'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 36

Просмотры  47 просмотров

Добрейкина А.П., Харченко М.С.

  


К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются возможности использования аутентичных текстов при формировании лексической компетенции у младших школьников, указываются основные проблемы такого направления исследований.   

Ключевые слова:
лексическая компетентность, аутентичный текст, аутентичные материалы   


На сегодняшний день изучение иностранных языков стало неотъемлемой частью жизни большинства людей. Ситуация с современными образовательными стандартами претерпевает существенные изменения в течение последних лет. По причине изменения отношения к обучению в области образования и изучения английского языка, необходимо изменение подходов к организации учебного процесса и разработка новых методов его совершенствования.Современные реалии и положение вещей отображаются в языке с помощью слов, которые имеют отношение к лексике. Являясь неотъемлемой частью общения, слова имеют в себе скрытые смыслы и используются людьми ежедневно [Козлов, 2013, с. 235]. Урок английского языка в начальной школе имеет ряд особенностей, которые требуют изучения. В данной статье мы рассмотрим термин «лексическая компетентность» и способы ее формирования.Под термином «лексическая компетенция», вслед за Солововой Е.Н., мы понимаем «знания словарного состава языка, включающие лексические элементы, и способности их использования в речи. К лексическим элементам относятся слова, регулярные сочетания слов, устойчивые сочетания (фразовые глаголы), сложные предлоги, фразеологические единицы» [Соловова, 2003, с.145]. Формирование лексической компетенции происходит в виде градуированного процесса, в котором условно можно выделить несколько уровней. Под уровнем сформированности лексической компетенции нами понимается «способность учащихся решать задачи, связанные с усвоением иноязычного слова при практическом пользовании им в речи на основе приобретенных знаний и соответствующих навыков» [Шамов, 2007, с. 23].Объем информации, который необходимо усвоить учащимся в процессе обучения, побуждает преподавателей к поиску новых способов и методов, которые будут более эффективны. Образовательные системы и инструменты, позволяющие за те же временные рамки дать больше информации, а также показать ее более доступно, ярко и эмоционально для того, чтобы процесс обучения был более лёгким и удобным. Одним из способов формирования лексической компетенции может выступать использование аутентичных материалов. Но поскольку понятие «аутентичные материалы» в связи с новизной рассмотрения еще не получил четкого определения в современной лингводидактике. В первую очередь, стоит рассмотреть само понятие аутентичности. В процессе рассмотрения этого понятия возникают некоторые проблемы с терминологией. Не существует четкого определения аутентичности, как в отечественной, так и в зарубежной методической литературе. Не определены термины, которые бы соответствовали понятиям «аутентичный», «оригинальный» и «подлинный». По этой причине, мы попробуем дать определение аутентичности и определить соотношение данного понятия с его близкими аналогами.В Новом словаре русского языка Ефремова Т. Ф. определяет понятие «аутентичный» как «исходящий из первоисточника, соответствующий подлиннику, подлинный». При этом «подлинный» означает «являющийся оригиналом, не скопированный», а «оригинальный» представлен как «свойственный оригиналу, характерный для него» или «не заимствованный, не подражательный, не переводный, подлинный» [Ефремова, 2000].Р. Р. Джордан называет аутентичными текстами материалы, которые написаны не для целей обучения языку [Bacon, 2010,с. 47]. Основными преимуществами использования аутентичных материалов являются: повышение мотивации изучающих язык, содержание культурной информации, поддержание более творческого подхода к преподаванию, обеспечение знакомства с реальным языком, улучшение всех языковых навыков.Отечественные методисты Носонович Е.В. и Мильруд Р.