'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 34

Просмотры  19 просмотров

Шерифов С.Ф., Устаева Н.Х.

  


СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ *

  


Аннотация:
внесенные поправки в Конституцию Российской Федерации свидетельствует о переходе на новую ступень в социальном развитии страны, на усиление его социального характера. На государство возложена обязанность создавать условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию граждан.Требуется внесение соответствующих изменений в отраслевое законодательство.   

Ключевые слова:
социальное государство, пенсия, социальные пособия, защита семьи, защита детства, поправки в Конституцию   


Политическая система современной России, основанная на принципах Конституции 1993 года, обеспечивает стабильное существование российского общества. Жизнь, однако, требует внесения изменений в Основной Закон страны для повышения эффективности политической системы, соответствия её реалиям современного этапа развития российского общества и адекватного ответа на вызовы XXI века. Данная статья посвящена самым существенным изменениям Конституции Российской Федерации – поправкам 2020 года. При этом в центре внимания исследования находится процесс разработки и принятия этих поправок.В свою очередь конституции в зависимости от способа принятия в них изменений делят на гибкие и жесткие. В науке данный вопрос тесно связан с так называемой стабильностью конституции. Именно гарантией таковой и выступает должным образом урегулированный и сложный механизм внесения в конституцию изменений. При этом необходимо учитывать, что конституция выступает не только нормативно-правовым актом страны, определяющим основные вопросы жизни общества и государства. Основные законы стран можно рассматривать как политические акты, в которых находят свое отражение многовековая история, ценности жизни народов, в них отражается стремление и желание общества жить в том окружении, какое оно выберет, определит.Конституция Российской Федерации в статье 7 провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].Стоит отметить, что до принятия конституции 1993 г. предусматривался единый порядок внесения в неё изменений. Анализ конституций советского периода позволяет сделать вывод о том, что полномочия по данным вопросам относились к ведению одного высшего государственного органа: Верховного Совета, Съезда Советов СССР. Как первый советский Основной закон страны, так и конституция 1993 г. принимались в непростой переломный момент в развитии нашей страны.После того как советский союз прекратил свое существование, потребовались новые механизмы урегулирования и реализации данного института. Новый порядок должен был учитывать, в том числе, и особенности федеративного устройства новой державы. Безусловно, распад советского союза стал некой драмой для российского народа. После фактического развала наше государство находилось в печальном состоянии, политическом давлении и воздействии со стороны Соединенных Штатов Америки. В частности, Основной закон нашей страны создавался при участии Агентства США.Лишь с принятием действующей Конституции РФ происходит дифференцирование норм, предусматривающих изменение её текста, которые в свою очередь разделяются на две группы: те, которые регулируют порядок принятия новой конституции и те, которые предусматривают порядок внесения изменений и дополнений в действующую конституцию. В этом смысле можно высказаться о совершенствовании правовой регламентации освещаемых вопросов.Действующее законодательство вопросы принятия и изменения Конституции Российской Федерации и федеральных законов, в также контроль за их соблюдением относит к предмету исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71). В Конституции РФ нашло свое отражение урегулирование пересмотра Конституции Российской Федерации и внесение в неё поправок. Вопросу конституционных поправок и пересмотру Основного закона страны посвящена Глава 9 Конституции РФ. Названную главу образуют четыре статьи: 134,135,136,137.В Конституцию РФ, в ходе принятия поправок в новой редакции в статье 75 впервые в Российской Федерации закреплены принципы, на которых формируется пенсионное обеспечение - всеобщность, справедливость и солидарность поколений. Закреплено также, что поддерживается эффективное функционирование системы пенсионного обеспечения, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. Также гарантируется адресная социальная поддержка граждан, индексация социальных пособий и иных социальных выплат. В новой 75.1 статье Конституции указывается, что в РФ создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, обеспечивается социальная солидарность.Такое усиление социальных аспектов можно рассматривать не только в качестве обеспечения гарантий реализации конституционной нормы о социальном государстве, но более как ответ на общественный запрос о государственной помощи незащищенным слоям населения. В качестве важнейшего приоритета государственной политики России выделено обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Федерации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства. На государство возложена обязанность создавать условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Такие поправки в Конституцию значительно усиливают социальный характер государства, и лишь в настоящее время в значительной степени социально направленная политика в нашей стране стала ощутима для населения.Кроме того, развитие этих норм получило в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где подчеркивается необходимость обращения особого внимания поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, воспитанию детей, их всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию [2]. Активно формируются условия для достойной жизни старшего поколения.Изложенное свидетельствует о том, что в построении социального государства мы переходим на более высокую ступень и законодателю необходимо будет принять ряд нормативно-правовых актов, которые будут направлены на реализацию соответствующих норм Конституции РФ. [3]В частности, это должны быть акты, которые позволят повысить уровень величины прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда. Ведь не секрет, что утвержденный в настоящее время размер величины прожиточного минимума действительно позволяет с трудом «свести концы с концами», зачастую после оплаты коммунальных услуг, сохраняя для проживания настолько незначительную сумму, что едва хватает на продукты первой необходимости [4]. О необходимости принятия таких актов свидетельствует также Стратегия национальной безопасности, согласно которой обеспечение мер, направленных на устойчивый рост доходов и благосостояния российских граждан, создание комфортной и безопасной среды для проживания, формирование здорового образа жизни, безусловную реализацию на всей территории страны конституционных прав и гарантий в сферах здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, социального обеспечения, образования и культуры также признаны основными ее целями.Сокращение бедности, снижение уровня социального и имущественного неравенства, повышение уровня образования населения, воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина объявлены целями государственной политики в сфере сбережения народа России [5].Таким образом, усиление социальных идей, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей предполагает также социально-нравственное наполнение правовых норм, что требует корректировок отраслевого законодательства.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Шерифов С.Ф., Устаева Н.Х. СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВА В СВЕТЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РФ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 236 - 242. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12087 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12087



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.