'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 39

Просмотры  53 просмотров

Зель А.В.

  


ОПИСАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены методологические подходы, используемые при формировании культуры безопасности жизнедеятельности у обучающихся. Изучено понятие «культура безопасности жизнедеятельности», в различных аспектах междисциплинарного изучения.   

Ключевые слова:
научные знания, культура безопасности жизнедеятельности, методологические подходы, обучающиеся   


Развитие научного знания, внедрение достижений технического прогресса в экономику, существенные преобразования материальной сферы российского социума привели к потере у значительной части населения нравственного начала, ценностного континуума, духовных ориентиров. Безопасность жизнеобеспечения не воспринимается как жизненно необходимый, социальный и философский императив. Остро необходим рост уровня образования в области безопасности жизнедеятельности у разных возрастных групп, особенно важно сформировать культуру безопасности жизнедеятельности и траекторию здоровьесберегающего поведения у подрастающего поколения [5]Особая актуальность проблем, связанных с формированием у людей культуры безопасности, обусловлена высокой экономической, социально-политической турбулентностью современного мира, стремительными изменениями в технологиях, усиливающих глобализационные процессы, в том числе в информационной сфере, влияние которой на молодых людей стремительно возрастает.Понятие «культура безопасности жизнедеятельности» (КБЖ) находится в поле междисциплинарного изучения и разрабатывается социологами, педагогами, культурологами, философами, психологами. [2]На сегодняшний момент данное понятие следует рассматривать как многокомпонентный и многоуровневый, но целостный феномен, характеризующий современную картину мира и социальную позицию личности в вопросах формирования опыта безопасного поведения индивида и в виде модели преодоления опасных ситуаций, а также устранения их последствий. Основываясь на многочисленных определениях понятий «культура» (А.П. Асмолов, В.Л. Бенин, Н.П. Ващекин, Т.И. Пусева, И.В. Макарова, П.М. Якушева), «безопасность» (А.Б. Лисицын, О.И. Лунина, И.М. Чернуха) и «жизнедеятельность» (В.С. Барулин, П.А. Кисляков, Т.С. Крупская, С.И. Петрова), феномену КБЖ можно дать определение, соответствующее цели и задачам настоящей статьи: культура безопасности жизнедеятельности представляет собой такое состояние общественной организации личности, которое позволяет обеспечить определённый уровень её безопасности по ходу реализации профессиональной и иных видов деятельности.Доктор педагогических наук, профессор В.Н.Мошкин пришёл к выводу, что феномен культуры безопасности человека включает в себя «компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и умения обеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности, опыт самоконтроля в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности), качества личности (ценностные ориентации, личные смыслы, способности, взгляды и убеждения как основу безопасной жизнедеятельности), направления базовой культуры личности (прежде всего, мировоззренческую, нравственную, психологическую, физическую готовность к безопасной жизнедеятельности), основные функции которых: защита от факторов риска, создание безопасных условий жизнедеятельности, развитие безопасной жизнедеятельности» [4].Будучи интегральным качеством личности, КБЖ определяет её направленность на развитие осознанной потребности в безопасности. Основу последней составляют:- совокупность определённых профессиональных и личностных компетенций [5],- постоянное совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасной реализацией различных видов активности.Являясь составной частью общей культуры, рассматриваемая характеристика носит регулируемый характер. Она нацелена на конкретный результат - обязательное выполнение человеком норм поведения в социуме, что, в свою очередь, является категорией нравственности [3].На современном этапе разработки проблематики представляется целесообразным выделение следующих функций КБЖ:- минимизация влияния факторов риска,- противодействие деструктивному влиянию некоторых контркультур,- стремление к созданию условий, благоприятствующих безопасной жизнедеятельности.К стратегическим национальным приоритетам нашей страны, сформулированным в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», отнесены: сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства. Важнейшим путём достижения целей упомянутой программы является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, обучающихся на уровне основного общего образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»). Седьмой раздел Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г. посвящён проблеме безопасности детей, в нём сформулированы следующие задачи: – формирование у обучающихся представления о безопасном образе жизни, правосознании и культуре в области безопасности дорожного движения, – подготовленность детей к поведению в условиях чрезвычайных ситуаций, безопасному поведению в быту, на природе, на дорогах, – создание безопасного информационного пространства для детей.