'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1
  4. Научная статья № 32

Просмотры  36 просмотров

Федорова О.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО, ГРАЖДАНСКОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА *

  


Аннотация:
в настоящее время цифровизация является одним из основных трендов развития современного общества. Цифровые технологии проникают во все сферы жизни, включая правосудие. Применение цифровых технологий в судопроизводстве позволяет повысить эффективность и прозрачность правосудия, обеспечить доступ к правосудию для граждан, а также снизить коррупционные риски. В данной работе рассматриваются особенности информационного обеспечения участников уголовного, гражданского и административного судопроизводства в Российской Федерации. В работе анализируются нормативно-правовые основы информационного обеспечения участников судопроизводства, а также практика применения цифровых технологий в этой сфере. В работе также рассматриваются проблемы и перспективы развития информационного обеспечения участников судопроизводства.   

Ключевые слова:
информационное обеспечение, участники судопроизводства, цифровые технологии, уголовное судопроизводство, гражданское судопроизводство, административное судопроизводство   


Современный этап развития общества характеризуется растущей ролью информационных технологий. Они активно влияют на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности государства. Необходимость использования информационных технологий уже не вызывает никаких сомнений, поскольку технология — это одна из наиболее развитых сфер современной жизни, которая позволяет повысить эффективность любого процесса, обеспечивающего развитие общественных отношений [1].Современная система судоустройства и судопроизводства не может эффективно функционировать без надлежащего информационного обеспечения. Именно благодаря последнему сегодня происходит осуществление правосудия судами России, обеспечивается реализация такого важного принципа судопроизводства, как гласность и открытость. Учитывая существующую систему информационного обеспечения судов, участники судебного процесса могут обратиться в суд, получить необходимую информацию о движении дела, не приходя непосредственно в суд, а суд – рассмотреть дело в разумные сроки и принять законное и обоснованное решение.Создание эффективной и качественной системы информационного обеспечения деятельности административных судов является международным стандартом защиты субъективных публичных прав участников общественных правоотношений [3].Гласность уголовного судопроизводства является одним из основополагающих принципов уголовного процесса, закрепленным в статье 10 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) [2]. Она означает, что судебные заседания и другие процессуальные действия, за исключением случаев, предусмотренных законом, должны быть открытыми для общественности. Гласность служит нескольким целям, в том числе:Обеспечению общественного контроля над деятельностью правоохранительных органов и судов.Предупреждению злоупотреблений со стороны должностных лиц.Формированию общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и судов. [5, 6]В настоящее время цифровизация активно внедряется в различные сферы общественной жизни, в том числе и в правосудие. Цифровые технологии могут быть использованы для обеспечения гласности уголовного судопроизводства в нескольких направлениях:Трансляция судебных заседаний в режиме реального времени.Доступ к материалам уголовного дела в электронном формате.Обеспечение возможности участия в судебных заседаниях в режиме удаленного доступа. [4]Применение цифровых технологий для обеспечения гласности уголовного судопроизводства имеет ряд преимуществ:Увеличение доступности правосудия для граждан. Цифровые технологии позволяют гражданам, которые не могут присутствовать в суде лично, следить за ходом судебного разбирательства и знакомиться с материалами дела. Это повышает доступность правосудия для граждан, которые проживают в отдаленных районах, а также для граждан с ограниченными возможностями.Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и судов. Цифровые технологии позволяют ускорить и упростить процедуру рассмотрения уголовных дел. Например, трансляция судебных заседаний в режиме реального времени позволяет сократить расходы на организацию судебных заседаний.Создание условий для формирования общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и судов. Цифровые технологии позволяют гражданам получать информацию о деятельности правоохранительных органов и судов. Это способствует формированию общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и судов, что, в свою очередь, может способствовать повышению эффективности их деятельности.Однако, применение цифровых технологий для обеспечения гласности уголовного судопроизводства также связано с определенными рисками, в том числе:Возможность нарушения тайны следствия. Цифровые технологии могут использоваться для распространения информации о ходе расследования уголовного дела, что может привести к нарушению тайны следствия. Например, трансляция судебных заседаний в режиме реального времени может привести к разглашению информации, которая не подлежит разглашению.Возможность вмешательства в ход судебного разбирательства. Цифровые технологии могут использоваться для вмешательства в ход судебного разбирательства, например, путем распространения ложной информации о ходе судебного разбирательства. Например, распространение ложной информации о результатах судебного разбирательства в социальных сетях может повлиять на ход судебного разбирательства. [1, 3]Возможность распространения недостоверной информации о ходе судебного разбирательства. Цифровые технологии могут использоваться для распространения недостоверной информации о ходе судебного разбирательства, что может привести к искажению общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и судов. Например, распространение недостоверной информации о ходе судебного разбирательства в СМИ может привести к общественному осуждению подозреваемого или обвиняемого, даже если он будет оправдан судом.Для минимизации этих рисков необходимо обеспечить соблюдение следующих требований:1. Правовое регулирование применения цифровых технологий в уголовном судопроизводстве.В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий применение цифровых технологий в уголовном судопроизводстве. В этой сфере действуют отдельные нормы, предусмотренные различными нормативно-правовыми актами, в том числе:Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ),Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных".