'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 37

Просмотры  36 просмотров

Долженкова М.А.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в работе исследуется вопрос эффективности использования чат-ботов в образовательной деятельности. Представлены также общие сведения чат-ботов как инновационного прогресса. В статье анализируются преимущества и недостатки применения виртуального ассистента в процессе обучения.   

Ключевые слова:
искусственный интеллект, образование, чат-боты, нейросеть   


В настоящее время человечество пришло к тому, что результаты технологического прогресса активно внедряются и используются во всех сферах жизни общества. Технологии дошли до того, что в некоторых аспектах могут заменить разумного человека. Уместно встал вопрос о замене искусственным интеллектом человеческого труда в принципе, однако не все сферы могут быть полностью заменены технологическим «разумом». Сферы применения чат-ботов [3, с. 6]:Выполнение функций личного секретаря,Поиск нужных мест и заведений,Оказание развлекательных услуг,Непринужденное общение в качестве собеседника,Образование,Заказы в Интернете,Помощь в управлении личными финансами,Биржевая торговля.Консультирование потенциальных и реальных клиентов в коммерческой сфере.Одной из новейших и наиболее перспективных форм использования чат-ботов является сфера образования. Сфера образования активно внедряет инновационные технологии для оптимизации процессов обучения и повышения обучаемости. Данные виртуальные ассистенты предоставляют широкий спектр возможностей для обогащения образовательного процесса и повышения его эффективности. Образовательные чат-боты - это программы, способные взаимодействовать с пользователями на естественном языке, обеспечивая ответы на вопросы, предоставляя информацию, помогая в выполнении заданий, а также ведя диалоги для улучшения обучающего процесса. Их популярность обусловлена способностью предоставлять персонализированные образовательные материалы, эффективно адаптируясь к потребностям каждого ученика.Чат-боты имеют множество преимуществ перед использованием иных ресурсов и, в частности, программных приложений: боты легко установить, не используя память устройства, например, смартфона, ссылки на бот легче распространить, его проще создать и использовать и др. [1, с. 17].Один из ключевых аспектов использования чат-ботов в образовательной деятельности - персонализация обучения. Чат-боты способны анализировать данные обучающегося, его успеваемости, особенностей обучения, индивидуальных запросов и на их основе предоставлять персонализированные рекомендации и материалы. Такой подход максимально соответствует потребностям каждого учащегося, обеспечивая эффективное усвоение учебного материала.Кроме того, чат-боты могут использоваться для организации интерактивных занятий, заданий и тестирования. Они могут создавать игровые сценарии, интересные обучающие сессии и квесты, что существенно повышает мотивацию учащихся и обогащает образовательный опыт, а также способствует эффективному закреплению пройденного материала.Нельзя не отметить их важную роль в формировании навыков самостоятельной работы и самообучения. Чат-боты способствуют развитию умения формулировать вопросы, искать информацию, а также анализировать и оценивать полученные ответы.Тем не менее, внедрение чат-ботов в образование также ставит перед преподавателями и учебными заведениями ряд вызовов, включая обеспечение безопасности данных учащихся, интеграцию чат-ботов в учебные планы, обучение педагогов использованию этой технологии и обеспечение ее доступности для всех учащихся.Например, некоторые образовательные предметы, такие как искусство, музыка, спорт или профессиональные навыки, требуют физической практики и руководства со стороны опытных преподавателей. Чат-боты могут предоставлять информацию и теоретические материалы, но они ограничены в возможности обучения физическим навыкам.Кроме того, в зависимости от алгоритмов, базы данных и искусственного интеллекта, чат-боты могут быть ограничены в своей способности обеспечивать глубокое и широкое понимание сложных тем. Для обсуждения и анализа сложных вопросов может потребоваться присутствие опытного преподавателя.Самый главный недостаток использования подобных виртуальных ассистентов заключается в том, что искусственный интеллект не в силах создать что-то новое, провести научное исследование или доказать какую-либо выдвинутую теорию. Информационный поток чат-ботов ограничен уже имеющимися знаниями и выводами, которые представлены в сети Интернет, поэтому изобрести что-то новое он не может. Чего нельзя сказать о человеке.Нужно отметить, что соблюдение конфиденциальности и безопасности данных учащихся, особенно в контексте использования чат-ботов, требует особого внимания. Сбор, хранение и обработка личной информации учащихся должны соответствовать высоким стандартам безопасности данных.Таким образом, можно выделить перспективы развития данной нейросети. Во-первых, это улучшение качества обучения за счет применения алгоритмов машинного обучения и обработки больших данных. Во-вторых, создание более реалистичных виртуальных сред для обучения. А также - разработка чат-ботов с возможностью голосового общения и распознавания речи.В заключение хочется еще раз отметить, что использование чат-ботов является перспективным направлением в образовательной сфере, позволяющим повысить эффективность обучения, обеспечить гибкость и доступность образования, а также сэкономить ресурсы. Однако для успешного внедрения чат-ботов необходимо учитывать их особенности, возможности и направления развития, чтобы достичь максимального эффекта от их применения. Основной задачей также является не замещение трудовой деятельности человека инновационными технологиями, а совмещение человеческих возможностей и технологического прогресса.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Долженкова М.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 254 - 258. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12090 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12090



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.