Особо следует отметить требования документов (ФГОС того периода) по овладению умениями обучаемых действовать в различных опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС). Они должны были умело использовать различные средства индивидуальной, а также коллективной защиты. Значительная часть учебных программ посвящалась вопросам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях [3]Формирование культуры безопасности жизнедеятельности - процесс длительный, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием научных знаний, искусства, идеологии, политики, образования и т. д.В настоящее время «культуру безопасности» чаще рассматривают с позиции деятельности. Эта позиция становится все более востребованной в производственной среде, в сфере профессиональной деятельности. Заметим, что деятельностная теория культуры как феномена социальной жизни общества была развита в работах Э. Маркаряна, З. И. Файнбурга и других в конце 70-х годов прошлого века и характеризует культуру как «универсальное свойство» жизни общества. Культура безопасного поведения (в педагогической науке) - это индивидуальный уровень культуры безопасности жизнедеятельности, который состоит из мировоззрения, норм поведения, индивидуальных ценностей и личной готовности в области безопасности жизнедеятельности. Таким образом, «культура безопасности» обладает универсальностью, без нее не может быть осуществлена успешная производственная и трудовая деятельность, особенно педагогическая.Процесс, развитие культуры безопасности учащихся вузов включает в себя четыре структурных составляющих: деятельностную, когнитивную, ценностную и мотивационную. Каждая из перечисленных составляющей характеризуются своим содержательным компонентом [4] - деятельностная составляющая включает в себя понимание учащимся своих возможностей в овладении средствами и методами минимизации рисков в условиях производства и повседневной жизни, - когнитивная составляющая содержит в себе понимание сути и логики процессов и явлений, в основе которых лежат естественнонаучные принципы и законы, что позволяет объективно оценивать уровень окружающих рисков и опасностей, - ценностная составляющая обусловливает понимание молодым человеком ценности и значимости человеческой жизни с позиции обеспечения ее защиты от рисков и опасностей, знакомство с основными проблемами, связанными с безопасностью не только отдельного индивида, но и общества в целом, - мотивационная составляющая предполагает четкое понимание всех проблем, связанных с безопасностью, что мотивирует учащегося к освоению всех навыков, умений и теоретических знаний, имеющих отношение к проблемам безопасности.К ведущим методам, способным стать опорой в формировании культуры безопасности жизнедеятельности в системе основного общего образования, относятся: [4]– пример, который представляет собой длительную перспективу стремлений обучающегося быть похожим на социально одобряемый образ (портрет персонажа художественной литературы, полководца, государственного деятеля, учёного, выдающегося спортсмена) и преодолевать в себе деструктивные особенности, которые в чём-то близки отрицательному образу, – педагогическое требование, которое выступает как конкретная задача, являющаяся формой построения и реализации алгоритма действий в разнообразных чрезвычайных и опасных ситуациях, – приучение, нацеленное на систематическое закрепление приобретённых обучающимся навыков и умений в области культуры безопасности жизнедеятельности, – соревнование, выстроенное на желании подростков к состязанию, соперничеству и стремлении продемонстрировать наилучший результат в преодолении неожиданных сложностей, – поощрение, транслируемое через коллективную положительную оценку поведения и деятельности обучающегося, нацеленную на эмоциональное подкрепление успешно реализуемых алгоритмов поведения по обеспечению безопасности.Основываясь на комплексе изученных методологических подходов, была осуществлена разработка педагогического механизма становления и развития основ культуры безопасности у учащихся высших учебных заведений, которая включала в себя технологический блок, мотивационно-целевой, организационно-педагогический и результативно-оценочный. В состав педагогического механизма включены процессы проектирования педагогических действий и их воспроизводства.В основе построения мотивационно-целевого блока заложены гуманистические принципы, направленность на развитие у учащихся гражданской ответственности и морально-нравственных установок, формирование у них здоровьесберегающего мировоззрения. Основной задачей организационно-педагогического блока является обеспечение непрерывного характера процесса становления и развития культуры безопасности и определение методов и средств достижения поставленной цели. Отбор средств, методов, форм и содержательной составляющей учебного процесса отвечает целям и задачам развития культуры безопасности у учащихся высших учебных заведений. Содержательная составляющая блока состоит из учебных программ, основанных на междисциплинарных связях между специальными и естественно-научными блоками дисциплин в контексте аспекта по обеспечению безопасности. Результативно-оценочный блок включают в себя комплекс диагностических средств, которые направлены на оценку осознания возможных рисков и опасностей, уровня сформированности мотивационной составляющей в учебной деятельности учащегося в части освоения основ культуры безопасности, на глубинном личностном уровне осознания приоритета ценности человеческой жизни и его здоровья, понимание важности знания основ естественно-научных дисциплин, что позволяет объективно оценивать происходящие в окружающем