'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 47

Просмотры  50 просмотров

Непомнящих П.А., Клименко О.Е.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОУ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются варианты применения оздоровительной физической культуры, её методов и технологий, реализуемых в детских образовательных учреждениях (ДОУ) с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Обращено внимание на такие способы, как различные виды гимнастики, работа с сыпучим материалом, закаливающие мероприятия, упражнения релаксации, логоритмика и другие технологии. Правильно скомбинированное применение данных технологий позволяет поддерживать и улучшать состояния ребёнка, имеющего отклонения, в стенах ДОУ.   

Ключевые слова:
физкультурно-оздоровительные технологии, дети с ОВЗ, адаптивная программа, детское образовательное учреждение   


На сегодняшний день много детей рождаются нездоровыми, имеют нарушения в ведущих системах организма, либо приобретают со временем серьёзные отклонения, что может быть, как и в следствие несчастного случая или травмы. Так, в России приблизительно каждый десятый ребёнок – это человек с ОВЗ [6]. По данным Росстата, число таких детей с каждым годом возрастает (рис.1)./Рис. 1. Статистика детей с ОВЗ в России (2018-2023).Среди распространённых отклонений у детей встречаются нарушения в центральной нервной системе, опорно-двигательной системе, проблемы со слухом, зрением и др. Такие дети имеют право посещать как обычный, так и специализированный детский сад. Как правило, выбор вида ДОУ определяется степенью и тяжестью нарушений здоровья ребёнка, но последнее решение определяет психолого-медико-педагогическая комиссия после полного обследования ребёнка. 1. Детские сады или группы компенсирующего вида. Это специальные группы, которые направлены на коррекцию патологий у детей. Обычно их посещают дошкольники с серьезными физическими и психическими нарушениями. В каждую группу назначаются дети со схожими видами нарушений и обучаются внутри группы по единой программе. 2. Комбинированные группы. Такая группа сочетает в себе обычных детей и дошкольников с нарушениями. В группе должно быть не больше 15-17 человек. Причем детей с нарушениями может быть только треть от этого количества. Комбинированные группы подходят для детей с небольшими нарушениями в развитии. Но и для них важно создать особенные условия. Воспитатель работает с «особенными» детьми по индивидуальной адаптивной программе. Если у детей разные виды нарушений, то программа развития составляется индивидуально для каждого. Дети с ограниченными возможностями здоровья по причине своего положения привыкают к постоянной родительской заботе, поэтому им достаточно сложно адаптироваться в обществе. Зачастую они мало общаются с другими детьми и практически не участвуют в групповых играх [2]. Для того, чтобы такие дети смогли комфортно себя чувствовать в ДОУ, имели те же возможности, что и здоровые дети, воспитателям и другим работникам детского сада необходимо создать определённые условия: - обустроить территорию ДОУ для свободного перемещения ребёнка в независимости от его физических нарушений, - комплексно подойти к подготовке и самому взаимодействию с таким ребёнком, а именно задействовать помимо воспитателя ещё и логопеда, психолога, дефектолога, медицинского специалиста, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре для составления важных рекомендаций для всестороннего развития ребёнка, - организовать благоприятную атмосферу в группе, подготовив здоровых детей к приходу ребёнка с нарушениями здоровья, при этом не ущемлять права здоровых детей и детей с ОВЗ, поощрять смешанные игры, не подчёркивая отличия ребёнка с отклонениями, - изучить особенности и предрасположенности каждого ребёнка и рекомендации из заключения медкомиссии для того, чтобы составить индивидуальный план развития ребёнка в среде здоровых детей [2]. При взаимодействии с детьми, имеющими отклонения здоровья, необходимо применять физкультурно-оздоровительные технологии для того, чтобы не только не наблюдалось ухудшение показателей здоровья организма, но и был виден прогресс. Важно интегрировать оздоровительные технологии в учебный процесс в ДОУ. Стоит отметить, что от вида отклонений здоровья ребёнка зависит выбор тех или иных способов, реализующих адаптивный процесс физического оздоровления. Рассмотрим некоторые такие технологии подробнее. Дыхательная гимнастика применяется для развития речевого дыхания у детей. Она направлена на насыщение организма кислородом, повышению сопротивляемости ребёнка к заболеваниям дыхательной системы, а также такая гимнастика служит для нормализации и улучшения психоэмоционального состояния. К предметам, реализующим данную технологию, относят различные вертушки, мыльные пузыри, специальные игрушки-тренажеры. Данные упражнения внедряются в режим дня детей во время гимнастики либо после дневного сна, а также на физкультурных минутках. Важно отметить, что дыхательную гимнастику следует организовывать в хорошо проветриваемом помещении и не менее чем через час после приёма еды [4]. После дневного сна возможно проводить гимнастику пробуждения, она необходима для активации жизненно необходимых процессов в теле. Наряду с этим, данный вид гимнастики способствует поднятию настроения, придаёт бодрость детям, является профилактикой нарушения осанки плоскостопия. Развитие мелкой моторики возможно посредством песчаной терапии. Данная методика улучшает работоспособность коры головного мозга, нормализует психоэмоциональное состояние, знакомит ребёнка с новыми ощущениями, стимулируя чувствительность [5]. Стоит отметить, что такое времяпровождение способно расслабить мышцы, находящиеся в гипертонусе у ребёнка с ОВЗ. Песчаная терапия может проводиться в свободное от занятий время. Самомассаж – дозированное механическое раздражение тела при помощи руки массажных мячиков, грецких орехов, бус, массажеров с горохом или фасолью и др., выполняемое собственноручно ребёнком. При данном воздействии на тело улучшается кровообращение, питание в тканях. Проводится в течение дня и в отделённое время физических занятий. Формой активной терапии, преодолевающей речевые нарушения путём развития двигательной сферы детей в сочетании со словом и музыкой, является логоритмика. Также логоритмика способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС, развивает внимание, слуховую и зрительную память. Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра [6]. В данном методе очень важно учесть физические и речевые возможности каждого ребёнка. Подвижные игры делятся на сюжетные, игры-сценки, упражнения, игры с предметами. Такие игры развивают пространственные представления детей, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений. Подвижные игры, являющиеся составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, прогулке. Динамические паузы позволяют разбавить образовательную деятельность в ДОУ. Такое времяпровождение способствует снижению утомляемости у детей, активизирует мышление, повышает умственную работоспособность. В это время повышается эмоциональный тонус и концентрируется внимание. Стоит отметить, что, как и в вышестоящем пункте, данный вид физической активности должен быть подобран строго индивидуально к каждому ребёнку исходя из его состояния здоровья. Подходя к заключению, можно сделать вывод, что цель детского сада состоит в создании оптимальных условий для поддержания и развития детей как здоровых, так и имеющих отклонения. Задачей физкультурно- оздоровительной работы является оздоровление детей, совершенствование и развитие. Для этого применяются физкультурно-оздоровительные техники, которые интегрируются в учебно-образовательный процесс. Таким образом, последовательно выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ способствует укреплению здоровья и физическому развитию их организма, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Непомнящих П.А., Клименко О.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В ДОУ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 321 - 327. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12100 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12100



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.