XX в. Так, выполняя роль арбитра между балканскими странами, Россия отказалась поддерживать предложения Болгарии в решении болгаро-сербского спора [5, с. 231]. Российская империя также оказала значительную поддержку Белграду. Например, Российский красный крест на обе Балканские войны потратил более 1 млн рублей, из которых 33,60% досталось Сербии, тогда как Турции только 1,58% от этого объёма помощи [3, c. 285-319].В июле 1914 г., когда разгорелся кризис, связанный с убийством наследника австрийского престола Франца Фердинанда сербскими националистами и предъявлением Австро-Венгрией ультиматума Сербии, российская дипломатия предпринимала активные попытки урегулировать конфликт мирным путём, отстояв при этом независимость Сербии. Когда же стало очевидно, что Австро-Венгрия и Германия добиваются вовсе не деэскалации, а начала полномасштабных военных действий, Россия начала мобилизацию. И хотя в германском плане был просчитан и сценарий, в котором Россия не решается выступить в защиту Сербии – в таком случае Австро-Венгрия поглотила бы Сербию и позиции России на Балканах серьезно бы пострадали – Россия такого сценария в отношении своего союзника допустить не могла [5, с. 247].Таким образом, в период с 1878 по 1914 гг. место Сербии во внешней политике Российской империи на Балканах и характер внешнеполитических отношений России и Сербии претерпели ряд изменений. Сделав ошибочную ставку на Болгарию в качестве надежного партнера на Балканском полуострове, Россия оттолкнула от себя сербских политиков и до 1903 г. отношения между странами не получали должного развития. Российские дипломаты со своей стороны также не питали доверия к Сербии и не видели в ней надежного союзника, пока престол не заняла пророссийски настроенная династия. С 1903 г. в российско-сербских отношениях намечается тенденция на улучшение и развитие дипломатических связей, и Сербия становится опорой России в проведении внешней политики на Балканском полуострове.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Крылова П.К. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СЕРБИИ В 1878-1914 ГГ. // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 350 - 357. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12105 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12105



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.