'
Михайлова А.А.
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА *
Аннотация:
в работе представлены данные двух мониторинговых исследований (октябрь 2022 г. и май 2023 г.) сформированности функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов. Проведен детальный анализ результатов и представлены выводы.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет перечень необходимых компетенций и тем самым определяет государственный заказ на воспитание и развитие личности. Одним из требований ФГОС является создание ситуаций для формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий [1, 2]. По результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2021 году, участники исследования занимают 21-ое место по читательской грамотности, 24-ое место по математической и 34-ое место по естественнонаучной грамотности [ФИОКО, 2022]. Из вышеизложенного следует, что в современном обществе имеется необходимость в людях, которые будут функционально грамотными и способными к применению полученных знаний, умений и навыков при решении заданий разнообразных областей человеческой деятельности. Цель исследования: оценить влияние деятельности метапредметной группы на динамику показателей функциональной грамотности. Материалы и методы. Административно-управленческим составом школы разработан локальный акт об организации метапредметной группы по формированию функциональной грамотности в рамках проекта «Функционально грамотная школа» на период 2022-2023 учебного года. Основной целью создания метапредметной группы является методическое сопровождение педагогов через организацию семинаров, мастер-классов, курсов повышения квалификации и т.д. Педагогический коллектив реализует формирование функциональной грамотности обучающихся, посредством внедрения в урочную деятельность информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» (рис.1).Первым этапом (сентябрь 2022 года) проекта является аналитико-проектировочный этап, который подразумевает анализ научных источников, современных тенденций развития функциональной грамотности обучающихся, отбор перспективных методик по формированию функциональной грамотности обучающихся.Второй этап (октябрь 2022 г. – май 2023 г.) включает реализацию программы развития. Применение современных педагогических технологий и методов в образовательном процессе, проведение диагностических работ на начало и конец учебного года, введение в образовательный процесс заданий открытого банка данных «Российской электронной школы», направленные на формирование функциональной грамотности, трансляция наиболее эффективного педагогического опыта среди коллег: организация семинаров, мастер-классов, круглых столов. Третий этап (май 2023 г.) включает анализ и обобщение проведенной работы по реализации проекта «Школа функциональной грамотности». /Рис. 1. Модель управления формированием функциональной грамотности.Результаты исследования. Результаты выполнения заданий диагностических работ по оценке функциональной грамотности обучающимися 5-9-ых классов представлены на рисунках 2 и 3./Рис. 2. Мониторинг функциональной грамотности (октябрь 2022 г.)./Рис. 3. Мониторинг функциональной грамотности (май 2023 г.).На рисунках 2 и 3 отражена динамика показателей функциональной грамотности обучающихся с октября 2022 по май 2023 года. По итогам проведенного исследования обучающиеся демонстрируют положительную динамику по всем направлениям функциональной грамотности. Анализируя результаты мониторинга функциональной грамотности (октябрь 2022 г.), 9% обучающихся показали высокий уровень сформированности функциональной грамотности, 15% повышенный, 49% средний, 21% низкий и 6% недостаточный уровень. К завершению учебного года у обучающихся наблюдается планомерное увеличение результативности: 14% обучающихся показали высокий уровень сформированности функциональной грамотности, 27% повышенный, 44% средний, 12% низкий и 3% недостаточный уровень. Таким образом, можно прийти к выводу, что работа метапредметной группы по формированию функциональной грамотности оказалась эффективной. Внедрение заданий по формированию функциональной грамотности открытого банка данных «Российской электронной школы», направленных на решение реальных жизненных задач, способствовали повышению функциональной грамотности обучающихся. Заключение. В статье предложена практическая модель управления формированием функциональной грамотности обучающихся. Проведенный анализ результатов исследования уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся позволяет сделать следующий вывод, что обучающиеся продемонстрировали планомерное повышение результативности выполнения заданий по функциональной грамотности, и показали, в основном, повышенный и средний уровень сформированности когнитивных умений.
Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
Ссылка для цитирования:
Михайлова А.А. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 315 - 320. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12099 (дата обращения: 17.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*