Эти нормы носят фрагментарный характер и не обеспечивают полноценного регулирования применения цифровых технологий в уголовном судопроизводстве. В частности, они не содержат конкретных положений о порядке применения цифровых технологий для обеспечения гласности уголовного судопроизводства.Необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, регулирующие применение цифровых технологий в уголовном судопроизводстве. Эти нормативные правовые акты должны содержать гарантии защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.2. Разработка и внедрение технических средств и технологий, обеспечивающих защиту информации. Необходимо разработать и внедрить технические средства и технологии, обеспечивающие защиту информации, которая не подлежит разглашению.Применение цифровых технологий в уголовном судопроизводстве связано с определенными рисками, в том числе с возможностью нарушения тайны следствия. Для минимизации этих рисков необходимо разработать и внедрить технические средства и технологии, обеспечивающие защиту информации, которая не подлежит разглашению.К таким техническим средствам и технологиям относятся:Шифрование данных. Шифрование данных является одним из наиболее эффективных способов защиты информации от несанкционированного доступа. Шифрование может применяться для защиты материалов уголовного дела, аудио- и видеозаписей судебных заседаний.Биометрическая аутентификация. Биометрическая аутентификация позволяет идентифицировать пользователя по его уникальным биометрическим характеристикам, таким как отпечатки пальцев, голос или изображение лица. Биометрическая аутентификация может использоваться для защиты доступа к материалам уголовного дела, а также для обеспечения участия в судебных заседаниях в режиме удаленного доступа.Видеоконференцсвязь. Видеоконференцсвязь позволяет участникам судебного разбирательства участвовать в судебном заседании, находясь в разных местах. Видеоконференцсвязь может использоваться для обеспечения участия в судебных заседаниях лиц, которые не могут присутствовать в суде лично, в том числе свидетелей, потерпевших и обвиняемых.Искусственный интеллект. Искусственный интеллект может использоваться для анализа данных и выявления угроз безопасности информации. Искусственный интеллект может применяться для мониторинга использования цифровых технологий в уголовном судопроизводстве, выявления попыток несанкционированного доступа к информации и предотвращения таких попыток.Разработка и внедрение технических средств и технологий, обеспечивающих защиту информации, является важной задачей, которая позволит обеспечить реализацию принципа гласности уголовного судопроизводства при соблюдении требований законности и защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.Конкретные меры по разработке и внедрению технических средств и технологий, обеспечивающих защиту информации, могут включать в себя следующее:Разработка и утверждение государственных программ по развитию технологий защиты информации в уголовном судопроизводстве.Финансирование исследований и разработок в области защиты информации в уголовном судопроизводстве.Сотрудничество с российскими и зарубежными компаниями, специализирующимися на разработке и производстве технических средств и технологий защиты информации.Обучение сотрудников правоохранительных органов и судов основам защиты информации.Реализация этих мер позволит обеспечить эффективное применение цифровых технологий в уголовном судопроизводстве с учетом требований законности и защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.3. Повышение квалификации работников правоохранительных органов и судов в области применения цифровых технологий. Применение цифровых технологий в уголовном судопроизводстве требует от работников правоохранительных органов и судов наличия определенных знаний и навыков в этой области. Для обеспечения эффективного применения цифровых технологий необходимо повышать квалификацию работников правоохранительных органов и судов в области применения цифровых технологий.Курсы повышения квалификации должны охватывать следующие темы:- Основы цифровых технологий. Работники правоохранительных органов и судов должны иметь базовые знания о цифровых технологиях, включая понимание принципов работы различных цифровых устройств и программных продуктов.- Применение цифровых технологий в уголовном судопроизводстве. Работники правоохранительных органов и судов должны знать, как использовать цифровые технологии для обеспечения гласности уголовного судопроизводства, в том числе для трансляции судебных заседаний в режиме реального времени, доступа к материалам уголовного дела в электронном формате, обеспечения возможности участия в судебных заседаниях в режиме удаленного доступа.- Защита информации в уголовном судопроизводстве. Работники правоохранительных органов и судов должны знать, как защищать информацию, которая не подлежит разглашению, при применении цифровых технологий в уголовном судопроизводстве.Курсы повышения квалификации должны проводиться специалистами в области цифровых технологий и права. Они должны быть направлены на формирование у работников правоохранительных органов и судов практических навыков применения цифровых технологий в уголовном судопроизводстве.Конкретные меры по повышению квалификации работников правоохранительных органов и судов в области применения цифровых технологий могут включать в себя следующее:- Разработка и утверждение государственных программ по повышению квалификации работников правоохранительных органов и судов в области применения цифровых технологий.- Финансирование программ повышения квалификации работников правоохранительных органов и судов.- Сотрудничество с российскими и зарубежными университетами и образовательными центрами, специализирующимися на подготовке специалистов в области цифровых технологий и права.Реализация этих мер позволит обеспечить эффективное применение цифровых технологий в уголовном судопроизводстве с учетом требований законности и защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.Выводы. Применение цифровых технологий для обеспечения гласности уголовного судопроизводства является перспективным направлением развития правосудия. При соблюдении необходимых правовых и технических требований оно может способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов и судов, а также созданию условий для формирования общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и судов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1

  


Ссылка для цитирования:

Федорова О.А. ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО, ГРАЖДАНСКОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА // Вестник науки №12 (69) том 5 ч. 1. С. 219 - 228. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/12085 (дата обращения: 17.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/12085



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.