мире явления и процессы с тем, чтобы реально оценивать и прогнозировать потенциальные риски и опасности в профессиональной деятельности, повседневной жизни и окружающей природе. Для того, чтобы разработанный механизм функционировал с должной эффективностью, необходимо выполнить ряд педагогических условий [4]: - выполнить технологическое оснащение процесса по освоению теоретических знаний, навыков и умений по специальным и естественно-научным дисциплинам: средства управления образовательным процессом, реализуемом по модульной модели обучения, что позволит студентам успешно адаптироваться, а также усилить мотивационную составляющую своего учебного процесса с целью успешного формирования профессиональных компетенций, - обеспечить широкое использование в рамках образовательного процесса средств цифровых технологий, позволяющих обеспечить выполнение принципа индивидуализации учебного процесса, - широко использовать в рамках образовательного процесса задания, содержащие в себе междисциплинарные аспекты, которые направлены на развитие у учащихся мышления естественнонаучного типа.КБЖ в быту. По ходу освоения данного раздела обучающихся проще мотивировать, т. к. многие из них имеют некоторый жизненный опыт в соответствующей сфере. Кроме того, их интерес стимулируется необходимостью решения проблемных ситуаций (Е.А. Крайнова, Е.Ю. Панцева, С.В. Снадченко, Ю.А. Тихонов). Следовательно, при его изучении перспективным выглядит формирование мировоззренческого, нравственного, психологического, правового, коммуникативного, политехнического и валеологического направлений базовой культуры личности, а также упорядочение имеющегося опыта творческого решения проблем обеспечения безопасности, опыта самоконтроля в деле организации безопасных условий жизнедеятельности.Защита населения в ЧС, Гражданская оборона Российской Федерации. В целях актуализации теоретической составляющей по ходу изучения данной тематики широко используются возможности регионального и местного компонентов. Таким образом, формируется понимание учащимися связи, существующей между изучаемым материалом и реальной жизнью. Это, в свою очередь, может поспособствовать формированию личных смыслов и ценностных ориентаций студентов, а также позволяет оптимизировать процесс складывания системы знаний и умений, связанных с обеспечением безопасности [6]Первая помощь (доврачебная). Здоровый образ жизни. Темы этого раздела всегда с интересом воспринимаются учащимися. Место, которое его освоение может занять в процессе формирования КБЖ, сложно переоценить. Во-первых, представляется возможным формирование валеологического, экологического и медицинского направлений базовой культуры личности. Кроме того, будущими профессионалами приобретаются знания и умения, связанные с обеспечением безопасности. Также у них могут быть развиты соответствующие ценностные ориентации.В ходе изучения курса БЖД необходима активизация социально-культурного опыта обучающихся. Это позволит оптимизировать процесс формирования интеллектуального, нравственного, психологического и эстетического направлений [2]Привлечение знаний, умений и навыков учащихся, относящихся к области гуманитарных дисциплин Компетенции, полученные в ходе изучения этики, обществознания, политологии, валеологии, могут помочь в процессе развития кругозора студентов, в том числе в области, касающейся КБЖ. Они позволят будущим специалистам эффективнее искать и применять решения, в том числе в условиях опасных или чрезвычайных ситуаций [5]Обращение к общественно-историческому опыту. В процессе изучения ряда тем курса БЖД возможно получение обучающимися дополнительных знаний из области истории своей страны. Их накопление будет способствовать формированию у студентов опыта творческого решения проблем обеспечения безопасности и формированию соответствующей модели ролевого поведения при осуществлении в дальнейшем профессиональной и других видов деятельности.Решая в ходе освоения БЖД задачи, требующие поиска новых идей, нестандартных подходов, обучающиеся смогут развить духовную самостоятельность, потребность в самообразовании, критическую направленность мышления (Ю.В. Алеева, О.И. Воробьева, Ю.А. Тихонов). Таковые в дальнейшем будут проявляться у них, в том числе, по ходу решения вопросов обеспечения безопасности.Рефлексия представляет собой комплекс умений и навыков, позволяющих эффективно оценивать результаты собственной учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности. Без осознания когнитивных механизмов и объективной оценки собственных результатов, достигнутых в ходе соответствующей деятельности, учащиеся не смогут в полной мере овладеть компетенциями, составляющими структуру КБЖ [3]Комплекс рекомендаций, направленных на повышение эффективности процесса освоения учебного материала по культуре безопасности обучающихся в ходе образовательного процесса в высшем учебном заведении. 1. Развитие познавательной активности учащихся. Необходимо, чтобы в ходе образовательного процесса студент на постоянной основе укреплял и развивал свое стремление к познанию и мотивацию к обучению. Уровень познавательной активности, его глубина и сила во многом обусловлены личными потребностями учащегося, задачами и целями, которые он ставит перед собой в рамках своего обучения в высшем учебном заведении. Его познавательные потребности формируются под воздействием стремления решать проблемы и задачи учебного характера, выявлять природу противоречий между информацией, полученной им в ходе обучения и так называемыми общеизвестными фактами [1]. 