'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 45

Просмотры  58 просмотров

Кудымова К.Е.

  


РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ *

  


Аннотация:
ФГОС начального образования поставил перед учителями задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность младших школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, интерпретация, комментирование текста и т. д. На сегодняшний день в России наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из повышения качества чтения в начальной школе является понимание прочитанного младшим школьником. В статье поднимается вопрос о возможности и целесообразности использования несплошных текстов в процессе обучения на уроке литературного чтения. Исходя из вышесказанного мы пришли к выводу, о необходимости создания программы, способствующей развитию продуктивного чтения у младших школьников с использованием несплошных текстов.   

Ключевые слова:
продуктивное чтение, технология продуктивного чтения, несплошной текст, младший школьный возраст   


Согласно М. М. Бахтину, текст — это «первичная данность» любой гуманитарной дисциплины. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления» [3, с.132]. В начале XXI века увеличился поток информации. В связи с этим увеличилось количество визуальной информации. Все чаще мы слышим о несплошных текстах. К несплошным текстам относятся: графики, диаграммы, схемы, таблицы, различные карты местности, билеты, расписание [6, с.84].Поликодовый текст, по определению Е. Е. Анисимовой, это текст, в котором передаваемая информация закодирована семиотически разнородными компонентами, то есть вербальными и невербальными средствами, которые представляют собой определенную структуру, отличающуюся проявлением взаимозависимости составляющих ее частей в содержательном и формальном аспектах [1, с.52].В связи с этим доктор пед. наук Е. В. Бунеева совместно с О. В. Чиндиловой сформулировали базовые умения, необходимые для работы с несплошной текстовой информацией на уроках: 1. Видеть разницу между сплошными и несплошными текстами, уметь определять вид несплошного текста. 2. Воспринимать несплошной текст, извлекать и интерпретировать информацию, предоставленную в явном и неявном виде. Другими словами, уметь читать несплошной текст. 3. Обладать умением переводить сплошной текст в несплошной и наоборот. 4. Уметь преобразовывать несплошной текст в другой вид несплошных текстов. 5. Самостоятельно составлять различные виды несплошных текстов. 6. Уметь пользоваться полученной информацией, чтобы решить определенные учебные задачи [5, с.45].На основе теоретического анализа номенклатурных документов, научных статей и книг нами было сформулировано противоречие между необходимостью развития навыков продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе и недостаточным использованием в несплошных текстов в развитии данного навыка. Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской. Целью которой является развитие читательской и коммуникативной компетенции школьника. Эта технология метапредметна, так как ее можно использовать в классах с разным уровнем подготовки обучающихся, и применять при работе с любым типом текста: сплошными и несплошными текстами. При этом продуктом данной технологии является полноценное восприятие и понимание текста [10, с.45]. Технология продуктивного чтения разработана с опорой на природосообразную теорию формирования правильного типа читательской деятельности, или теорию формирования читательской самостоятельности.При работе с несплошными текстами отрабатываются информационные умения: нахождение информации, необходимой для выполнения задания, извлечение информации, заданной в тексте в явном или неявном виде, представленной в разных знаковых системах - текстах и рисунках, описывание на основе текста значений графических символов, устанавливание в тексте последовательности. [9, с.24]Целью исследования: теоретически обосновать и эмпирически доказать эффективность применения несплошных текстов для развития продуктивного чтения у младших школьников.Для выявления уровня развития продуктивного чтения с использованием несплошных текстов у младших школьников на уроках литературного чтения нами была разработана программа.На базе МАОУ СОШ № 26 города Тюмень, в сентябре - ноябре, был проведен развивающий эксперимент в 3-ем классе, в эксперименте приняли участия 18 учащихся в возрасте 8-9 лет. Для выявления развития продуктивного чтения в младшем в младшем школьном возрасте, была использована методика диагностики сформированности развития продуктивного чтения с использованием несплошных текстов мы использовали метод тестирования, он позволил продиагностировать читательские умения у младших школьников такие как: предполагать, содержание текста по иллюстрации (развитие антиципации), восприятие текста и его читательской интерпретации, умение восстанавливать последовательность событий, определение тематической направленности текста, воспринимать и оценивать поступок персонажа, выявление и формулирование основной идеи текста).Каждому учащемуся индивидуально выдается текст и к нему задания. Ученикам необходимо прежде всего посмотреть на иллюстрацию и подумать, о чем будет говориться в тексте не читая его. Далее каждый учащийся должен прочитать данный текст, ответив на вопросы (по одному вопросу на проверку одного читательского умения). /Рисунок 1. Уровень развития продуктивного чтения у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента, (n=18, сентябрь 2023., %).На констатирующем этапе мы можем увидеть, что, у учащихся преобладает средний уровень развития продуктивного чтения. В ходе проведения эксперимента у учащихся возникли трудности в предположении, содержании текста по иллюстрации (развитие антиципации), многие из учащихся глядя на иллюстрацию к тексту не могли предположить, о чем пойдет речь в самом тексте, и дали заголовок тексту, что было не правильным. Следующая проблема заключалась в том, что дети после чтения текста не смогли составить хронологический порядок с помощью иллюстраций к тексту, они путали последовательность событий. И большая часть учащихся не смогли раскрыто ответить на вопрос (выявление и формулирование основной идеи текста) «Какую важную информацию вы извлекли», здесь школьники отвечали однотипно, что «нельзя поступать плохо с животными».Чтобы увидеть динамику развития компонентов продуктивного чтения, обратимся к рисунку 2./Рисунок 2. Уровень развития продуктивного чтения у младших школьников на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (n=18, сентябрь — ноябрь 2023., %).Исходя из рисунка 2, можно сказать, что после реализации развивающего эксперимента у 39% младших школьников не возникло трудностей с ответами на вопросы к тексту, что на 14% больше, чем до проведения программы. Учащиеся стали лучше выполнять задания к тексту, а именно умение восстанавливать последовательность событий, воспринимать и оценивать поступок героя. Заметно изменилось, что учащиеся стали лучше понимать содержание текста, после прочтения. Также мы можем увидеть, что, произошло сокращение количества учеников низкого уровня, и программа помогла 9% учащимся развить продуктивное чтение. В целом можно сказать у младших школьников была одна главная ошибка, которую допустили многие на констатирующем этапе это непонимание текста, так называемое «чтение по догадке». Учащиеся не стали читать текст, а посмотрели на иллюстрацию, которая была представлена им, и предугадали смысл еще не прочитанного текста. Исходя из этого с последующими заданиями возникли трудности, что учащиеся не смогли составить хронологический порядок, озаглавить правильно текст, воспринять и оценить поступок героя. При работе с несплошными текстами у младших школьников отрабатываются умения: нахождение информации, необходимой для выполнения задания, извлечение информации, заданной в тексте в явном или неявном виде, сопоставление информации, представленной в разных знаковых системах - текстах и рисунках или фотографиях, устанавливание в тексте последовательности действий и многие другие. При систематической работе с несплошными текстами у учащихся формируются устойчивые метапредметные умения, школьники очень быстро делят информацию на смысловые части, выделяют основную мысль каждой части, отмечая трудное, непонятное, устанавливают содержательные связи между частями текста, группируют по смыслу выделенные при анализе мысли, объединяя их в более крупные части, устанавливают связи нового с изученным ранее, находят в тексте ответы на вопросы, конкретизируют то, что изложено обобщенно, доказывают, аргументируют[4, с.60]Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только развитию продуктивного чтения, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Кудымова К.Е. РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 307 - 314. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12098 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12098



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.