'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 33

Просмотры  21 просмотров

Шерифов С.Ф., Устаева Н.Х.

  


НОТАРИАТ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПУБЛИЧНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ *

  


Аннотация:
в статье отмечается роль нотариата в системе публичной власти. В систему органов публичной власти нотариат не входит, но выполняет ряд функций, носящих публичный характер. Роль нотариата значительна. В будущем роль нотариата возрастет.   

Ключевые слова:
нотариат, публичные функции, удостоверение бесспорных прав, нотариальные палаты, государственный статус нотариальной системы, исполнительная сила нотариального акта   


Нотариальные органы в жизни страны всегда занимали особое место в силу выполняемых ими функций. Однако, в советский период они являлись государственными органами в структуре органов юстиции со всеми вытекающими отсюда последствий. При отсутствии нормативно-правового документа регламентирующего правила нотариального делопроизводства частнопрактикующие нотариусы, нотариальные палаты и территориальные органы Минюста России пытались создать оптимальную, соответствующую на тот момент практику ведения и оформления нотариальных документов для дальнейшего хранения либо передачи, создавалась практика проведения проверок нотариального делопроизводства, приёма-сдачи нотариальных архивов нотариусов и т.д. При этом такая практика в разных субъектах Российской Федерации складывалась по-разному из-за отсутствия помощи в разрешении данных вопросов со стороны Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты.Только в 2009 году появились первые на тот момент Правила нотариального делопроизводства, которые должны были расставить исправить и так непростую ситуацию в нотариальном делопроизводстве, привести разрозненную практику ведения нотариального делопроизводства к единому знаменателю. Однако Правила, которые так долго ждали, оказались «сырыми» и не смогли реализовать возложенные на них надежды и отчаяния нотариального сообщества.И только в 2014 году спустя пять лет, были приняты, действующие на сегодняшний день Правила нотариального делопроизводства, которые ждали взамен Правилам 2009 года. Но и они, прояснив отдельные аспекты, не смогли до конца урегулировать все стороны ведения нотариального делопроизводства, и стоит заметить, что некоторые ошибки, коллизии, повторения перекочевали и в настоящую редакцию Правил. В Правила постоянно вносились изменения, что говорит о том, что и они не явились «на свет» совершенными. Изменения касались в частности организационно-распорядительных документов, ведения реестров и наследственных дел, регистрации документов в единой информационной системе нотариата.В настоящее время нотариат стал представителем государства, на который возложен ряд существенных государственных функций. Этот вывод следует из анализа содержания положений пункта 3 части пятой статьи 12, часть второй статьи 17 и части первой статьи 34 Основ, согласно которым нотариат можно понимать как систему органов, наделенных полномочиями властного характера, целью деятельности которых является защита прав и законных интересов общества, юридических лиц и граждан [2].Следовательно, нотариат продолжает оставаться непременной составной частью современной Российской правовой системы, поскольку позволяет государству успешнее осуществлять его правоохранительные, фискальные и судебно-юрисдикционные функции.Нотариальные палаты выполняют и ряд других специфических публично значимых задач [3]. В частности, они оказывают содействие в развитии нотариальной деятельности, организуют стажировки претендентов на должность нотариуса, занимаются вопросами повышения профессиональной подготовки нотариусов, возмещения затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организацией страхования нотариальной деятельности для обеспечения возмещения возможного ущерба от нотариальных действий (часть вторая статьи 25 Основ).Нотариальное делопроизводство – это неотъемлемая часть ведения повседневной деятельности нотариуса. Грамотно оформленные документы, не только с юридической точки зрения, но и со стороны делопроизводства, будут повышать доверие к нотариусам и их авторитет, как лиц, на которых возложены часть государственных функций, так как нотариус действует от имени Российской Федерации и принимает присягу раз в жизни. В настоящее время, когда в стране проходят значительные изменения на законодательном уровне, нотариусам необходимо помогать ее гражданам, в части своей компетенции, осуществлять свои гражданские права и обязанности, и правильно составленный документ, будет являться тому подтверждением.При оценке места нотариата в правовой системе ряд авторов сводит функции нотариата лишь к удостоверению бесспорных прав и фактов, к удостоверению документов и выписок из них, и совершению некоторых действий в установленном законом порядке для обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.