2. Освоение знаний фундаментального характера о культуре. Формирование данного аспекта личностного развития, учащегося предполагает освоение знаний культурологического характера, развитие творческой сферы личности, обретение опыта в культурной и социальной сферах. Ведя речь о культурном человеке, перед нами встает образ высокоинтеллектуального, обладающего богатыми знаниями, духовно развитого индивида. Поэтому направленность личностного развития учащегося вуза по направлению к совершенствованию творческих, духовно-нравственных и интеллектуальных качеств позволит ему овладеть ключевыми основными культуры. 3. Освоение академических знаний в сфере дисциплин гуманитарного блока. Выдвигая перед учащимися требования, особенности которых определяются его будущей деятельностью, уместно акцентировать внимание на навыках, умениях и знаниях, особо значимых для реализации в профессиональной сфере деятельности. Например, знания из области обществознания, культуры, искусства, литературы, истории и других смежных дисциплин позволят будущему специалисту существенно расширить свой культурный кругозор, обогатить арсенал методов, средств и технологий. Иными словами, существует непосредственная взаимосвязь между богатством внутреннего мира специалиста и его профессиональным уровнем, вариативностью принимаемых решений и действий, способностью находить оптимальное решение в самых непредсказуемых ситуациях [2]. 4. Приобщение учащихся к историческому и общественному опыту. В ходе образовательного процесса учащиеся овладевает существенным объемом знаний культурологического, профессионального и общего характера, которые трансформируются со временем в убеждения, что называют важным этапом перехода количественных характеристик в качественные. Одновременно с этим процессом у студента происходит формирование умений и навыков профессионального характера, которые авторы культурологических и педагогических исследований характеризуют как опыт. Происходит постепенное аккумулирование решений практического характера, что выражается в формировании ролевых поведенческих паттернов. Приобретенный учащимся исторический и общественный опыт побуждает его осуществлять свои действия согласно некоему стандарту в определенных ситуациях повседневной жизни и профессиональной деятельности, проявляя при этом известный уровень гибкости. Например, В. Л. Крайник отмечает, что в рамках образовательной деятельности заложен потенциал не просто к освоению учебного материала, а и творческому его осмыслению таким образом, чтобы рассматривать его не как истину в последней инстанции, а как один из многочисленных вариантов трактовки, происходящих вокруг явлений и событий культурного и социального характера [5]. 5. Развитие творческой составляющей личности учащегося и направленность на способность принятия неординарных решений в ходе образовательной деятельности. Генерируя новая идеи, придавая им нестандартный и креативный характер в ходе образовательной деятельности, учащиеся развивают свою интеллектуальную самостоятельность, демонстрирует постоянную потребность в саморазвитии, стремлении к формированию у себя критического подхода к окружающей действительности. Подобная направленность стимулирует к выходу за границы типичных образовательных программ и планов, мотивирует учащегося к выработке творческого типа мышления, что в совокупности крайне позитивно влияет на развитие у него творческого потенциала.6. Развитие рефлексии у учащихся вузов. Под рефлексией понимают способность к оценке успешности своей работы и умение взглянуть на нее как бы с точки зрения стороннего наблюдателя. Трудно рассчитывать на успех в образовательном процессе, не осознавая и не понимая сути познавательных механизмов, учебных технологий и методик, системы оценивания итогов своей учебы, понимания причин собственных успехов и неудач, которые непременно сопровождают каждого студента в ходе учебной деятельности.Таким образом, сегодня для безопасной реализации деятельности в профессиональной и других сферах недостаточно наличия у выпускника российского вуза сформированной системы соответствующих знаний, умений и навыков. Необходимым также является достаточный уровень развития у них мышления, основанного на глубоком осознании безусловности приоритета безопасности при решении профессиональных и иных задач. Соответственно, актуализируются вопросы, связанные со складыванием у студентов особого вида культуры - безопасности жизнедеятельности.Последняя представляет собой такое состояние общественной организации личности, которое позволяет обеспечить определённый уровень её безопасности по ходу реализации профессиональной и иных видов деятельности.Будучи интегральным качеством личности, КБЖ определяет её направленность на развитие осознанной потребности в безопасности, основу которой составляют совокупность определённых профессиональных и личностных компетенций, постоянное совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасной реализацией различных видов активности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Зель А.В. ОПИСАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 264 - 276. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12092 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12092



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.