П. выделяют ряд аспектов аутентичности учебного текста, в числе них [Носонович, 2008, с. 10-14.]:1) Культурологическая аутентичность,Это можно определить, как использование текстов, которые формируют представление о специфике жизни носителей изучаемого языка во всех сферах его функционирования.2) Информативная аутентичность,В данном случае речь идет о создании текстов, которые содержат актуальную и важную информацию, которая отвечает возрастным особенностям обучающихся.3) Ситуативная аутентичность,Это можно представить, как создание естественной ситуации общения в виде примера для изучения, который может быть представлен в форме учебной иллюстрации. При этом предполагается наличие интереса к заявленной теме у носителей языка и естественность обсуждения данной темы.4) Аутентичность национальной ментальности,Это является разъяснением того, как следует использовать ту или иную фразу на иностранном языке.5) Реактивная аутентичность,Эта способность текста может помочь обучаемым получить аутентичный эмоциональный, когнитивный и речевой отклик.6) Аутентичность оформления,Существует соответствие оформления текста в учебном пособии и его написания в оригинале, которое является результатом привлечения внимания к учебному материалу и способствует облегчению понимания коммуникативной задачи текста.7) Аутентичность учебных заданий к текстам,Данная способность включает в себя возможность заданий, направленных на мотивацию работы с текстом и их использование в процессе обучения. Кроме того, они должны быть основаны на действиях, которые совершаются во внеурочное время при работе с иными источниками информации.В первую очередь, необходимо помнить о том, что использование аутентичных текстов на уроках в начальной школе должно быть уместным и оправданным. В то же время, необходимо соблюдать меру в их использовании и грамотно организовывать их демонстрацию. Если этого не произойдет, они могут перестать быть эффективными и перестают вызывать интерес у учеников, то есть перестают быть полезными.В отечественной научно-методической литературе описаны следующие критерии выбора аутентичных материалов:1) последовательность - аутентичный материал не должен нарушать целостность учебного процесса,2) новизна знаний по предмету, новая информация для учащихся,3) актуальность, содержание и информационная обоснованность данных для жителей других стран,4) применимость и стабильность - аутентичный материал должен описывать современную реальность.Безусловно, мы не можем с достаточной степенью достоверности сравнивать уровень английского языка наших школьников и англоговорящих детей одного возраста, за исключением тех детей, которые слышат, говорят или изучают английский язык с самого детства. С учетом этого, тексты для второго и третьего класса должны соответствовать уровню материалов англоговорящих детей младшего возраста.Один из самых распространенных, а главное - богатых жанров устного народного творчества - это сказка. У человека есть способность конструировать систему интуитивных представлений о реальности. Сказка является вместилищем больших архетипов, которые присутствуют в его сознании. Она влияет на формирование культуры. Такой критерий как применимость и стабильность наглядно прослеживается в данным материалах.Сказка Джулии Дональдсон «Груффало» является одним из лучших вариантов для изучения английского языка на начальных этапах обучения. Очаровательная и забавная история о страшном чудовище, в которой присутствует поэтическая форма. Содержание книги рассчитано на детей от 3 до 7 лет. К слову сказать, грамматические конструкции в целом довольно простые и доступные как для учеников второго, так и для третьего класса. Данный текст не нарушает целостность учебного процесса. Он позволяет изучить необходимую лексику для младших школьников, но с использованием новых для них текстовых материалов.Как пример для изучения в 3 и 4 классах можно рассмотреть известного персонажа «Винни-Пуха» (WinniethePooh) в оригинальной версии от А.А Милна. Это будет превосходной работой, которая покажет разницу между оригиналом и адаптацией. Исходя из общего впечатления, текст не сложен. Однако следует исследовать его более тщательно и выбирать больше фрагментов для изучения, чем весь текст в целом.Следовательно, приведенные выше тексты соответствуют критериям отбора аутентичных материалов, предложенные отечественными учеными.В заключение, можно сказать о том, что использование аутентичных текстов на уроках английского языка в начальных классах способствует формированию у детей устойчивого интереса к изучению иностранного языка, а также развитию навыков использования грамматических конструкций, лексики и интонации. Подобные навыки имеют решающее значение при оценке уровня развития лексической компетенции.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Добрейкина А.П., Харченко М.С. К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 247 - 253. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12089 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12089



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.