Другая группа авторов полагает (и их большинство), что нотариат относится к системе органов гражданской юрисдикции, так как нотариат наделен полномочиями по разрешению юридических дел бесспорного характера в сфере гражданского оборота. Подтверждением обоснованности этой позиции также становится постепенное расширение полномочий нотариата в сфере правовой деятельности. Важным критерием отнесения нотариата к органам гражданской юрисдикции является и то, что деятельность нотариальных органов происходит в рамках процедурно-процессуальных форм различной степени сложности.Все это свидетельствует о том, что система нотариата является публично-правовой по организации своей деятельности и содержанию, выполняя возложенные на него государством функции. По выполняемым функциям из органов гражданской юрисдикции к нотариату наиболее близок суд. Действуют общие принципы организации и деятельности судов и органов нотариата. Так, и нотариусы, и судьи руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ и федеральными законами. Они по своему статусу независимы и должны быть беспристрастны в отношении участников судопроизводства либо нотариального производства, в равной степени действуют правила соблюдения языка судопроизводства.Кроме того, немаловажным является государственный статус судебной и нотариальной систем, поскольку процессуальное законодательство прямо отнесено, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, к ведению Российской Федерации, а нотариат входит в предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, хотя преимущественным и в нотариате является правовое регулирование на федеральном уровне. [4]Единый подход в правовом регулировании судебной и нотариальной деятельности очень важен, ибо эти системы являются одним из фундаментальных факторов сохранения единства России, эффективного функционирования единого правового пространства.Однако, между судебной и нотариальной деятельностью имеются немало и отличий: судебная деятельность по содержанию представляет собой правосудие, осуществляемое только судом, и судебные функции носят исключительный характер. Правосудие является формой осуществления государственной власти, которая в силу принципа разделения властей, является самостоятельной ветвью власти. Деятельность же нотариуса правосудием не является, да и исключительный характер нотариальные функции не носят, так как могут совершаться и другими уполномоченными на то лицами.Степень обязательности актов этих органов тоже различная. Так, судебные постановления имеют общеобязательный характер, то есть они обязательны для исполнения всеми органами и лицами и могут принудительно исполняться с использованием государственного механизма. Нотариальные акты, по общему правилу, исполнительной силы не имеют, и принудить к принудительному исполнению другую сторону нотариального действия может только суд (за исключением нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов, медиативных соглашений).В свете проникновения IT-технологий во все сферы общественной жизни мы все чаще отказываемся от традиционных бумажных документов в пользу электронных аналогов. Есть все основания полагать, что в ближайшее время перечень подобных «гибких», но при этом юридически достоверных документов расширится. При этом роль нотариального удостоверения только усилится, правда, в современном электронном исполнении. Переход на совершенно новый уровень ведения нотариальной деятельности, в том числе и нотариального делопроизводства начался относительно недавно, в связи с внедрением электронного документооборота. Необходимо продолжать эту тенденцию, внедряя её во все сферы нотариата, а именно от удостоверения нотариально оформленного документа до грамотного ведения нотариального делопроизводства. Другими словами, россиянам будет обеспечена надежная правовая защита в максимально удобном и современном формате.Подытоживая вышеизложенное, мы приходим к выводу о том, что нотариат – это негосударственный орган, который осуществляет делегированную ему государством правоохранительную функцию, а именно - публичную функцию по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц и занимает самостоятельное место в системе правоохранительных органов Российской Федерации. При этом нотариат не входит организационно ни в одну из иных правоохранительных государственных структур.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Шерифов С.Ф., Устаева Н.Х. НОТАРИАТ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПУБЛИЧНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 229 - 235. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12086 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12086



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.