'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 48

Просмотры  36 просмотров

Румянцева Е.А.

  


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА *

  


Аннотация:
в работе исследовалась вербальная коммуникация детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. В статье приводятся методики, которые использовались при изучении активной речи детей. Описывается взаимосвязь речи и общения. В исследовании констатируется низкий уровень вербальной коммуникации у детей с РАС.   

Ключевые слова:
развитие речи, коммуникация, вербальное общение, коррекция речевых нарушений, дети дошкольного возраста, расстройства аутистического спектра   


Коммуникация – это процесс взаимодействия людей, в основе которого лежит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность. Она является неотъемлемой частью человеческой жизни, которая помогает нам адаптироваться в обществе. Это явление было освящено в трудах многих ученых в различных областях психологии: рассматривались структурные компоненты коммуникации и их взаимосвязь с различными аспектами личности (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Г.С. Васильев, Э.А. Голубева, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.), проводились исследования, посвящённые особенностям коммуникативной деятельности детей разного возраста (Е.Е. Дмитриева, Н.В. Клюева, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.), частично рассматривались вопросы коммуникации и в трудах по специальной психологии (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова), а так же в работах, посвящённых развитию коммуникативных навыков у детей с различными нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. (Е.Е. Дмитриева, И.В. Корнилова, Д.С. Казарова, Е.Ю. Медведева, Т.А. Шалюгина и др.).Одной из важнейших составляющих коммуникации является развитие речи. Л.С. Выготский отмечал, что главная функция речи – это сообщение. Через него ребёнок устанавливает связь с окружающим миром, сначала совместно со взрослым, а затем самостоятельно. [3]М.И. Лисина рассматривала общение как особый вид деятельности и высказывала мнение, что «общение» и «коммуникативная деятельность» тесно и непрерывно связаны в своём развитии. [4]Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) проблема развития речи и коммуникации стоит наиболее остро. Большинство исследователей, затрагивающих тему эти расстройств (Э.Р. Баенская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская и др.), подчеркивают, что недостаточное развитие таких детей, их недостаток желания и способностей к общению, являются основным источником проблем успешного развития, адаптации и социализациих.[2] Другие исследования (Р. Полистер, К. Роули), подтверждают, что дети с РАС обычно имеют ограниченный словарный запас, трудности в построении грамматически правильных предложений и понимании абстрактных концептов. Это свидетельствует о недостаточности их речевого развития.В связи с этим нами было проведено исследование с целью изучения вербальной коммуникации дошкольников с расстройствами аутистического спектра. Экспериментальную выборку составили 10 детей в возрасте 6-7 лет (6 мальчиков и 4 девочки).Обследование проводилось на основе двух методик. «Assessment of Basic Language and Learning Skills – Revised» (ABBLS-R) (Дж. Партингтон) [1] и «Обследование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР» (Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова).[5]В соответствии с методиками, обследование было разделено на два блока: вербально-коммуникативный (вокальная имитация, спонтанная вокализация, просьба, интравербальные реакции) и лексико-грамматический (лексика, грамматика, синтаксис). При оценивании каждого параметра в обоих блоках определялся уровень его сформированности – низкий, средний, высокий, который предусматривал оценку от 1 до 3 соответственно.Результаты обследования вербальной коммуникации детей экспериментальной группы представлен в таблице 1.Таблица 1. Результаты обследования вербальной коммуникации./Всего по итогам полной диагностики вербальной коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра были сделаны следующие выводы:У 5 из 10 испытуемых с РАС отмечается низкий уровень развития вербальной коммуникации. Дети данной группы испытывают серьёзные трудности в рамках речевого общения: они редко выражают просьбу словами, для участников данной группы более характерно использование жестов.Спонтанная речь детей данной группы так же отмечается редко, в день нами было отмечено не более 10-15 слов. Инициирование или поддержание разговора в виде спонтанного комментирования темы дискуссии для них не характерно. Некоторые представители данной группы (Амира З.) имеют низкий уровень спонтанной вокализации, то есть крайне редко спонтанно используют речь для комментирования или произношения речевых звуков. Эти дети имеют низкий или близкий к низкому уровень интравербальных реакций ввиду недостаточно развитого владения речевыми средствами. Им сложно отвечать на вопросы развёрнуто. Есть сложности с ответами на вопросы об отсутствующих предметах, людях. Обследование лексики детей с таким уровнем развития вербально-коммуникативной деятельности показало, что для них характерно преобладание существительных над другими частями речи. Им доступно использование фразовой речи, однако фраза зачастую нераспространённая и характерен выраженный аграмматизм. Им сложно подбирать правильные речевые формы такие как падеж, лицо, род, а пересказ или рассказывание не доступно без использования вербальных или другого рода подсказок.Другие 5 из 10 испытуемых с РАС находятся на среднем уровне развития вербальной коммуникации. В отличие от детей первой группы, они более активно идут на речевой контакт с целью получения желаемых предметов/действий/информации.Спонтанная речь у детей данной группы более развита, они говорят более 10 фраз, включая несколько новых слов. Могут инициировать и поддержать тему начавшегося диалога по своему желанию, путём короткого комментирования. Они так же спонтанно комментируют собственную деятельность.Уровень интравербальных реакций держится на средней отметке, но, как и у первой группы периодически возникают сложности выбора формы слова. Они активнее пользуются развёрнутой фразой, но она так же не лишена проблем с грамматикой при употреблении.Обследование лексики детей с данным уровнем вербальной коммуникации показало, что все части речи развиваются относительно равномерно, однако существительные всё еще преобладают. Есть определённые трудности в усвоении грамматических правил.Основываясь на результатах нашего исследования, мы смогли выяснить, что большая часть детей с РАС испытывает значительные трудности в области вербального общения.Наше исследование можно рассматривать как попытку углубиться в понимание проблемы речевого и коммуникативного развития детей с РАС, что является важным для адаптации детей в социум. Результаты нашего исследования могут быть использованы на практике при коррекции речи у детей с РАС.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Румянцева Е.А. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 328 - 333. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12101 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12101



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.